Файл: Методические рекомендации по использованию составленной системы задач.rtf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Выбранные нестандартные задачи должны быть посильными для детей;
. Нестандартные задачи, отобранные для одного урока, должны быть разнообразными для воздействия на различные компоненты мышления;
. Если ученики не справляются с нестандартными задачами, то целесообразно оставить его на обдумывание до следующего урока;
. Ученикам можно дать необязательное домашнее задание по составлению аналогичных задач;
Результативность системы нестандартных задач является средством повышения уровня логического мышления учащихся 5 классов, развивает интеллект. Повышается успеваемость учащихся, прививается интерес к предмету.
Данная система нестандартных задач составлена для учителей преподающих в 5-6 классах.
Устойчивые положительные результаты можно получить при выполнении методических рекомендаций к данной системе нестандартных задач. Доказательством результативности опытно-экспериментальной работы по целенаправленному развитию логического мышления у школьников 5 классов явились данные контрольного этапа, который заключался в определении уровней сформированности логического мышления в целом (табл. 2), проведенного по тем же методикам, которые использовались в начале опытно-экспериментальной работы.
Таблица 2
Уровень развития логического мышления (до и после проведения эксперимента)
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | ||||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |
до | 3% | 2,5% | 34% | 36% | 63% | 61,5% |
после | 5,1% | 2,6% | 59% | 37% | 35,9% | 60,4% |
Для наглядности представим результаты контрольного этапа эксперимента на рисунке 2.
Рис.2 Результаты контрольного этапа эксперимента
Сравнивая результаты исследований, мы отмечаем значительные изменения. Больший процент школьников в экспериментальной группе стал обладать высоким уровнем логического мышления. Но в контрольной группе эти изменения незначительны, так как не учитывались психологические условия и средства формирования логического мышления.
Как показывают данные таблицы, процент школьников в экспериментальной группе, имеющих низкий уровень логического мышления снизился на 27,1 %, средний уровень стал характерен для 59 % испытуемых, что на 25 % больше, чем на констатирующем этапе эксперимента. На 2,1 % увеличилось число школьников, обладающих высоким уровнем логического мышления.
Вывод: проведенный анализ подтвердил эффективность предлагаемой системы нестандартных задач, обеспечившей более высокий уровень развития логического мышления у школьников средних классов, показал эффективность использованных нами средств развития логического мышления учащихся среднего школьного возраста.
5>
Заключение
Целью данной работы являлось разработать систему нестандартных задач и применение для развития логического мышления учащихся на уроках математики.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
Проанализирована психолого-педагогическая, научно-методическая литература для раскрытия сущности развития логического мышления, особенностей развития логического мышления учащихся при решении системы нестандартных задач.
Выявлены педагогические условия развития логического мышления у учащихся 5-6 классов.
Разработаны методические рекомендации по использованию составленной системы нестандартных задач для формирования и развития логического мышления.
Проведен педагогический эксперимент по теме исследования.
1) изучение проблемы развития логического мышления учащихся среднего школьного возраста;
) определение уровня сформированности логического мышления в экспериментальной и контрольной группах;
) проверка эффективности условий развития логического мышления в процессе решения системы нестандартных задач.
На констатирующем этапе осуществлялось изучение состояния развития логического мышления у школьников средних классов.
В работе также представлены результаты изучения динамики состояния развития логического мышления у школьников средних классов. Анализ динамики развития логического мышления у школьников средних классов на контрольном этапе эксперимента показал, что в результате экспериментальной работы у испытуемых экспериментальной группы произошло повышение уровня развития логического мышления. Такие изменения могут рассматриваться как правильная организация процесса развития логического мышления у школьников средних классов в процессе решения системы нестандартных задач.
Выявленные статистически значимые различия в динамике большинства исследованных в экспериментальных и контрольной групп, подтвержденные качественно-содержательным анализом и данными дополнительных методов исследования, свидетельствуют о том, что система нестандартных задач, которая реализована в ходе формирующего эксперимента, существенно влияет на эффективность процесса развития логического мышления у школьников средних классов.
В работе проведен анализ содержания нестандартных задач в учебниках математики 5-6 классов Н.Я. Виленкина, Э.Р. Нуркова, Г.В. Дорофеева.
. Нестандартные задачи включаются на уроках математики как при ознакомлении с новым материалом для мотивации познавательной деятельности учащихся, так и при закреплении для повышения интереса к изучению данной темы.
. Систематизированы нестандартные задачи по методам их решения, по содержанию и по темам. Нестандартные задачи можно включить при изучении практически любой темы.
Проведенное опытно-экспериментальное исследование показало наличие положительной динамики в развитии логического мышления школьников средних классов, за время эксперимента более чем у 30 % учеников экспериментального класса повысился уровень развития логического мышления, повышение интереса к занятиям и результатов в учебе. Данное обстоятельство, позволяет признать проведение опытно-экспериментального исследования успешным, а целесообразность и эффективность средств развития логического мышления школьников средних классов подтвержденными.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена. Проведенное позволило наметить направление дальнейшей работы в рамках проблемы развития логического мышления учащихся среднего школьного возраста.
Использованная литература
1. Авдонина Т. Формирование независимости мышления // Математика.- 2006.-№ 18.
2. Балл Г. А. О психологии содержания понятия «задача». - Вопросы психологии. - 1995 - № 3.
3. Большая советская энциклопедия. Т. 5. - М.,1978.
4. Битянова, М.Р. Работа психолога в школе /М.Р. Битянова, Ж.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева.- М.: Совершенство, 1998.-236 с.
5. Виленкин, Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С, Шварцбурд СИ. Математика. Учебник для 5 класса. 24-е изд., испр - М.: Мнемозина, 2008. -280с.
6. Виленкин, Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С, Шварцбурд СИ. Математика. Учебник для 6 класса - М.: Мнемозина, 2006.-288 с.
7. Виленкин Н.Я. Комбинаторика: М.,1969.
. Воронцова Л.Я. Развитие логического мышления на уроках математики // Образование в современной школе.-2007. -№2.
. Дорофеев,Г.В., Шарыгин И.Ф. Математика. Учебник для 5 класса.
. Дорофеев,Г.В., Шарыгин И.Ф. Математика. Учебник для 6 класса.
. Забрамная, С.Д. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование» /С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова. - М.: В. Секачёв, 2001. - 80 с.
. Зубарева И.И, Мордкович А.Г. Математика. Учебник для 5 класса.
13. Зубарева И.И, Мордкович А.Г. Математика. Учебник для 6 класса.
14. К вопросу о преподавании математики - В сб.: Психология обучения//под ред. И.С. Котетишвили. - Тбилиси: Мецниебера, 1931. - С.55-65.
. Квач, Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /. - М.: ВЛАДОС, 2001.- 274 с.
. Коррекционная педагогика /. - Ростов-н/Д: Март, 2002. - 304с.
. Костерин, Н. Преподавание математики в средних классах /Н. Костерин. - М.: Просвещение, 1980. -С.225.
. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребёнка от рождения до 17 лет: Учебное пособие третье издание/И.Ю.Кулагина. - М.: УРАО, 1997. - 176 с.
. Левитес, В.В. Задания для развития логического мышления детей / А.В. Белошистая, В.В. Левитес // Педагогические чтения памяти Л.Ю. Бобкова: Материалы V юбилейной региональной научно-практической конференции, посвященной 30-летию факультета Педагогики и методики начального образования (ПиМНО) 21-22 марта 2006 года.- Мурманск: МГПУ, 2006. Т 2. - С. 105-106.
. Игнатьев Е. И. Математическая смекалка. - М.: Омега, 1994.
. Левитес, В.В. Задания для развития логического мышления: учеб. пособие / А.В. Белошистая, В.В. Левитес. - Мурманск: Полиграфист, 2006. - 64 с.
. Левитес, В.В. О способах и средствах развития логического мышления / В.В. Левитес // Перспективы развития начального образования России: Материалы межвузовской научно-практической конференции 23-24 марта 2004 г. - Мурманск: МГПУ, 2004. - С. 54-58.
. Левитес, В.В. Развитие логического и алгоритмического мышления / А.В. Белошистая, В.В Левитес // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №9. - С. 15-23.