ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»
(ФГБОУВОПГУПС)
Кафедра «Электротехника и теплоэнергетика»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАЛОМОЩНЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ ДЛЯ УСТРОЙСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»
Дисциплина «Электрические машины»
Выполнил студент группы
___________________
Санкт-Петербург
2023
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Петербургский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Электротехника и теплоэнергетика»
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
на курсовой проект
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАЛОМОЩНЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ ДЛЯ
УСТРОЙСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»
Студент Подболоцкий Вадим Олегович гр. АС-032-З
Номинальные данные проектируемого трансформатора:
Линейное первичное напряжение (линейное), U1= 380 В,
Номинальные мощности вторичных обмоток: S2 = 25 ВA,
S3 = 10 ВA
Напряжения вторичных обмоток при нагрузке, U2 = 250 В
U3 = 30 В
Частота питающей сети, ???? = 50 Гц,
Коэффициент мощности : cos φ2 =1
cos φ 3 = 0,80
Класс изоляции А (105 оС)
Максимальная температура окружающей среды 40 оС
Охлаждение воздушное
Режим работы продолжительный
Дополнительное условие минимум массы
Вся техническая документация должна удовлетворять требованиям ЕСКД и
ЕСТПП
Срок сдачи законченного проекта___ __________ 2023г.
Задание принял_ к выполнению ___ __________2022 г.
Студент_ _____________________(____________________)
Руководитель ___ _____(____
2
Введение
В современных устройствах автоматики, телемеханики и связи в раз- личных цепях электропитания элементов схем сигнализации, управления, обмоток реле, радиотехнической аппаратуры для преобразования парамет- ров электрической энергии используются трансформаторы малой мощно- сти ТММ.
Расчет ТММ имеет ряд особенностей в отличии от расчета обычных силовых трансформаторов общего назначения. Так в ряде случаев к ним предъявляют жѐсткие требования по массогабаритным показателям, эко- номической и энергетической эффективности, по тепловому воздействию на соседствующее с ним оборудование и собственной тепловой устойчиво- сти.
1. Задание на расчет ТММ
Предлагается произвести расчет однофазного двухобмоточного ТММ, основных размеров его магнитопровода и обмоток, вычисление потерь в них, коэффициента полезного действия и перегрева относительно окру- жающей среды.
Существенной особенностью данного учебного расчета ТММ по сравнению с расчетом трансформаторов большой и средней мощности яв- ляется применение упрощенных формул и ограничение числа определяе- мых величин. Допущения, используемые при расчете, оговариваются в со- ответствующих разделах предлагаемой методики расчета.
Особенности трансформаторов малой мощности (ТММ) с воздушным охлаждением
Малые габариты и относительно благоприятные условия охлаждения ТММ позволяют обходиться без вентиляционных каналов в сердечнике и обмотках.
В связи с небольшими напряжениями обмоток (обычно менее 1000 В) толщина изоляции между обмотками делается малой. Это обуславливает небольшие потоки реверсирования. Поэтому в ТММ с воздушным охлаж- дением для частоты сети 50 Гц реактивная составляющая напряжения ко- роткого замыкания в несколько раз меньше активной составляющей и в данном расчете ей пренебрегаем.
Маломощные трансформаторы обычно применяются для питания ав-
тономной нагрузки и поэтому на параллельную работу не включаются. По- этому напряжение короткого замыкания в данном случае не является од- ной из исходных величин для расчета (как это имеет место в мощных трансформаторах), а определяется в конце расчета для уточнения величи- ны напряжения на вторичных обмотках при нагрузке.
Ток холостого хода ТММ велик и достигает 40-50% от номинального значения тока первичной обмотки при номинальной нагрузке вторичных обмоток.
Это объясняется значительным влиянием повышенного сопротивле- ния стыков пластин магнитопровода при относительно малом пути маг- нитного потока по стали (по сравнению с мощными трансформаторами).
Материалы, применяемые при изготовлении ТММ
Магнитныематериалы. К магнитным материалам, используемым для изготовления магнитопроводов ТММ, предъявляются следующие тре- бования: высокая магнитная проницаемость, малые потери на вихревые токи и перемагничивание, малая себестоимость. Для изготовления сердеч- ников ТММ в диапазоне от единиц до нескольких сотен вольт-ампер в ка- честве магнитного материала широко используются горяче- и холоднока- таные электротехнические стали разных марок и толщин.
Магнитные свойства горячекатаных сталей практически одинаковы во всех направлениях проката. Холоднокатаные стали обладают меньшими удельными потерями и значительно лучшими электромагнитными харак- теристиками вдоль направления проката по сравнению с горячекатаными. Поэтому из горячекатаных сталей выполняются пластинчатые магнито- проводы, а из холоднокатаных - ленточные.
При расчете трансформатора на минимум стоимости следует выби- рать горячекатаные стали, а на минимум массы- холоднокатаные.
С учетом наибольшего практического применения при курсовом про- ектировании ТММ рекомендуются следующие марки сталей :
-
при частоте 50 Гц для пластинчатых магнитопроводов- горячеката- ная сталь марки 1512 с толщиной листов 0,35 мм; -
при частоте 50 Гц для ленточных магнитопроводов- холоднокатаная сталь марки 3412 с толщиной ленты 0,35 мм.
Обмоточные провода. При изготовлении обмоток используются об- моточные провода широкой номенклатуры, в качестве материала проволо- ки берется в основном медь, имеющая малое удельное сопротивление. Для расчета ТММ рекомендуются следующие марки данных проводов:
-
ПЭЛ- провод эмалированный лакостойкий, предназначен для рабо- ты при температуре до 105 0С. По стоимости - относительно дешевый, применяется в трансформаторах, которые рассчитываются на минимум стоимости. Недостаток провода - малая механическая прочность его изо- ляции; -
ПЭВ -1 - провод, изолированный высокопрочной эмалью (ваниф- лекс) в один слой. Применяется при напряжениях до 500 В, удовлетворяет повышенным требованиям надежности, рабочая температура до 105 0С. Рекомендуется для трансформаторов наименьшей массы; -
ПЭВ -2 - аналогичный провод, но с изоляцией в два слоя. Применя- ется при требованиях большой надежности и при напряжениях обмоток свыше 500 В.
Электроизоляционные материалы. Данные материалы в трансфор- маторах применяются для изоляции токоведущих частей. В зависимости от назначения изоляция бывает межобмоточной, межслоевой, межвитковой и основной (изоляция между катушкой и сердечником).
К изоляции с рабочей температурой до 105 0С (класс изоляции А, ука- занный в задании на курсовой проект) относятся отдельные материалы на основе хлопчатобумажной и шелковой тканей или на основе целлюлозы, не пропитанные или пропитанные лаками.
В качестве материалов, используемых для межслойной и междуобмо- точной изоляции, применяются бумаги, пропитанные изоляционным ком- паундом: кабельная марки К-12, телефонная КТН; конденсаторная КОН - 1; пропиточная марок ЭПИ-50 и ЭПИ-63Б. Из тканевых материалов ис- пользуются лакоткани марок ЛХ1, ЛХ2, ЛШ1, ЛШ2.
Материал для каркасов катушек: для сборных - текстолит, гетинакс, электрокартон; для прессованных и литых - пресс - порошки.