Файл: Курсовая работа Название дисциплины Педагогическая психология Тема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные данные о работе


Версия шаблона

3.1

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Педагогическая психология

Тема

Какие творческие качества целесообразно развивать у детей дошкольного возраста в ходе опоры на психолого-педагогический потенциал концепции проблемного обучения? Приведите конкретные примеры из опыта конкретных педагогов.

Фамилия студента

Спиридонов

Имя студента

Николай

Отчество студента

Владимирович

№ контракта

0390613400401208



Содержание


Введение……………………………………………………………………………….3-4

1. Развитие творческих качеств в дошкольном возрасте……………………………..5

1.1. Условия успешного развития творческих способностей………………………..5-7

1.2. Развитие качеств творческого мышления…….…………………………………..7-8

1.3. Развитие творческого воображения…………………………………………….9-16

2. Экспериментальное использование проблемного обучения в детском саду….16

2.1 Методика организации проблемного обучения в детском саду………………16-19

2.2 Исследование эффективности проблемного обучения в старшей группе ДОУ……………………………………………………………………………………19-23

2.3 Задания, помогающие развивать творческие качества детей дошкольного возраста…………………………….…………………………………………………23-27

2.4 Итоги работы……………………………………………………………………..27-28

Заключение…………………………………………………………………………..29-30

Глоссарий……………………………………………………………………………31-32

Список использованной литературы………………………………………………33

Приложения …………………………………………………………………………34

Введение


 Социально-экономические преобразования в обществе  диктуют  необходимость формирования   творчески   активной   личности,   обладающей    способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В  связи  с  этим перед дошкольными учреждениями встает  важная  задача  развития  творческого потенциала   подрастающего   поколения,   что   в   свою   очередь   требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с  учетом  психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.


    Проблема развития творческого воображения детей актуальна потому, что  этот психический  процесс   является   неотъемлемым   компонентом   любой   формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы  на страницах психологической и  педагогической  литературы  все  чаще  ставится вопрос о роли воображения в  умственном  развитии  ребенка,  об  определении сущности механизмов воображения.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей.

В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам ДОУ выделена образовательная область «Художественное творчество», содержание которой направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается.

Самое  главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной

, изобразительной деятельности. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого-бы то ни было давления со стороны взрослого.

Основная часть


1 Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

1.1 Условия успешного развития творческих способностей.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является соз­дание условий,  способствующих формированию их творческих способностей. На ос­нове анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л.Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей. 

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее пол­за­ние и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, на­сколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствую­щий момент спо­собно наиболее эффективно развиваться. Например, еще за­долго до обучения чте­нию годовалому ребенку можно купить кубики с бук­вами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чте­нием. 

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает  из  самого  характера  творческого  процесса,  который  требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что способности разви­ваться тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и по­степенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс по­знания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, зани­маться творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоя­тельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это де­лать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч.  Роди­тели не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам. 


Четвертое  условие  успешного  развития  творческих  способностей  за­ключается  в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельно­сти, в чере­довании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает не­навязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в под­сказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может доду­маться. 

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологи­ческая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие ус­пешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологи­ческую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных от­крытий. Важно постоянно сти­мулировать ребенка к творчеству проявлять  со­чувствие  к  его  неудачам, терпеливо  относиться  даже  к  странным  идеям не­свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из оби­хода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ре­бенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не ме­шать ему свободно само выражаться. Но практика показывает, что такого невме­шательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго со­хранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика до­казывает это), если подобрать соответствующие методы обучения,  то даже до­школьники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные само выражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы ис­кусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.