Файл: Региональная модель научнометодического сопровождения педагогов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Региональная модель научно-методического сопровождения педагогов.
Методическое сопровождение педагогических работников – целенаправленный организованный процесс, направленный на повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов, путем их непрерывного профессионального развития, в том числе преодоления профессиональных затруднений.
В условиях модернизации системы образования возрастает актуальность задачи проектирования и построения модели методического сопровождения, максимально учитывающего особенности региона, объективные и субъективные потребности педагогических работников в повышении квалификации.
Региональная методическая служба призвана повысить уровень профессионального развития педагогов в формате непрерывного образования, развивать постоянно действующую систему их профессиональной поддержки через активную методическую деятельность, оптимизацию ресурсов инновационных образовательных организаций, создание точек профессионального и карьерного роста педагогов.
Успех развития системы образования в значительной степени зависит от профессионализма педагогических кадров, их готовности к инновационному обновлению образовательного процесса. Эту готовность может обеспечить методическая служба, охватывающая все категории педагогов.
Цели методической работы:
- повышение уровня профессионально-педагогической культуры педагогов на основе выявленных профессиональных дефицитов и потребностей региона;
- обеспечение методического сопровождения образовательного процесса в современных условиях;
- формирование управленческого резерва для учреждений образования округа;
- создание системы работы с молодыми педагогами.
Для достижения поставленных целей необходима реализация следующих задач:
- развивать деятельность методических объединений всех уровней;
- организовать сетевое взаимодействие педагогов (методические объединения, профессиональные сообщества);
- обобщать и тиражировать лучшие педагогические и управленческие практики
;
- внедрить практико-ориентированный подход в системе повышения квалификации педагогов и менеджеров образования;
- обновлять содержание дополнительного профессионального образования, ориентированного на профессиональные затруднения, и потребности региональной системы образования;
- повышать мотивацию на профессиональное развитие, в том числе через систему профессиональных конкурсов и аттестации;
- разрабатывать индивидуальные маршруты непрерывного развития и профессионального мастерства педагогических работников;
- анализировать результаты деятельности учебно-методических объединений;
- проводить мониторинг результатов деятельности с молодыми педагогами;
- развивать конкурентную среду учреждений дополнительного профессионального образования и высшего профессионального образования, осуществляющих повышение квалификации педагогов.
Основным организационным элементом методического сопровождения педагогических работников является методическая служба – обобщенное наименование организационных структур и организаций, реализующих мероприятия по методическому сопровождению педагогов на разном уровне (локальном, муниципальном, региональном, федеральном).
Основные субъекты методической службы:
1) на федеральном уровне – Министерство просвещения Российской Федерации, Академия Министерства Просвещения России, федеральные центры научно-методического сопровождения педагогов (частично);
2) на региональном уровне –
Министерство образования и науки региона |
Региональный институт образовательной политики |
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников |
3) на муниципальном уровне
Районные управления образования |
ММС |
4) на локальном уровне (образовательная организация) –
методический совет |
методическое объединение. |
Профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, союзы, общественные организации) в качестве субъектов методической службы могут действовать на всех уровнях, в зависимости от их масштабности, активности.
Непрерывное профессиональное образование можно представить в виде трех групп:
1) формальное образование (профессиональная переподготовка, повышение квалификации);
2) неформальное образование (образование по свободному выбору, не регламентируемое местом, сроком, формой обучения, не сопровождающееся итоговой аттестацией: вебинары, семинары, круглые столы, конференции, проблемные, творческие, научно-исследовательские группы и т. д.);
3) информальное образование (спонтанное образование посредством средств массовой информации, медиасферы, индустрии досуга, посещения учреждений культуры, чтения книг, путешествий, самообразования и т.д.).
Отдельное внимание необходимо обратить на региональных методистов (региональный актив) – педагогов высокой квалификации, подтвердивших свой высокий методический уровень, включенных в региональный методический актив и участвующих в методическом сопровождении педагогов непосредственно в образовательных организациях, что наиболее эффективно можно организовывать путем сетевого взаимодействия.
Процесс методического сопровождения предусматривает планирование и реализацию системы различных событий, ситуаций, мероприятий по поддержке педагога и может содержать:
– посещение уроков (других занятий) и анализ деятельности педагога;
– консультирование педагогов;
– заседания методических объединений, групп;
– трансляцию педагогического опыта;
– освещение достижений науки и практики и др.
Организация методического сопровождения включает три основных фазы:
1) подготовительная (диагностика и планирование);
2) основная (реализация запланированных действий);
3) оценочная (анализ результатов реализации).
При этом необходимо понимать, что основная фаза (2) должна подразумевать не только итоговую, но и промежуточные оценки (3), по результатам которых могут потребоваться коррективы в планировании (1).
Диагностика сформированности профессиональных компетенций осуществляется с согласия педагогического работника и подразумевает в первую очередь выявление профессиональных затруднений, имеющихся у педагога, однако не менее важно выявление и тех зон, где педагог проявляет наибольшие профессиональные успехи.
Методическое сопровождение должно быть направлено на повышение мотивации педагогического работника, на повышение его профессиональной удовлетворенности. Диагностика должна проводиться комплексно, учитывая как объективные факторы, так и субъективные, то есть, в качестве одного из ее инструментов должно быть получение обратной связи непосредственно от педагога (анкетирование, интервью, самоанализ, саморефлексия формирования собственной траектории и т. п.). Крайне важно, чтобы потребность в методическом сопровождении, в том числе проведении диагностики сформированности профессиональных компетенций, исходила от самого педагогического работника. В связи с этим одна из задач методической службы – формирование культуры саморефлексии и потребности в постоянном совершенствовании.
Предметом диагностики сформированности профессиональных компетенций, в зависимости от сферы профессиональной деятельности педагога (занимаемой им должности), могут быть следующие области:
– предметные знания;
– освоение методики;
– психолого-педагогическая компетентность;
– функциональная грамотность;
– применение информационно-коммуникационных технологий и др.
По результатам диагностики осуществляется планирование методического сопровождения, которое может подразумевать различные виды действий. Формализацию планирования исключительно важно осуществлять в виде индивидуального образовательного маршрута. Это оформленный в виде документа комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическим работником необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагога, его личностные ресурсы, педагогический контекст образовательной организации, в которой он работает, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования федерального и регионального уровней.
Реализация запланированных действий должна предусматривать периодические промежуточные оценки (как правило, по окончании выполнения тех или иных запланированных мероприятий или их групп, которые при планировании подразумевали достижение какого-то промежуточного результата). Оценка (анализ результатов реализации) проводится с применением инструментария, аналогичного диагностическому, который однако может быть скорректирован в соответствии с теми действиями, реализация которых запланирована (то есть, из предмета итоговой оценки необходимо исключить те области, в отношении которых не
планировались мероприятия по методическому сопровождению, и наоборот, в областях, по которым такие мероприятия реализовывались, инструментарий оценки должен быть не только сохранен, но и доработан (развит).
При реализации методического сопровождения в первую очередь молодых специалистов, педагогов с большим перерывом в работе, целесообразно применение наставничества.
Внедрение и реализация системы (целевой модели) наставничества будет способствовать формированию и обеспечению функционирования единой системы научно-методического сопровождения педагогических работников в части поддержки педагогов на местах.
Самым главным и существенным в методической работе является оказание реальной, действенной помощи педагогам в развитии их мастерства, освоении ими наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся с учетом достижений современной педагогической науки и эффективной педагогической практики, содействие в выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ образования.
Перспективная деятельность методического сопровождения педагогических работников позволит:
- максимально удовлетворить социальный спрос на педагогические и методические услуги на основе изучения образовательных потребностей и выявленных затруднений педагогов;
- создать условия для выбора педагогом содержания, форм и методов работы, способствующих развитию его профессионализма;
- содействовать созданию условий для сотрудничества учителя и ученого в удовлетворении потребности на научное знание, исследовательскую деятельность;
- создать систему информационной поддержки, обеспечить рекламу социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений учителя и педагогических коллективов;
- осуществить научно-методическое сопровождение процессов развития методической деятельности педагогов и методических структур различного уровня, направленных на развитие профессионализма педагогов.
В результате указанные действия приведут к росту профессионального мастерства педагога, повышению его мотивации на самосовершенствование в процессе творческой поисково-исследовательской деятельности, стимулируемой моделью методической службы.