ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Цели: подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов; обеспечить усвоение понятий «полис», «демос», «ареопаг», «архонты»; продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний.
Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)».
Ход урока
-
Организационный момент -
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Религия
древних греков»
1. Подготовка устного ответа по карточке № 27.
КАРТОЧКА № 27 Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Какие религиозные верования существовали у древних греков?» Для этого вспомни:
Сделай вывод. |
Примерный ответ учащегося
У древних греков, как и у многих других народов, существовали свои религиозные верования. Все их боги жили на горе Олимп. Главными считались Зевс - бог дождя и грома, Посейдон - бог моря и Аид - бог подземного царства. Многие греческие боги покровительствовали разным ремеслам, которыми занимались люди. Например, Гефест - кузнечному делу, Дионис - виноделию, Деметра - земледелию... Всех своих богов греки изображали в облике человека. Дело в том, что они верили в силу человека, в то, что от него в мире зависит многое. Таким образом, действиями богов греки объясняли разные явления природы.
2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках (5-7 человек).
В зависимости от уровня развития детей учитель выбирает задание сам.
а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 10 (с. 9) или карточка № 1.
-
Какие выводы можно сделать из приведенного отрывка:
«Одиссея», XVIII
Так, ему отвечая, сказал Одиссей многоумный:
«Если б с тобой, Евримах, состязаться пришлось мне в работе
В дни весенней поры, когда они длинны бывают,
На сенокосе, и нам по косе б, изогнутой красиво,
Дали обоим, чтоб мы за работу взялись и, не евши,
С ранней зари до темна траву луговую косили;
Если б также пахать на волах нам с тобою пришлося
Огненно-рыжих, больших, на траве откормившихся сочной,
Равных годами и силой - и силой немалой, если б
Четырехгийный участок нам дали с податливой почвой,
Ты бы увидел, плохую ль гоню борозду я на пашне...
Примерный ответ учащегося
Из отрывка можно получить информацию о занятиях жителей Древней Греции.
б) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 11 (с. 9) или карточка № 2. Реши задачу:
-
Почему все известные греческие ученые жили после Гомера? -
Было ли что-то подобное в русской литературе и науке?
Примерный ответ учащегося
Крупные поэты обычно появляются в эпоху формирования народа, крупные политики - позднее, когда этот народ строит свое государство, а крупные ученые - еще позже, когда в этом государстве формируется цивилизация. Например, в Элладе сначала был Гомер, потом Солон, потом Евклид; в России сначала были сложены былины, потом были реформы Петра I, а затем появились Лобачевский и Менделеев.
-
Работа с классом.
-
Беседа по содержанию мифа о подвигах Геракла. -
Кто прочитал мифы о подвигах Геракла? (Дети поднимают руки.) -
Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.) -
Расскажите коротко о каждом из них (см. урок 33).
-
Устный ответ ученика по карточке № 27 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).-
Переход к изучению новой темы
-
Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.
Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.
И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.
-
Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?
-
Изучение новой темы
План
-
Древнегреческие полисщ. -
Занятия жителей полисов. -
Управление полисом.
На доске: тема урока, новые слова: Аттика - область Средней
Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.
1. Рассказ учителя.
Полис - город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его - город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место - акрополь и открытое пространство, называвшееся агора, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей. В Средней Греции самым крупным полисом были Афины, в Южной Греции - Спарта, на побережье Малой Азии - Милет. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживало всего несколько тысяч граждан.
-
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п. 2,3 § 29 на с. 137 Вигасина.
-
Какие занятия существовали у жителей полисов? (Разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.)
-
Работа с историческим документом.
Аристотель. Афинская полития1
2 ...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих, и детей...
.. .Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.
5. Ввиду того что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.
М., 1987. С. 129.
-
Беседа по вопросам к документу.
-
Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.) -
Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.) -
Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.) -
За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.) -
Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.) -
Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.) -
К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных...)
5. Работа с новыми терминами.
Демос - простой народ, не участвовавший в управлении государством.
Ареопаг - совет знати государства.
Архонты - девять самых знатных и богатых правителей государства.