Файл: Курсовая работа Название дисциплины Педагогическая психология Тема.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аналогично: уберезовик, подберезовик.
– Ребята, мы с вами сделали открытие – оказывается, слова ещё можно образовывать с помощью частичек перед словом. Мы с вами – открыватели.
– У нас получилось три названия грибу. Какое же из них правильное? Кто нам сможет подсказать? Откуда мы можем узнать? (Взрослые, словарь)
Проверка в словаре: подберезовик.
«Гриб, который растет под березой – подберезовик. Похож подберезовик на березку «стройную, на березку белоствольную». Про него говорят: «Этот грибок – березы сынок». У красавицы-березы ствол разукрашен черными точками, и у подберезовика белая ножка разрисована темными чешуйками» (Показ картинки)
– Ребята, мы помогли мальчикам? Их проблему мы решили?
– Мы обязательно сообщим им о нашем решении.
Физкультминутка с элементами релаксации
Включается спокойная тихая музыка.
– Дружба не только в нашей группе, но и у растений тоже очень ценится.
Вот, например, грибы и деревья очень дружат между собой. Давайте представим себя маленькими подберезовиками, которые вот-вот появятся под березками. Теплый луч упал на землю и согрел маленький грибочек. Нежится на солнце грибочек, подставляя то один свой бок, то другой. И вырос из маленького грибочка красивый гордый подберезовик, похожий на раскрытый зонтик.
2.4 Итоги работы
Последний этап эксперимента – это контрольный этап. Целью контрольного этапа является сопоставление результатов.
Сравнительные результаты по проведению занятий контрольной и экспериментальной группах занесем в таблицу 1.
| Экспериментальная группа (Кол-во чел.) в % | Контрольная группа (Кол-во чел.) в % |
Активность и самостоятельность детей | 80% | 40% |
Выявление творческих способностей | 70% | 20% |
Развитие познавательной деятельности | 90% | 80% |
Развитие позитивных мотивов | 80% | 30% |
Применение полученных новых знаний в новых ситуациях | 80% | 30% |
По данным результатам я сделала вывод:
При традиционном методе обучения доминирует информационное изложение учебного материала. Учащиеся слушали и воспринимали объяснения усваивали новое знание путем запоминания, а новые действия – путем подражания действиям воспитателя.
Усвоение закреплялось ответами на вопросы, обычно не требующих творческой деятельности. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информатизации в практике.
При проблемном обучении деятельность состоялось в том, что я, давая в необходимых случаях объяснения содержания наиболее сложных понятий, систематически создавала проблемные ситуации, сообщая учащимся факты и организуя их учебно-познавательную деятельность. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач.
Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. Дети сами добывали новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.
Заключение
В завершении моей курсовой работы подведу итог.
Все поставленные задачи исследования выполнены: проанализировала психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; раскрыла сущность проблемного обучения и специфику его использование в детском саду; провела экспериментальную работу и подтвердила эффективность его использования.
Анализ показывает, что проблемное построение занятий требует их особой организации, отражается на выборе методов и приемов обучения, а также влияет на структуру и в определенной мере на само содержание излагаемого учебного материала. Поэтому есть все основания трактовать проблемное обучение как современную дидактическую систему, имеющую свою особую технологию.
Проблемное обучение – важнейшее средство развития учащихся. Методика проблемного обучения определяется содержанием предмета и познавательными возможностями учащихся.
Проблемное обучение, как и учебный процесс в целом, обладает свойством системности. Проблемы могут быть поставлены при установлении связей между структурными элементами содержания, а также при использовании принципа историзма.
Главным этапом в проблемном обучении является создание проблемной ситуации разными способами.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.
Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, – формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения. Поэтому педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить дошкольников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Одним из таких условий является создание проблемных ситуаций, которые составляют необходимую закономерность творческого мышления, его начальный момент.
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
| Ассоциативность | это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых. |
| Диалектичность | это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. |
| Системность | это способность видеть предмет или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития. |
| Воображение | это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношению что-либо нового, выходящего за пределы ранее воспринятого. |
| Игра | форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры |
| Трагизм | это эмоциональное состояние, возникающее при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром. |
| Сознание и мышление | это своеобразное обобщение личностью того способа жизни, которого она сумела достичь в конкретных условиях. |
Список использованных источников
1 | Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: «Знание», 1983. – 96 с. |
2 | Педагогическая энциклопедия. – М.: Знание, 1979. |
3 | Беспалько В. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Педагогика, 1995 |
4 | Бабанский Ю. Интенсификация процесса обучения. – М.: Просвещение, 1991. |
5 | Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб Питер, 2000 |
6 | Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с. |
7 | Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие/Е.А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005 |
8 | Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: «Знание», 1974. – 64 с. |
9 | Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. – М.: «Просвещение», 1968. – Сс. 186–203. |
10 | Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: «Знание», 1991. – 80 с. |
11 | Матюшкин А.М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск.– М.: «Просвещение», 1968. – Сс. 186–203. |
12 | Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика 1972. |
13 | Бертон В. Принципы обучения и его организация. М., 1994. – 159 с. |
14 | Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. – 585 с. |
15 | Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., 1999. – 489 с. |
16 | Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998. – 185 с. |
17 | Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с. |
18 | Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях. // Советская педагогика. – 1968 г.– №7. |
Приложения
А | |