Файл: Курсовая работа Название дисциплины Педагогическая психология Тема.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.
Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». А.М. Матюшкин, – этот этап характеризуется растерянностью ребенка, исчерпавшего все известные ему способы решения проблемы и не нашедшего нужного способа. Наступает отказ от известных способов решения.
На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.
Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Как считает А.М. Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого». Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
2.2 Исследование эффективности проблемного обучения в старшейгруппе ДОУ
Практическая часть курсовой работы осуществлялась на базе детского сада №68 «Василек» г. Октябрьск.
Возглавляют ДОУ: Ануфриева Ольга Валентиновна – образование высшее; высшая квалификационная категория. Старший воспитатель, Сочнева Людмила Юрьевна – высшее образование; первая квалификационная категория.
В ДОУ работают 24 воспитателя, из них с высшим образованием-15, с среднем профессиональным – 10, со средним – 1. Обучаются в ВУЗ-ах 3 воспитателя. В ДОУ созданы необходимые условия для введения воспитательно-образовательной работы с детьми.
Работают кабинеты:
-
кабинет здоровья -
музыкальный зал -
ИЗО студия -
физкультурный зал -
кабинет театрального здоровья -
кабинет логопеда -
кабинет по ПДД
Экспериментальная работа проводилась в 2 этапа (обучающий и контрольный этап).
В исследовании принимали участие 20 дошкольников средней группы.
1 группа детей – экспериментальная. Здесь проводились занятия с использованием проблемного обучения.
1. Афонин Александр
2. Талипова Дарья
3. Виссарионова Ольга
4. Зеленева Дарья
5. Краснов Илья
6. Захаров Валера
7. Валеев Динар
8. Рыбакина Наталия
9. Кулагина София
10. Рявкин Виктор
2 группа детей – контрольная. Здесь занятия проводились традиционно.
1. Степаненков Александр
2. Иванов Роман
3. Петрова Екатерина
4. Дарчинян Артем
5. Паник Рома
6. Качалов Павел
7. Хорошев Алексей
8. Сидорова Галина
9. Гарипова Зарина
10. Хуртина Роза
Для исследования эффективности проблемного обучения использовали занятия по развитию речи традиционным методом и с использованием технологии проблемного обучения.
Занятие по развитию речи в контрольной группе
Тема:«Знакомый незнакомец».
Программное содержание:
-
Продолжать учить детей придумывать загадки с элементами описания, сравнения и описания. -
Познакомить детей с новым способом словообразования. -
Закрепить знания детей о способах словообразования: при помощи сложения существительного с существительным, с помощью увеличительных, уменьшительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов. -
Упражнять в подборе определений, синонимов, в согласовании прилагательных и существительных, развивать интерес к этимологии слова. -
Развивать интонационную выразительность речи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В группу заносится сундучок.
Воспитатель:
– Хотите узнать, что в сундучке? Надо придумать чистоговорку:
Чок-чок-чок-открывайся… (сундучок)
Сундучок открывается, и дети обнаруживают письмо и корзину с грибами.
– Ребята, в сундучке что-то есть. Это письмо. Кто же написал нам это письмо? Давайте откроем и прочтем его: «Здравствуйте, ребята! Я вам отправила грибы из леса, чтобы вы знали какие они бывают и как называются.
Ваш давний друг – Волшебница Осень».
– Ребята, давайте посмотрим и скажем какие же грибы нам прислали.
– Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?
– Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку, а рыжики получили свое название так, потому что и шляпка, и ножка этого гриба ярко-рыжая. Вот посмотрите.
Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк».
– Ребята, а вот этот гриб растет под березой. От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу?
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
– Вернемся к нашему грибу.
– Ребята, слова ещё можно образовывать с помощью частичек перед словом.
– Где растет гриб по отношению к березе? (Показ картинки)
– Около березы, у березы, под березой.
– Какое слово мы можем образовать с помощью частички «около» и слова? (Околоберезовик)
Аналогично: уберезовик, подберезовик.
Проверка в словаре: подберезовик.
«Гриб, который растет под березой – подберезовик. Похож подберезовик на березку «стройную, на березку белоствольную». Про него говорят: «Этот грибок – березы сынок». У красавицы-березы ствол разукрашен черными точками, и у подберезовика белая ножка разрисована темными чешуйками» (Показ картинки)
Физкультминутка с элементами релаксации
Включается спокойная тихая музыка.
– Дружба не только в нашей группе, но и у растений тоже очень ценится.
Вот, например, грибы и деревья очень дружат между собой. Давайте представим себя маленькими подберезовиками, которые вот-вот появятся под березками. Теплый луч упал на землю и согрел маленький грибочек. Нежится на солнце грибочек, подставляя то один свой бок, то другой. И вырос из маленького грибочка красивый гордый подберезовик, похожий на раскрытый зонтик.
2.3 Задания, помогающие развивать творческие качества детей дошкольного возраста
Задание: С помощью этих слов составьте предложение.
(Под стройной, белоствольной березой растет вкусный, полезный, аппетитный, подберезовик)
Закрепление знаний.
– А вы любите отгадывать загадки?
– А кто их придумывает?
– Хотите придумать загадку про подберезовик?
– Вспомним, какие слова мы придумали к слову «подберезовик».
– Какой он?
– Где он растет?
– Что особенного у него есть?
– На что похож?
– Составим загадку с отрицанием «но не»:
Растет под осиной | но не | трава |
вкусный | но не | ягода |
со шляпкой | но не | человек |
Что это? (Гриб подберезовик)
– Молодцы, ребята! Сейчас пойдем играть.
Занятие по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения в экспериментальной группе
Тема:«Знакомый незнакомец».
Программное содержание:
-
Продолжать учить детей придумывать загадки с элементами описания, сравнения и описания. -
Познакомить детей с новым способом словообразования в процессе решения проблемной ситуации. -
Закрепить знания детей о способах словообразования: при помощи сложения существительного с существительным, с помощью увеличительных, уменьшительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов. -
Упражнять в подборе определений, синонимов, в согласовании прилагательных и существительных, развивать интерес к этимологии слова. -
Развивать интонационную выразительность речи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В группу заносится сундучок.
Воспитатель:
– Хотите узнать, что в сундучке? Надо придумать чистоговорку:
Чок-чок-чок-открывайся… (сундучок)
Сундучок открывается, и дети обнаруживают осенние листья.
– Ребята, осень на память о себе оставила осенние листья. Какие они? (Разноцветные, пестрые, багряные…)
–– Ребята, в сундучке еще что-то есть. Это письмо. Кто же написал нам это письмо? Давайте откроем и прочтем его: «Здравствуйте, ребята! Хочу рассказать вам одну историю. Однажды мальчики Миша и Костя отправились в лес и обнаружили в березовом лесу очень много грибов. Миша сорвал гриб и обрадовался: «Вот так находка! Сколько березовых грибов!».
«Нет, это – березовка», – сказал Костя. Стали мальчики спорить, кто из них прав. Миша утверждает, что он прав, что гриб называется «березовый». А Костя говорит, что прав он, что гриб должен называться «березовка». Спорили-спорили, что даже поссорились. Так и не поняли, кто из них прав, как точно и правильно называется этот гриб. Может быть, вы разберетесь в этой истории?
Ваш давний друг – Волшебница Осень».
Эвристические вопросы:
– Ребята, что вы услышали сейчас?
– Когда произошла эта история? Где?
– Как назвали мальчики один и тот же гриб? (Березовый, березовка)
– Что произошло между мальчиками? Почему? (У них появилась проблема: они не знают, как называется гриб)
– Сможем ли мы им помочь? Сможем ли мы их помирить?
– Как можно решить проблему, которая возникла между Мишей и Костей?
– Как это сделать, каким способом? (Нужно узнать, как точно и правильно называется гриб, который растет в березовом лесу).
– Давайте разберемся в этой проблеме и поможем мальчикам. Ведь проблема мальчиков – теперь и наша проблема.
– Во-первых, обратимся к схеме.
– Что мы знаем об образовании слов?
– Как образуются слова?
– От какого слова мы можем образовать нужное нам слово – название грибу, если он растет в березовом лесу?
Поиск: (используется схема)
– А как точнее и правильнее называется этот гриб, давайте порассуждаем.
– Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?
– Оказывается, лисички похожи на лисичку-сестричку, а рыжики получили свое название так, потому что и шляпка, и ножка этого гриба ярко-рыжая.
Опенок получил себе такое название, потому что он растет на пнях и образовалось слово «опенок» от слова «пень», «пенёк».
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
– А теперь давайте вернемся к нашему грибу.
– Где растет гриб по отношению к березе? (Показ картинки)
– Около березы, у березы, под березой.
| около | у | под |
береза | | | |
– Какое слово мы можем образовать с помощью частички «около» и слова? (Околоберезовик)