Файл: Практических заданий по дисциплине отечественный опыт обучения иностранным языкам.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 392
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Содержание:
Практическое задание №1. Этапы развития отечественной методики обучения иностранным языкам 3
1. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития отечественной методики обучения иностранным языкам 3
2. Опишите суть грамматико-переводного метода обучения иностранным языкам 7
3. В чем особенность прямого метода обучения иностранным языкам? 8
4. Что лежит в основе смешанных методов обучения иностранным языкам? 8
5. Охарактеризуйте методические принципы, которые лежат в основе сознательно -сопоставительного метода обучения иностранным языкам 9
6. Какие требования к процессу обучения выдвигал Б.В. Беляев? 9
7. Игровой метод обучения иностранным языкам 10
8. Перечислите и опишите преимущества интерактивного обучения? 11
9. Приведите пример фонетической игры 11
10. Приведите пример лексической игры 11
Практическое задание №2. Современные методы обучения иностранным языкам 12
1. Основные функции игровой деятельности 12
2. В чем состоит результат коммуникативного обучения? 12
3. Какие принципы коммуникативного метода в обучении иностранным языкам были выдвинуты Е.И. Пассовым? 13
4. Расшифруйте термин “поликультурная личности” 13
5. Какие типы упражнений существуют по классификации С. Ф. Шатилова? 14
6. Какие возможности учащихся раскрываются с помощью метода Г. Лозанова? 15
7. Чем знаменит Дж. Дьюи? 16
8. Опишите сильные и слабые стороны проблемного обучения? 16
9. Подробно охарактеризуйте образовательные концепции, которые сформировали идеи модульного обучения: Батавия-план, Виннетка-план, Дальтон-план, план Келлера 16
10. Предложите методику работы с аудиотекстом 19
Практическое задание №1.
Этапы развития отечественной методики обучения иностранным языкам.
1. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы развития отечественной методики обучения иностранным языкам.
План:
-
Дореволюционный период XVII (1860) - 1917 г. -
II. Послереволюционный период
• 1 этап - 1917 - 1930 гг.;
• 2 этап - 1931 -1940 гг.;
• 3 этап - 1941 -1960 гг.;
• 4 этап – 1961 -1970 гг.;
• 5 этап - 1971 -1989 гг.;
• 6 этап - 1990 – н.в.
XVII (1860) - 1917 гг. Практическая цель: Большое внимание новым языкам (немецкий, французский).
Рецептивное владение языком (чтение художественной и научной литературы); Общеобразовательная цель общее умственное развитие, развитие логического мышления; Содержание: иноязычные тексты
Методы: Грамматико-переводный; текстуально-переводный
XVII (1860)-1917 гг. Принципы:
• Принцип наглядности;
• Принцип опоры на текст
Ведущие представители: К. Д. Ушинский, Л. В. Щерба, Н. Н. Стромилов, И. Бодуэнде-Куртенэ
Анализ:
• Осознание необходимости овладения современными ИЯ (немецкий и французский);
• Приоритетное признание общеобразовательного значения ИЯ;
• Изучение ИЯ только в гимназиях и реальных училищах.
-
1 этап: 1917 - 1930 гг.
Практическая цель - формирование рецептивных умений и навыков (научить учащихся читать и понимать иноязычный текст с помощью словаря).
Общеобразовательная цель - ознакомление учащихся с культурой и бытом носителей языка, с общественной и политической жизнью страны.
Содержание: иноязычные тексты, лексика, грамматика, умение чтения
Метод: прямой метод; грамматико-переводный
Принципы:
• беспереводный способ семантизации новой лексики;
• имитационный путь усвоения языкового материала;
• чтение иноязычного текста с целью обучения языковому материалу;
• принцип сопоставления явлений изучаемого и родного языков;
Ведущие представители: К. А. Ганшина, Л. В. Щерба, А. А. Любарская
Анализ:
Лозунг «Иностранные языки в массы»;
Создание «русского варианта» прямого метода;
Чтение текстов как центр всей работы над языком;
Введение устного вводного курса;
Активный и пассивный запас лексики;
Обучение грамматике - путем наблюдений.
2 этап: 1931 - 1940 гг.
Практическая цель: обучить учащихся чтению и пониманию текста;
С 1935 г. цель обучения - развитие речевых умений
Общеобразовательная цель: развитие мышления
Содержание: тексты, лексика, грамматика, умение чтения, устная речь
Методы: грамматико-переводный метод; комбинированный (смешанный) метод
Принципы:
• принцип сознательности;
• принцип опоры на родной язык;
• принцип параллельного обучения всем видам РД
Ведущие представители: Л. В. Щерба, К. А. Ганшина, И. А. Грузинская
Анализ:
- научное обоснование преподавания ИЯ (Л. В. Щерба, 1926; К. А. Ганшина, 1930; И. А. Грузинская, 1933)
- обоснование практической цели обучения ИЯ;
- переход к комплексному обучению;
- замена вводно-фонетического курса фонетико-орфографическим;
- проблема отбора словаря;
- введение понятий - активная и пассивная грамматика (Л. В. Щерба);
- разработка комплекса лексических упражнений;
- перевод - одно из средств семантизации новой лексики;
- создание систематического курса грамматики;
- минимизация грамматического материала обучение ИЯ в зависимости от возрастных особенностей.
3 этап 1941 - 1960 гг.
Общеобразовательная цель – рецептивное овладение иностранным языком
Ведущий метод – сознательно-сопоставительный
Принципы:
• принцип сознательности;
• принцип опоры на родной язык;
• рецептивное овладение языком;
Теоретическое обоснование Щерба Л. В. «Преподавание ИЯ в средней школе: Общие вопросы методики» (1947)
Постановление «Об улучшении изучения ИЯ в средней школе» (1947)
Формирование научной школы под руководством. Л. В. Щербы (И. В. Рахманов, И. В. Карпов, А. А. Миролюбов, З. М. Цветкова, В. Д. Аракин, В. С. Цетлин и др.)
Анализ:
• теория рецептивного и репродуктивного усвоения;
• чтение иноязычных текстов с целью извлечения информации;
• решение проблемы отбора словаря (И. В. Рахманов, Л. В. Щерба);
• выделение активной и пассивной грамматики (Л. В. Щерба);
• попытка создания фонетического минимума;
• теоретизация грамматики • отсутствие практической направленности;
• отказ от обучения устной речи (отсутствие социального заказа).
4 этап 1961 - 1970 гг.
Практическая цель – практическое владение иностранным языком
Содержание: устная речь (монологическая и диалогическая), фонетика, грамматика, лексика, умение аудирования, чтения, говорения, письма
Метод: сознательно-практический (Б. В. Беляев)
Принципы:
• принцип устного опережения;
• принцип взаимосвязанного обучения устной речи, чтению и письму;
• принцип речевой направленности (практическая тренировка в иноязычной речи);
• принцип устной основы обучения.
Постановление «Об улучшении преподавания ИЯ» (1961) Ведущие представители: Б. В. Беляев, А. А. Миролюбов, А. П. Старков, Н. И. Гез, П. Б. Гурвич, З. М. Цветкова, С. Ф. Шатилов, Н. И. Жинкин, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, И. Л. Бим, Г. В. Рогова.
Анализ:
• введение тематики (ситуаций) для развития устной речи;
• чтение с целью извлечения информации;
• разработка теории упражнений (И. Д. Салистра, И. В. Рахманов, Б. А. Лапидус, Е. И. Пассов, С. Ф. Шатилов, М. С. Ильин, Э. П. Шубин, Н. И. Гез);
• дифференцированное обучение разным сторонам устной речи: диалогической и монологической;
• обучение аудированию;
• проблема контроля успешности обучения;
• учет родного языка;
• разработка УМК (А. П. Старков, И. Л. Бим, И. Н. Верещагина, В. А. Слободчиков)
• разрыв между теорией и практикой преподавания.
5 этап: 1971 - 1989 гг.
Практическая цель-овладение коммуникативными умениями во всех видах РД
Е. И. Пассов - освоение иноязычной культуры (1987)
И. И. Халеева - формирование вторичной языковой личности (1989)
Общеобразовательная цель - развитие интеллектуальных умений и ценностных ориентаций; Воспитательная цель - формирование положительного отношения к ИЯ, к культуре народа говорящего на этом языке;
Развивающая цель - развитие познавательных способностей, развитие речевой активности, совершенствование культуры умственного труда.
Содержание: речевой материал (реч. образцы, тексты), языковые знания; лексические, грамматические, произносительные навыки; умения аудирования, говорения, чтения и письма; лингвострановедческие и страноведческие знания
Принципы:
• принцип коммуникативности (практическая направленность);
• принцип дифференцированного подхода к обучению;
• комплексный подход к обучению аспектам языка на основе речевых образцов;
• принцип устной основы и устного опережения;
• принцип учета родного языка.
Ведущие представители: И. И. Халеева, Е. М. Верещагин, И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, В. П. Кузовлев, Б. А. Лапидус, Г. В. Рогова, Е. И. Пассов, А. А. Миролюбов
Анализ:
• Коммуникативный метод обучения говорению (Е. И. Пассов, 1991).
• Этапы формирования речевого умения:
- этап формирования речевых навыков;
- этап совершенствования речевых навыков;
- этап развития собственно умения;
• обучение аудированию (Н. И. Гез, 1977; Н. В. Елухина, 1989);
• классификация видов чтения (С. К. Фоломкина, 1987);
• проблема контроля обученности учащихся (М. Е. Брейгина, А. Д. Климентенко, С. Ф. Шатилов, Е. И. Пассов, С. К. Фоломкина);
• теория упражнений (Г. М. Уайзер, А. Д. Климентенко, 1972; С. Ф. Шатилов,• теория упражнений (Г. М. Уайзер, А. Д. Климентенко, 1972; С. Ф. Шатилов, 1986; А. А. Миролюбов, 1973; Е. И. Пассов, 1989; Р. К. Миньяр. Белоручев, 1975; М. Ф. Стронин, 1985; Рахманов, 1980);
• изучение и внедрение в практику обучения концептуальных положений из смежных с методикой дисциплин: Языкознание - коммуникативная лингвистика, функциональная грамматика, лингвистика текста, лингвострановедческая теория слова, речевой этикет. Дидактика - оптимизация учебно-воспитательного процесса (Ю. К. Бабанский, 1982, А. Л. Бердичевский, 1989; И. Л. Бим, 1988).
Психология - личностно-деятельностный подход (И. А. Зимняя, 1978, И. Л. Бим, 1988). Психолингвистика - психология общения (А. А. Леонтьев); Коммуникативная методика обучения иноязычному общению (Е. И. Пассов, 1989; И. Л. Бим, 1988; А. А. Алхазишвили, 1988; В. Л. Скалкин, 1981),
• Различные направления методики в 80 -е годы: «Теоретические основы методики…, 1981; Методика• Различные направления методики в 80 -е годы: «Теоретические основы методики…, 1981; Методика обучения ИЯ…, 1982; Основы методики преподавания, 1986; методика преподавания англ. языка на начальном этапе обучения Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина, 1988); немецкого языка (Г. В. Бим, 1988; С. Ф. Шатилов, 1986).
6 этап: 1990 - по н.в.
Практическая цель - формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетентностей.
Общеобразовательная цель - развитие интеллектуальных и познавательных способностей школьников, в частности, способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению ИЯ, к дальнейшему самообразованию с его помощью.
Воспитательная цель - развитие таких личностных качеств, как целеустремленность, умение работать в сотрудничестве, толерантность, ответственность, самостоятельность, творческая активность.
Развивающая цель - развитие эмоциональнооценочного отношения к миру, формирование способности к самонаблюдению, самооценке. ФГОСы начального, основного, среднего (полного) общего образования.