Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 История становления и развития адвокатской деятельности
1.2 Современное содержание адвокатской деятельности
1.3 Задачи и формы адвокатской деятельности
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
2.1. Проблемы осуществления адвокатской деятельности
Одним из основных этапов становления адвокатуры является исторический период, связанный с принятием Соборного уложения 1649 г., которое закрепило процедуру замещения лиц, не явившихся на судебный процесс, представителями, а также определило наемных представителей как основной действующий институт в целях правовой защиты граждан.
В.А. Виссаров2 считает, что Указ Петра I «О форме суда» от 05.11.1723 стал отправной точкой в развитии представительства в судебной системе ввиду того, что сами представители наделялись возможностью поимо физического представительства осуществлять также правозащитную деятельность в рамках судопроизводства.
Значимой датой в становлении российской адвокатуры является 1775 г., когда Екатериной II был принят Указ «Учреждения для управления губерний». Данный документ определил развитие адвокатской деятельности посредством введения института губернских стряпчих, которые осуществляли свои полномочия в качестве помощников прокурора, а так- же оказывали услуги, сопряженные с правовой защитой казенных интересов. Государственное закрепление института губернских стряпчих сопровождалось и всевозможными недобросовестными проявлениями в виде «подпольной адвокатуры». Выражалось данное явление в оказании правозащитной помощи посредством хитростей и недобросовестных приемов и методов. Лица, осуществляющие такую своеобразную форму адвокатской деятельности, именовались ябедниками. Государство стремилось пресечь действия ябедников. Закон от 15 октября 1809 г. выступил в роли регулятора и ограничителя деятельности ябедников, поскольку он ввел необходимость в регистрации государственных стряпчих в Конторе адресов. Это явление в более усовершенствованной форме существует и в современное время, поскольку сведения об адвокате после успешного прохождения квалификационного экзамена и принятия присяги вносятся в региональный реестр адвокатов3.
Помимо этого, Закон Российской империи от 14 марта 1832 г. ввел институт присяжных стряпчих при коммерческих судах. Оплата услуг стряпчих осуществлялась за счет доверителей.
Российская адвокатура получила свое окончательное оформление и становление в 1864 г., в период судебной реформы Александра II. Именно эту историческую дату многие исследователи отмечают как отправную точку в развитии института адвокатуры в России, связывая это с тем, что «дореформенная адвокатура» не
обладала необходимыми знаниями и навыками, а адвокаты не были достаточно квалифицированы в своей деятельности.
Согласно реформе 1864 г. адвокатура впервые выступила в форме самоуправляющей организации по защите прав граждан в виде присяжных поверенных. Судебное представительство стало четко структурированным и включало в себя общее собрание и совет, который избирался самим собранием. Данные новшества позволили объединить в единое учреждение присяжных поверенных, что, безусловно, положительным образом отразилось на результативности их деятельности. Однако не исключалось присутствие поверенных, которые не входили бы в данную организованную структуру, что в результате было регламентировано в 1874 г. с помощью контрреформ. Таким образом, в данном историческом периоде возник новый юридический институт частных поверенных.
К присяжным поверенным предъявлялись определенные требования: наличие высшего юридического образования и юридический стаж не менее 5 лет. Однако институту судебного представительства до революционного переворота был присущ гендерный признак, поскольку поверенными могли быть лишь лица мужского пола. В середине 1970-х гг. поступила инициатива о допуске женщин к профессии частных поверенных, но она не увенчалась успехом. Министерство юстиции запретило ее введение. Результатом революционных событий 1917 г. стала подготовка законопроекта о российской адвокатуре, который наконец допускал женщин к адвокатской деятельности4.
Новый виток в развитии адвокатской деятельности был достигнут учреждением в 1918 г. Декрета о суде № 2. Данный документ ввел правозаступнические коллегии, представляющие собой как общественное обвинение, так и защиту. Лицо, которое желало быть членом такой коллеги, должно было приобрести соответствующую рекомендацию от Совета депутатов. Именно эти граждане получали возможность на выступление в суде на возмездной основе.
В данный период институту адвокатуры была присуща общественная функция, которая предусматривала защиту круга интересов трудового народа. Однако зависимость адвокатов от государственно-властного аппарата сохранялась. Эта зависимость получила поддержку в 1918 г. с учреждением Декрета ВЦИК, который учредил Положение о народном суде РСФСР.
Период 1917–1920 гг. характеризовался существенными изменениями и нововведениями, которые в буквальном смысле старались уничтожить институт адвокатуры, достигнутый реформаторством Александра II.
Период, который наступил вслед за революцией, серьезным образом подрывал принцип законности и виновности ввиду того, что с 1917 по 1922 гг. ответственность за уголовные нарушения и в принципе весь судебный процесс устанавливались государственно-властными органами и формированиями. Также в этот период имели место органы, на которые возлагались обязанности внесудебных репрессий. Основное назначение права и его принципы практически не учитывались.
Впоследствии в государстве и обществе появилась необходимость в возращении института адвокатуры. На это во многом повлиял социально-экономический кризис, поскольку возникла потребность в защите интересов предпринимателей, которым предоставлялась определенная часть национализированной промышленности.
На IX Всероссийском съезде Советов прозвучала позиция, которая предусматривала восстановление строгого революционного принципа законности в государстве. Утверждалось, что лица, которые связаны с государством договорными отношениями, должны быть уверены в правовой защите своих интересов, а судебная система должна быть возвращена на соответствующий уровень состязательности и законности. Этот съезд стал отправной точкой в создании обособленной и унифицированной судебной системы, заменявшей ревтрибуналы. Данная судебная система выглядела следующим образом: народные суды, губернские суды, а также Верховный Суд РСФСР5.
Со временем адвокатская деятельность полностью потеряла черты независимости на том основании, что уже и плату за свои услуги они не могли устанавливать самостоятельно. Зато государство усиливало свои позиции над адвокатурой.
Ситуация стала меняться в период нахождения у власти Н.С. Хрущева. Он отдавал главенствующую позицию в государстве праву и лицам, способствующим осуществлению законного правосудия.
В 1979 г. был принят первый закон об адвокатуре, который регламентировал адвокатскую деятельность и унифицировал принципы ее организации.
Поимо этого, Закон СССР урегулировал процедуру создания добровольных объединений, осуществляющих правозащитную деятельность
, ввел обязательное высшее юридическое образование для адвокатов, отрегулировал порядок стажировки, который ранее не освящался в законодательных актах, а также значительно увеличил круг полномочий адвокатов.
Государство осуществляло контроль за количеством и структурой дел, за инициативностью адвокатов в судебных заседаниях и т.п. Кроме этого, на адвокатов также была возложена обязанность осуществлять распространение положений о социалистической законности в целях правового просвещения населения.
Заключительным этапом в эволюционном оформлении современного института адвокатской деятельности является 2002 г. Данный исторический период характеризуется учреждением нового законодательства об адвокатской деятельности.
Таким образом, эволюция адвокатской деятельности на протяжении всего исторического периода развития нашей страны показывает, что современная организация института адвокатуры, формирующая профессиональное объединение лиц, обладающих квалифицированными юридическими знаниями и осуществляющих правозащитную деятельность на профессиональной основе, является наилучшей моделью формы и содержания адвокатской деятельности.
1.2 Современное содержание адвокатской деятельности
В настоящее время в Российской Федерации адвокатура представляет собой законное объединение юристов, главная задача которого - оказание профессиональной юридической помощи всем, кому она необходима. Правовая деятельность адвокатуры регламентируется Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»6. Понятие «адвокатура» содержится в ст. 3 названного закона, в соответствии с которым «Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления».
Профессиональная деятельность адвокатуры осуществляется в соответствии с основополагающими принципами, среди которых главным является законность. Данный принцип состоит из двух аспектов. Первый выражается в праве на оказание профессиональной юридической помощи, второй - в выборе методов, которые используются для оказания квалифицированной юридической помощи.
Выделяются и функционируют и другие принципы, на базе которых адвокаты основывают свою профессиональную деятельность. К таковым относят:
- корпоративность,
- независимость,
- равноправие адвокатов,
- не разглашения тайны клиента и др.
Адвокатура как целостный институт функционирования имеет в своей деятельности определенные задачи, которые делятся на общие и частные.
Общая задача адвокатуры заключается в том, чтобы оказывать квалифицированную юридическую помощь всем, кто в ней нуждается.
Частных задач у адвокатуры несколько, в соответствии с которыми она:
во-первых, представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;