Файл: Цель занятия закрепление знаний об общих методологических вопросах профилактики социальной дезадаптации, формирование умения их применять. Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель занятия: закрепление знаний об общих методологических вопросах профилактики социальной дезадаптации, формирование умения их применять.
Задание 1. Составьте рекомендации для родителей по взаимодействию с ребенком, предупреждающие развитие социальной дезадаптации.
Школьная дезадаптация — это образование у ребенка неадекватных механизмов приспособления к школе в виде нарушений учебной деятельности и поведения, появления конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышения уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Е.В. Новикова (известный педагог — психолог) связывает возникновение школьной дезадаптации со следующими причинами:
-
несформированность навыков и приемов учебной деятельности, приводящая к снижению успеваемости; -
несформированность мотивации учения (у некоторых школьников сохраняется дошкольная ориентация на внешние атрибуты школы); -
неспособность произвольно управлять своим поведением, вниманием; -
неумение приспособиться к темпу школьной жизни в силу особенностей темперамента.
Признаками дезадаптации являются:
-
негативное эмоциональное отношение к школе; -
высокая устойчивая тревожность; -
повышенная эмоциональная лабильность; -
низкая работоспособность; -
двигательная расторможенность; -
трудность общения с учителем и сверстниками.
К симптомам нарушения адаптации относятся также:
-
боязнь не выполнить школьные задания, страх перед учителем, товарищами -
чувство неполноценности, негативизм; -
уход в себя, отсутствие интереса к играм; -
психосоматические жалобы; -
агрессивные действия; -
общая заторможенность; -
чрезмерная застенчивость, плаксивость, депрессия.
Наряду с явными проявлениями школьной дезадаптации встречаются ее скрытые формы, когда при хорошей успеваемости и дисциплине ребенок испытывает постоянную внутреннюю тревогу и страх перед школой или учителем, у него отсутствует желание ходить в школу.
Первая группа факторов связана с особенностями самого процесс обучения: насыщенностью программ, быстрым темпом урока, школьным режимом, большой численностью детей в классе, шумом на переменах. Дезадаптация , вызванная этими причинами, именуется дидактогенией, ей более подвержены дети физически ослабленные, медлительные в силу особенностей темперамента, педагогически запущенные, имеющие низкий уровень развития умственных способностей.
Вторая группа связана с неправильным поведением педагога по отношению к ученикам, а вариант дезадаптации в этом случае называется дидаскалогенией. Этот вид дезадаптации часто проявляется в младшем школьном возрасте, когда ребенок наиболее зависим от учителя. Грубость, бестактность, жестокость, невнимательное отношение к индивидуальным особенностям и проблемам детей могут вызвать серьезные нарушения в поведении ребенка. В наибольшей степени возникновению дидаскалогений способствует авторитарный стиль общения учителя с детьми.
Третья группа факторов связана с опытом пребывания ребенка в детских дошкольных учреждениях. Большинство детей посещают детский сад, и этот этап социализации очень важен для адаптации в школе.
Еще недавно ваш ребенок был совсем крохой и вот ребёнок на пороге школы…
«Поступление в школу» сложный этап в жизни каждого ребенка.
-
Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. -
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. -
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. -
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. -
Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. -
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. -
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. -
У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий. -
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. -
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. -
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира. -
Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать. -
Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы. -
Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. -
Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. -
Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. -
И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе. -
Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.
Задание 2. Разработайте план мероприятий по внеурочной работе, направленных на профилактику социальной дезадаптации ребенка.
Пояснительная записка
Поступление ребёнка в школу является для него своего рода стрессом. В школе у ребёнка начинается совсем другая, школьная жизнь в которой появляются уроки, домашнее задание, расписание и всё меньше остается время для любимых игр. Привыкнуть к новым правилам поведения, слышать и выполнять указания учителя и подружиться с одноклассниками - непростая задача для вчерашнего воспитанника детского сада.
Для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить самостоятельно. В результате повышается риск возникновения школьной дезадаптации, ранняя диагностика, коррекция и профилактика которой остаётся актуальной проблемой, в том числе, и в нашем лицее.
С целью предотвращения явления школьной дезадаптации среди учащихся первых классов мною была разработана профилактическая программа занятий «Первые шаги ребёнка в школе», которая реализовалась в рамках внеучебной деятельности школьников.
Программа составлена на основе: проведённых диагностических обследований и возрастных особенностей первоклассников.
Цель программы: создание условий для успешной психологической адаптации ученика первого класса в школе.
Задачи программы:
-
исследовать у учеников первых классов уровень психологической готовности к школе, тревожности; -
способствовать снижению уровня личностной и ситуативной тревожности; -
развивать у детей навыки самоконтроля и саморегуляции; -
развивать у первоклассников коммуникативные навыки и умения; -
способствовать сплочению детского коллектива.
Ожидаемые результаты:
-
у первоклассников снизится уровень тревожности, -
дети научатся контролировать своё поведение, -
учащиеся первого класса освоят навыки общения и будут применять их в повседневной жизни, -
повысится сплочённость коллектива класса.
Способы отслеживания и контроль
Для отслеживания результатов коррекционно-развивающей работы рекомендуется использовать следующие диагностические методики:
-
наблюдение и анализ; -
проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан); -
Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения (Семаго Н.Я., Семаго М.М.)
Сроки реализации программы: сентябрь-май
Продолжительность программы: 39 часов.
Рекомендации к программе:
-
Занятия проводить в групповой форме, что поможет каждому из детей выработать новую модель поведения в коллективе. -
Частота проведения занятий – 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут. -
Данную программу можно использовать как фрагментарно, так и комплексно.
Календарно-тематическое планирование занятий
профилактики школьной дезадаптации первоклассников
№ п/п | Название раздела. Тема. | Развивающие цели. | Формы организации деятельности. | Кол-во часов | |
1 | «Разрешите представиться!» | Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Установить нормы поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников. | 1.Упражнение-активатор«Ветер дует…»; 2.Упражнение «Тропинка»; 3.«Упражнение «Сделай как я»; 4. Упражнение «Меткий стрелок»; 5.Упражнение «Как чихает слон»; 6.Подведение итогов занятия. | 1 | |
2 | « Я и мои увлечения» | Создать доверительную атмосферу на занятии, установить контакт эмоциональный с детьми. Закрепить соблюдение норм поведения на занятии. Снизить эмоциональное напряжение воспитанников. | 1.Упражнение-активатор «Коллективный счёт»; 2.Беседа «Мои увлечения»; 3.Упражнение «Прогноз погоды»; 4.Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»; 5.Упражнение «Подарок»; 6.Подведение итогов занятия. | 1 | |
3 | «Мы друг другу доверяем» | Дать понятие «доверие», установить доверительные отношения между членами группы, научить навыкам совместной деятельности. | 1.Упражнение «Комплименты»; 2.Беседа «Что такое доверие»; 3Упражнение «Паровоз»; 4.Упражнение «Сиамские близнецы»; 5.Упражнение «Доброе животное»; 6.Подведение итогов занятия. | 1 | |
1.Упражнение-активатор «Давайте поздороваемся!»; 2.Упражнение «Слепой и поводырь»; 3.Упражнение «Скала»; 4.Упражнение «Свеча»; 5.Упражнение «Добрые пожелания»; 6. Подведение итогов занятия. | 1 | ||||
4 | «Путешествие в мир эмоций и чувств» | Дать понятия «эмоции» и «чувства». Научить понимать свои чувства и | 1.Упражнение-активатор «Печатная машинка»; 2.Беседа «Что такое эмоции и чувства»; 3.Упражнение «Классификация чувств»; 4.Упражнение «Угадай эмоцию»; 5.Упражнение «Передай с чувством»; 6.Подведение итогов занятия. | 1 | |
1.Упражнение-активатор «А я еду!»; 2.Упражнение «Зеркало»; 3.Упражнение «Согласованность мыслей» (коллективный рисунок); 4.Упражнение «Руку выше»; 5.Подведение итогов занятия. | 1 | ||||
5 | «Чего мы боимся?» | Изучить с воспитанниками понятия «волнение», «страх», «уверенность». Снизить эмоциональное и мышечное напряжение. | 1.Упражнение-активатор «Коллективный хлопок»; 2.Беседа «Что такое волнение и страх»; 3.Упражнение «Путаница»; 4.Упражнение «Рисунок на спине»; 5.Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»; 6.Упражнение «Импульс»; 7.Подведение итогов занятия. | 1 | |
1.Упражнение-активатор «Импульс»; 2.Упражнение «Нарисуй свой страх»; 3.Упражнение «Стряхни»; 4.Упражнение «Спасибки»; 5.Подведение итогов занятия. | 1 | ||||
6 | «Как быть уверенным, но не самоуверенным» | Устранить эмоциональное и мышечное напряжение, повысить самооценку и уверенность в себе. | 1.Упражнение-активатор «Ритмичные хлопки»; 2.Беседы на темы: «Каким должен быть уверенный человек», «Чем отличается уверенность от самоуверенности»; 3.Упражнение «Пластилин-силач»; 4.Упражнение «Паутинка»; 5.Подведение итогов занятия. | 1 | |
1.Упражнение-активатор «Контакт»; 2.Упражнение «Менялки»; 3.Упражнение «Солнышко»; 4.Упражнение «Запачкаться с удовольствием»; 5.Упражнение «Подарок»; 6.Подведение итогов занятия. | 1 | ||||
7 | «Мой характер» | Изучить положительные и отрицательные черты характера человека; выявить в себе положительные и отрицательные стороны, сформировать адекватную самооценку | 1.Упражнение-активатор «Импульс»; 2.Беседы «Каким должен быть хороший человек», «Мои достоинства и недостатки»; 3.Упражнение «Волшебная рука»; 4.Упражнение «Движения наоборот»; 5.Упражнение «Комплименты»; 6.Подведение итогов занятия. | 1 | |
1.Упражнение-активатор «Настроение как погода»; 2.Упражнение «Павлин» (групповая аппликация); 3.Упражнение «Руку выше…»; 4.Подведение итогов занятия. | 1 | ||||
8 | «Как стать смелее?» | Снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, формирование навыков уверенного поведения. | 1.Упражнение-активатор «Контакт»; 2.Беседа «Кто такой смелый человек?»; 3.Упражнение «Луноход»; 4.Упражнение «Стул желаний»; 5.Упражнение «Пахвалилки»; 6.Подведение итогов занятия. | 1 | |
1.Упражнение-активатор «Коллективный счёт»; 2.Упражнение «Ярмарка достоинств»; 3.Упражнение «Тропинка»; 4Упражнение-визуализация «Путешествие на облаке»; 5.Упражнение «Доброе животное»; 6.Подведение итогов занятия. | 1 | ||||
9 | «Ледяное сердце» | Выявить уровень сплочённости детского коллектива, развить коммуникативные навыки умения поддержать и помочь друг другу. | 1.Введение в игровую ситуацию группы; 2.Упражнение «Скульптура «Зимние забавы»; 3.Упражнение «Загадки»; 4.Упражнение «Чувства-антонимы»; 5.Упражнение «Шифровка»; 6.Подведение итогов занятия. | 1 | |
10 | «Почему люди злятся?..» | Дать понятия «раздражение», «злость», «гнев». Научить определять своё эмоциональное состояние, замечать и контролировать свои импульсивные агрессивные поступки. | 1.Упражнение-активатор «Я вижу»; 2.Упражнение «Толкалки»; 3.Упражнение «Нарисуй свой гнев»; 4.Упражнение «Солдат и тряпичная кукла»; 5.Упражнение «Ипподром»; 6.Подведение итогов занятия. | 1 | |
1.Упражнение-активатор «Импульс»; 2.Упражнение «Угадай прикосновение»; 3.Сказка «Чудо-Кактус»; 4.Упражнение «Подарок»; 5.Подведение итогов занятия. | 1 | ||||
11 | «Спокойствие, только спокойствие» | Научить воспитанников приемлемым способам выражения гнева. | 1.Упражнение–активатор «А я еду»; 2.Упражнение «Рисунок гнева»; 3.Упражнение «Кричалки-шепталки-молчалки»; 4.Упражнение-релаксация «Драка»; 5.Упражнение «Менялки» 6.Упражнение «Подарок»; 7.Подведение итогов занятия. | 1 | |
1.Упражнение-активатор «Мотор»; 2.Упражнение «Кулак»; 3.Упражнение «Узкий мост»; 4.Упражнение «Как чихает слон»; 5.Подведение итогов занятия. | 1 | ||||
12 | «Скажи себе STOP» | Сформировать навыки контроля и управления собственным гневом; научить детей некоторым приемам саморегуляции, позволяющим сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. | 1.Упражнение-активатор «Контакт»; 2.Беседа «Как я чувствую, что злюсь»; 3.Упражнение «Толкалки»; 4.Упражнение «STOP»; 5.Упражнение-релаксация «Драка»; 6.Подведение итогов занятия. | 1 | |
1. Упражнение-активатор «Комплименты»; 2. Упражнение «Нарисуй свой гнев»; 3. Упражнение «Автобус»; 4. Упражнение-релаксация «Насос»; 5. Подведение итогов занятия. | 1 | ||||
13 | «Расслабься» | Научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, сформировать навыки конструктивного поведения. | 1. Упражнение-активатор «Блохи»; 2.Упражнение «Бумажные мячики»; 3. Упражнение «Сумка»; 4.Упражнение «Пластилин-силач»; 5. Подведение итогов занятия. | 1 | |
1.Упражнение-активатор «Апельсин»; 2. Упражнение «Коллективный рисунок»; 3.Упражнение-визуализация «Путешествие на облаке»; 4. Подведение итогов занятия. | 1 | ||||
14 | «Как относиться к удачам и неудачам» | Сформировать навыки уверенного поведения, снижение уровня тревожности, повышение самооценки. | 1. Упражнение-активатор «Импульс»; 2. Беседа «Как относится к удачам и неудачам»; 3. Упражнение «Рисунок себя»; 4. Упражнение «Коллективный хлопок»; 5. Подведение итогов занятия. | 1 | |
1.Упражнение-активатор «У дяди Абрама»; 2. Упражнение «Рисунок по инструкции»; 3.Упражнение «Король школы»; 4.Упражнение-визуальзация «Выше-ниже»; 5. Подведение итогов занятия. | 1 | ||||
15 | «Как выражать свои эмоции, чувства» | Снизить эмоциональное напряжение, развить способности к сопереживанию и эмпатии, научить способам выражения своих эмоций и чувств. | 1.Упражнение-активатор «Коллективный счёт»; 2. Упражнение «Дружеская рука»; 3.Упражнение «Просьба-отказ»; 4.Упражнение-визуализация «Цветок»; 5. Подведение итогов занятия. | 1 | |
1.Упражнение-активатор «Ладони»; 2.Упражнение «Отгадай прикосновение»; 3.Упражнение «Мой выбор»; 4. Упражнение «Подарок»; 5. Подведение итогов занятия. | 1 | ||||
16 | «Учимся договариваться» | Закрепить навыки общения в возможных конфликтных ситуациях. | 1. Упражнение-активатор «Животное»; 2. Упражнение «Тропинка»; 3. Упражнение «Танки»; 4.Упражнение «Узкий мост»; 5.Упражнение «Как чихает слон»; 6. Подведение итогов занятия. | 1 | |
1.Упражнение-активатор «Ветер дует…»; 2.Упражнение «Сиамские близнецы»; 3. Упражнение «Да и нет»; 4. Упражнение «Доброе животное»; 5. Подведение итогов занятия. | 1 | ||||
17 | «Что такое дружба?» | Изучить понятий «дружба», «друг». Развитие коммуникативных навыков, сотрудничества. | 1. Упражнение-активатор «Помощь»; 2. Беседа «Что такое дружба», «Мой друг». 3. Упражнение «Карандаши»; 4. Упражнение «Чужими глазами»; 5. Подведение итогов занятия. | 1 | |
1. Упражнение-активатор «Кенгуру»; 2. Упражнение «Меткий стрелок»; 3. Упражнение «Таможенники и контрабандисты»; 4. Упражнение «Путаница»; 5. Подведение итогов занятия. | 1 | ||||
18 | «Дружба крепкая не сломается…» | Развить коммуникативных навыков, повысить сплочённость группы, закрепить навыки совместной деятельности. | 1. Упражнение-активатор «Настроение как погода»; 2. Упражнение «Тонкая бумага»; 3.Упражнение «Надписи на футболках»; 4. Упражнение «Пантомима»; 5. Упражнение «Подарок». 6. Подведение итогов занятия. | 1 | |
1. Упражнение-активатор «Ладони»; 2.Упражнение «Снимаем клип»; 3.Упражнение «Как чихает слон»; 4. Подведение итогов занятия. | 1 | ||||
19 | «Узнай-спроси-разведай» | Развить коммуникативные навыки, умение коллективной работы, повышение сплочённости. | 1. Упражнение «Ладони»; 2.Упражнение «Меткий стрелок»; 3.Упражнение «Узнай-спроси-разведай»; 4.Подведение итогов занятия. | 1 | |
20 | «В поисках клада» | Развить коммуникативные навыки, умение коллективной работы, повышение сплочённости. | 1. Упражнение «Гусеница»; 2. Упражнение «Шифровка»; 3. Упражнение «Прятки»; 4.Упражнение «Кузнечики»; 5. Упражнение «Сапёр»; 6.Поиск клада и подведение итогов занятия. | 1 | |
21 | «Форд Бояр» | Развить коммуникативные навыки, умение коллективной работы, повышение сплочённости. | 1.Упражнение «Найди подсказку»; 2. Упражнение «Башня»; 3. Упражнение «Морской узел»; 4.Упражнение «Самый меткий»; 5.Упражнение «Самый умный»; 6. Подведение итогов занятия. | 1 | |
22 | «Сто к одному» | Развить коммуникативные навыки, умение коллективной работы, повышение сплочённости. | 1. Упражнение-активатор «Подарки»; 2. Игра «Сто к одному»; 3. Подведение итогов занятия. | 1 | |
23 | «Кто умнее Максима Галкина?» | Развить коммуникативные навыки, умение коллективной работы, повышение сплочённости, умение признать свои способности и способности другого человека. | 1.Упражнение-активатор «Дружный хлопок»; 2.Упражнение «Вертикальные шахматы»; 3.Упражнение «Крестики-нолики»; 4. Упражнение «Найди слова»; 5. Упражнение «Гляделки»; 6. Упражнение «Правда-ложь»; 7. Подведение итогов занятия. | 1 | |
24 | «Путешествие к волшебнику» | Сплотить группу, развить способность к эмпатии, развитие навыков совместной деятельности. | 1.Погружение в игровую ситуацию; 2. Упражнение «Заколдованный лес»; 3. Упражнение «Пропасть»; 4. Упражнение «Плот»; 5. Упражнение «Доброе животное»; 6. Подведение итогов занятия. | 1 | |
Итого: | 39 ч. |