Файл: Практических заданий по дисциплине отечественный опыт обучения иностранным языкам.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 396
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Какие возможности учащихся раскрываются с помощью метода Г. Лозанова?
Суггестопедический метод, получивший международное признание, возник в Болгарии в 60-е гг. XX в. и связан с именем его создателя — Г. Лозанова. Слово «суггестия» происходит от лат. suggestum, что означает «подставлять», «нашептывать», «внушать».
Суггестология — наука о внушении, суггестопедия — ее применение в педагогике. Информация извне может проникать во внутренний мир личности, утверждает Лозанов, по двум каналам — сознательному и неосознаваемому
Суггестопедическое направление в педагогике появилось в связи с попыткой болгарского врача-психотерапевта Георгия Лозанова использовать суггестию как средство активизации резервных психических возможностей личности в учебном процессе, в частности при обучении иностранным языкам. Метод суггестопедии получил широкое распространение в 60-70-е годы XX века, особенно в странах бывшего социалистического содружества.
Эффективность суггестопедической системы обучения заключается в ее направленности на комплексное развитие личности обучаемого, на одновременное развитие интеллектуальных, эмоциональных и мотивационных ее сторон. Реализация установки на раскрытие резервов личности учащегося осуществляется за счет следующих факторов: творческая роль преподавателя и, как следствие его авторитет; высокий эмоциональный тонус аудитории и эмоциональная включенность в учебный процесс, высоко мотивированная учебная деятельность, направленная на содержание обучения, создаваемые преподавателем с помощью специальных педагогических способов и приемов.
В современных вариантах описываемого метода обучения, опирающихся на свойство нелинейности психической деятельности человека, также важная роль принадлежит формированию состояния радости и удовольствия от выполняемой учебной работы. Это создает впечатление ухода от внимания к собственно содержанию изучаемого материала. Однако, именно в отвлечении сознания и переносе умственной нагрузки на уровень неосознаваемой деятельности заключается один из «движущих» механизмов эффективности обучения.
7. Чем знаменит Дж. Дьюи?
Джон Дьюи (1859–1952) — американский социальный философ и педагог, теоретик прагматизма. Преподавал в Мичиганском, Чикагском университетах, был профессором Колумбийского университета в Нью-Йорке. Автор более 30 книг и около 900 научных статей. Основные сочинения философа посвящены исследованию проблем общественного развития, теории человеческой природы, опыта и познания, педагогики и философской логики. В этих работах Дьюи развивает, перерабатывает и видоизменяет фундаментальные принципы прагматизма. Среди основных работ Дьюи: «Образование. Школа и общество» (Education. The School and Society, 1899); «Опыт и образование» (Experience and Education, 1938), а также Психология» (Psychology, 1886); «Исследования по теоретической логике» (Studies in Logical Theory, 1903); «Как мы мыслим» (How We Think, 1910); «Очерки экспериментальной логики» (Essays in Experimental Logic, 1916); «Реконструкция в философии» (Reconstruction in Philosophy, 1920); «Человеческая природа и поведение» (Human Nature and Conduct, 1922); «Опыт и природа» (Experience and Nature, 1925); «Поиск достоверности» (The Quest for Certainty, 1929); «Общая вера» (A Common Faith, 1934); «Искусство как опыт» (Art as Experience, 1934); «Логика как теория исследования» (Logic, the Theory of Inquiry, 1938); «Свобода и культура» (Freedom and Culture, 1939).
8. Опишите сильные и слабые стороны проблемного обучения?
Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они «выращиваются». Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы «выращивать» эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Идеи проблемного обучения получили реализацию в системах развивающего обучения.
9. Подробно охарактеризуйте образовательные концепции, которые сформировали идеи модульного обучения: Батавия-план, Виннетка-план, Дальтон-план, план Келлера.
Бaтaвия-плaн – этo cиcтeмa yчeбнoй и вocпитaтeльнoй paбoты в шкoлe. Ee глaвнaя ocoбeннocть зaключaeтcя в тoм, чтo знaчитeльнaя чacть вpeмeни yдeляeтcя индивидyaльным зaнятиям c oтcтaющими и cпocoбными yчeникaми. Haимeнoвaниe oбpaзoвaтeльнoй cиcтeмы пpoизoшлo oт нaзвaния гopoдкa Бaтeйвия, CШA. Бaтaвия-плaн нaчaл пpимeнятьcя в 1898 гoдy, шиpoкyю извecтнocть пpиoбpeл в нaчaлe пpoшлoгo вeкa.
Becь yчeбный пpoцecc дeлитcя нa cлeдyющиe чacти:
Oбычныe ypoки в клacce.
Индивидyaльныe зaнятия, к чиcлy кoтopыx мoжнo oтнecти пoмoщь oтcтaющим пo пpeдмeтy yчeникaм и дoпoлнитeльныe зaнятия co cпocoбными peбятaми, oпepeжaющими в paзвитии cвoиx cвepcтникoв.
Taким oбpaзoм, cтaндapтнoe клaccнo-ypoчнoe oбyчeниe былo дoпoлнeнo. Индивидyaльныe зaнятия пpoвoдилиcь cиcтeмaтичecки в paмкax oбщeй yчeбнoй paбoты, oбe чacти cлилиcь вoeдинo.
Для oкaзaния пoмoщи oтcтaющим пpиглaшaли нa paбoтy нecкoлькo yчитeлeй, cтaнoвившиxcя пoмoщникaми тex, ктo вeл ypoки. Пpи индивидyaльнoй paбoтe c oтcтaющими yчeникaми yчитeля pyкoвoдcтвoвaлиcь cлeдyющими пpaвилaми:
He дaвaть нoвыx знaний. 3aдaчa yчитeля в тoм, чтoбы выяcнить, чтo знaeт yчeник.
He дeлaть зaдaния зa шкoльникa, нyжнo видeть, чтo oн дeлaeт caм.
Heльзя oпepeжaть мaтepиaл, пpoйдeнный нa oбщeм ypoкe.
Ecли в клacce былa нopмaльнaя нaпoлнeннocть, тo yчитeль мoг oбxoдитьcя бeз пoмoщникoв. Oн caм дeлил cвoe вpeмя мeждy paбoтoй c клaccoм и индивидyaльным кoнcyльтиpoвaниeм. Джoн Keннeди, инcпeктop шкoл и aвтop пpoeктa, пpeдпoлaгaл , чтo в клacce дoлжнo пpoвoдитьcя пять oбщиx ypoкoв, a ocтaльнoe вpeмя дoлжнo тpaтитьcя нa зaнятия c oтдeльными yчeникaми.
Taкиe нoвoввeдeния пoзвoлили yлyчшить пpoцecc oбyчeния. B бoтaвcкoй cиcтeмe yчeник мoжeт ocвaивaть мaтepиaл в yдoбнoм для нeгo тeмпe. Kтo-тo мoжeт пpeoдoлeть oтcтaвaниe oт oднoклaccникoв блaгoдapя индивидyaльным кoнcyльтaциям, ктo-тo мoжeт пoлyчить знaния вышe cpeднeгo ypoвня. Учитeлю в тaкoй cиcтeмe нe пpиxoдитcя бyквaльнo paзpывaтьcя нa чacти. Kpoмe тoгo, этa opгaнизaция шкoльнoгo oбpaзoвaния cпocoбcтвyeт лyчшeмy pacкpытию кaчecтв кaждoгo peбeнкa.
Виннетка-план – система индивидуализированного обучения. Возник в 1921 г. Название получил по селению Уиннетка, или Виннетка (штат Иллинойс, США). Автор инспектор школ К. Уошберн, пытался одновременно индивидуализировать и темп, и содержание обучения. Учебные материалы, рассчитанные на достижение уч-ся четко определенных целей, прорабатывались в первой половине дня индивидуально.
Обучение по “Виннетка-план” сопровождалось «диагностическим» тестированием, к – рое определяло степень приближения уч-ся к запланированным результатам, и предусматривало возможность введения дополнительного и вспомогательного материала, Во второй половине дня учёба дополнялась групповой деятельностью уч-ся, направленной на приучение школьников к коллективному труду.
Групповые проекты, для участия в которых отводилось 2 ч в день в течение 1-4,5 мес., не относились к к.-л. учебному предмету, а ставили целью развить потенциал каждого ученика (в совместных театральных постановках, музыкальных представлениях, работе в школьных кооперативах и пр.). Дидактические особенности по системе “виннетка-план” предвосхитили практику программированного обучения.
Дальтон-план - система индивидуализированного обучения появилась в 1905 г. автор которой – американская учительница Елена Паркхерст. Новый способ планирования и организации учебного процесса получил название далтон-план, так как впервые был применён в школах г. Далтон (штат Массачусетс). Другие названия далтон-плана: лабораторная система, система мастерских – говорят сами за себя. В организации учебного процесса, предложенного Е. Паркхерст, сразу бросалось в глаза главное отличие от классно-урочной системы: основная учебная работа осуществлялась не в классе на уроке, а индивидуально в лабораториях, мастерских, кабинетах, библиотеках. Целью обучения по далтон-плану являлась организация индивидуальной учебной работы с максимальным учётом особенностей каждого ученика. В далтон-плане отсутствовало объяснение учителем нового материала. Роль учителя заключалась в организации работы учащихся и оказании им необходимой помощи. Класс как группа учащихся сохранялся
, однако уроков в обычном понимании не существовало. Коллективной работе с участием всего класса отводился лишь один час в день, остальное время дети должны были заниматься индивидуально, выполняя задания, разработанные учителем. Для этого рабочие места учащихся укомплектовывались необходимыми учебными пособиями, инструкциями по изучению теоретического материала и выполнению учебных заданий. Общего плана занятий также не было. Программы обучения разбивались на ряд заданий по месяцам с указанием сроков их выполнения. Учёт выполнения учебных заданий вёлся в индивидуальных карточках учащихся и сводной таблице класса. Стремление индивидуализировать учебный процесс, безусловно, относится к главным достоинствам обучения по далтон-плану. Это сделало новую систему обучения очень популярной во всём мире. Для её реализации было разработано много методических приёмов, которые и сегодня используются для индивидуализации учебного процесса и активизации учебно-познавательной деятельности. Далтон-план стал основой для разработки ряда других систем обучения, таких, как бригадно-лабораторный метод. Однако у обучения по далтон-плану обнаружились и недостатки, которые были обусловлены снижением роли учителя и ученического коллектива в учебном процессе и приводили к снижению уровня подготовки. Это привело к тому, что популярность далтон-плана после двух десятилетий его активного распространения пошла на убыль.
План Келлера - персонализированная система обучения, система индивидуализированного обучения, созданная американским психологом и педагогом Ф.С. Келлером для высших учебных заведений. Первоначально план разрабатывался в 1963 - 1964 как система преподавания психологии в Бразильском университете; в 1968 предложен в обобщённом виде как общедидактическая система учебной работы в вузе.
Основные черты плана: ориентация на полное усвоение учебного материала, включая требование обязательного усвоения предыдущего раздела как непременное условие перехода к следующему; индивидуальная работа учащихся в собственном темпе; использование лекций лишь в целях мотивации и общей ориентации учащихся; применение печатных учебных пособий — руководств для изложения учебной информации; текущая оценка усвоения материала по разделам. Курс делится преподавателем на ряд тематических разделов (учебных единиц или модулей; как правило, их 15- 20). Каждый обучаемый получает учебное пособие — руководство (последовательно по каждому разделу), где указаны цели изучения раздела, рекомендуются определённые виды учебной деятельности, приводится перечень вопросов для самопроверки. После усвоения каждого раздела учащийся сдаёт зачёт и только после получения удовлетворительной оценки переходит к изучению следующего раздела. Наибольшее распространение план получил в вузах США, где применяется в преподавании как естественно-научных, так и гуманитарно-общественных дисциплин.