Файл: Развитие самооценочной активности и самооценочного мышления в профессиональной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 298
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания для самопроверки
1.
Как концепция саморегуляции канадского психолога Снайдера помогает понять и объяснить природу поведения человека. Приведите примеры.
2.
Перечислите психологические эффекты неадекватного реагирования на результаты деятельности людей с чрезмерно заниженной самооценкой.
3.
Перечислите личностные факторы, влияющие на качество самооценки деятельности, и формирование «ложного дисплея».
Приложение 1
Упражнение «Насколько я доволен своей жизнью»
Представьте себе шкалу от 0 до 10, где 0 – самый низкий уровень, а 10 – максимально возможный.
Поставьте галочку на шкале, которая соответствует Вашей внутренней оценке текущего состояния.
Поставьте галочку на шкале, которая соответствует Вашему желанию в этой области.
Например, человек оценивает, что сейчас доволен своим весом на 3 - при этом хотел бы быть довольным на 8 («сбросить килограммов 5 – и все отлично»)
Как я выгляжу, моя внешность
______________________________________________
Насколько я доволен моим весом
____________________________________________
Насколько я успешен в своей профессии______________________________________
Насколько я доволен уровнем заработка/дохода
_______________________________
Насколько я доволен отношениями (любовь)
__________________________________
Насколько я доволен отношениями (дружба)
__________________________________
Насколько я обычно доволен настроением
____________________________________
Не правда ли, во многих областях получился разрыв между тем, что есть сейчас, и тем, чего хотелось бы? Давайте теперь посмотрим, а от чего или от кого зависит переход из текущего состояния в желаемое?
Упражнение
«Насколько я влияю на свою жизнь»
Выберите только один вариант ответа в каждой строке и обведите кружочком.
Область жизни
Кто или что влияет на эту область жизни?
1
2
3
Внешность
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Вес тела
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Развитие в профессии/
Карьера
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Уровень заработка/Дохода
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Отношения с любимым мужчиной/любимой женщиной
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Отношения с друзьями
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Настроение каждый день
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Посмотрите внимательно, в каком столбике у Вас оказалось больше всего выборов:
Столбец 1 - Вы влияете на свою жизнь самостоятельно и готовы брать
ответственность за все, что происходит. Ваш успех зависит от Вас. Вы находите точку опоры внутри себя и часто получаете именно то, что хотите.
Столбец 2 - Вы «отдаете» влияние на СВОЮ жизнь ДРУГИМ людям и ожидаете, что они «все устроят», как Вам нравится. Вы часто раздражаетесь, что люди действуют не так, как Вы от них ожидаете. Вы привыкли обижаться и обвинять других в том, что они недостаточно внимания уделяют Вам, недостаточно заботятся о Вас и решают Ваши проблемы.
Столбец 3 - Вы считаете, что от Вас ничего не зависит, все складывается так,
как складывается, и повлиять ни на что нельзя. Вы часто считаете себя
«жертвой судьбы», стараетесь воспитать в себе смирение и покорность, Вы почти забыли, что такое радость, предвкушение удовольствия, Ваши страхи наступают
Вам на пятки.
Обратите внимание, что такого рода опросники – всего лишь маленькое зеркало
«здесь и сейчас». Это восприятие можно изменить. Так же, как и те области жизни, которые пока далеки от идеала.
Итак, выборы 1 совершают люди, управляющие жизнью и как следствие – вполне ею довольные. Со стороны они выглядят «везунчиками».
Выборы 2 и 3 чаще всего совершают те, кто считает себя «неудачниками».
Психология самооценки
Развитие самооценочной активности
и самооценочного мышления в
профессиональной деятельности
Глоссарий
Hard skills (с англ. «жесткие навыки») – профессиональные, технические компетенции, которые можно наглядно продемонстрировать, оценить и проверить.
Например, знание иностранных языков, навыки работы за компьютером, умение управлять автомобилем или самолетом. Они неизменны для конкретной профессии и не зависят от того, в какой компании или в каком коллективе работает человек.
Soft skills (с англ. «мягкие навыки») – универсальные социально- психологические качества, которые не зависят от профессии, но непосредственно влияют на успешность человека. К ним относятся коммуникативные навыки, организованность, способность решать конфликты, умение убеждать, работать в команде, адаптивность. Эти качества могут как зависеть от характера человека, так и формироваться с опытом.
Компетентность – это личностное качество, определяющее способность мотивированно и ответственно применять компетенции для решения широкого круга разнообразных учебных, научно-прикладных, профессиональных, социальных, личностных задач.
Компетенция – это знания, умения, опыт и личностные качества, необходимые для решения теоретических и практических задач.
Метанавыки – это образ мышления, интегральный показатель «твердых» и
«мягких» компетенций, обеспечивающих результативность деятельности человека.
Персональный SWOT-анализ – это методика анализа своей личности по определенным аспектам: Strengths – сильные стороны, Weakness – слабые стороны,
Opportunities – возможности, Threats – угрозы.
«Петля обратной связи» – совокупность взаимосвязанных логических причинно- следственных отношений, которые вызывают усиление или ослабление условий или поведения в рамках коммуникативной системы.
Профессиональная рефлексия – это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия; в том числе – с существующими о ней представлениями.
Профессиональная Я-концепция – представление личности о себе как о профессионале. В ней можно выделить реальную и идеальную составляющие.
Реальная профессиональная концепция себя – это представление личности о себе как о профессионале, тогда как идеальная Я-концепция соответствует профессиональным желаниям и надеждам.
Рефлексия – это процесс преобразования стереотипов опыта, внутренние условия выхода в инновационную (порождение новых идей, построение нового опыта) практику.
Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах.
Самооценка результата связана с оценкой достигнутого в общем и парциальном аспекте и отражает удовлетворенность или неудовлетворенность достижениями.
Эмоциональный интеллект – сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Оценка понимания и факторы успешной работы с
информацией в деятельности психолога
Психология самооценки
Цель изучения темы:
формирование системного подхода и представлений о понятийном аппарате и инструментарии, которые позволяют оперативно и компетентно оценить уровень самооценки клиента
Задачи темы:
рассмотреть понятие «когнитивная самооценка» и ее отличия от традиционной самооценки;
получить представление о методе изучения когнитивной самооценки, при котором осуществляется многофакторный анализ и диагностика самооценки клиента;
дать определение самооценочному мышлению и осветить вопросы его целенаправленного формирования;
представить описание исследования когнитивной самооценки, которое может быть использовано организационными психологами для диагностики уровня самооценки сотрудников
В результате изучения данной темы вы будете
Знать:
значение понятия «Когнитивная самооценка»;
особенности сопоставительного метода исследования самооценки;
значение понятия «Самооценочное мышление»;
метод исследования когнитивной самооценки.
Уметь:
осуществлять анализ когнитивной самооценки;
выражать собственное критическое мнение и формулировать условия при изучении когнитивной самооценки.
Владеть:
опытом применения знаний при формировании собственного подхода к изучению когнитивной самооценки;
опытом применения метода исследования когнитивной самооценки.
Учебные вопросы темы:
1. Когнитивная самооценка.
2. Сопоставительный подход в исследовании когнитивной самооценки.
3. Самооценочное мышление.
4. Экспериментальное изучение самооценки.
Вопрос 1. Когнитивная самооценка
Помимо изучения самооценки в русле психологии личности, в отечественной психологии разрабатывается направление ее изучения с точки зрения когнитивной, интеллектуальной сферы человека. Исследователи в данном направлении отталкивались от важности исследования проблемы взаимосвязи самооценки с когнитивной, интеллектуальной сферой человека. Самооценка
представляет собой неразрывное единство эмоциональной (аффективной) и
рациональной (когнитивной) составляющих. Первый компонент отражает знание человека о самом себе, второй – его отношение к себе. В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве.
Данный подход объединяет проблематику «психологии мышления» и «психологии самосознания».
Советские психологи еще в 70-хх годах ХХ века обращали внимание на взаимосвязь самооценки и интеллекта. Так, И. И. Чеснокова в своих работах проводила параллели между самосознанием и развитием интеллектуальной сферы человека. Мыслительные процессы занимают центральное место в
самопознании. Последнее в свою очередь является условием и важнейшим компонентом целостного процесса самосознания. Самооценка в этой системе выступает как своеобразный итог самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Она отражает их уровни развития. Несовершенным формам самопознания соответствуют несовершенные формы самооценки.
Интересны исследования А. В. Захаровой и М.
Э. Боцмановой в аспекте взаимосвязи самооценки и интеллектуальных процессов. Ими был сделан следующий вывод: рефлексия, которая проявляется в мыслительной
деятельности, является одновременно условием и средством самооценки как
механизма произвольной психической регуляции. Рефлексия есть там, где есть самооценка, и, наоборот функционирование подлинной самооценки возможно только при наличии рефлексии. Испытуемые, которые проявляли при самооценке рефлексивность, достигали наиболее высоких уровней интеллектуального, познавательного и личностного развития. Они находились в постоянном поиске новых знаний, способов деятельности, самовыражения.
Особый интерес в этом исследовании представляет подход авторов к исследованию самооценки, как к решению особых задач на оценку качеств личности. Так, при высоком уровне сформированности рефлексии, анализ
ситуации задачи одновременно является и анализом собственных действий, который завершается их общей оценкой. В этих условиях именно самооценка выступает основанием для создания теоретических моделей каждого последующего шага в процесс решения задач. Высокий уровень рефлексии определяет психологическую готовность субъекта к всестороннему изучению ситуации задачи, представление о порядке действий и их результатах. При сниженном уровне рефлексии испытуемые не анализировали свои действия в их целостности. При несформированной рефлексии собственные действия вообще не подвергались анализу и приобретали хаотичный характер. Деятельность становилась неуправляемой и практически распадалась.
В работах Я. А. Понамарева и затем Т. В. Галкиной значительное внимание было уделено такому понятию как «способность действовать в уме» (СДУ). Эта способность является центральным звеном психологического механизма интеллекта и поведения человека. Если человек способен решать задачи определенной степени трудности в какой-то области, то, и оценивая «самого себя», он демонстрирует возможность аналогичным образом решать эту специфическую задачу. Соответственно, чем лучше развита СДУ, тем вероятнее успешность решения таких задач. Таким образом, разным уровнем развития способности
действовать «в уме» можно объяснить те значительные различия, которые
наблюдаются в характере – полноте, глубине, степени адекватности –
самооценок, в способах решения задач на самооценку своих личностных
качеств, возможностей, способностей, умений.
На конец XX в. приходится пик исследований самооценки в области профессиональной и учебной деятельности. А. В. Захарова, Н. В. Кузьмина,
А. К. Маркова, Н. Е. Шафажинская и другие отечественные ученые в области профориентации направили усилия на поиск методов формирования адекватной самооценки в контексте значимой для индивида деятельности. Они понимали, что
«эффективность и результативность труда» напрямую связаны с адекватностью его оценивания. Кроме того, сама самооценочная деятельность в рефлексивном акте оценивания является платформой для формирования теоретического мышления.
Важным выводом, который можно сделать на основе обзора вышеизложенной литературы, является признание учеными того факта, что в процессе интеллектуальной деятельности осуществляется сознательный
(внутренний) контроль, который стимулирует поисковую активность и обеспечивает определенный уровень понимания. Метакогнитивные компоненты, отвечающие за процессы контроля мыслительной деятельности, формируют самооценочное мышление, которое позволяет оценивать качество понимания информации, то есть влиять на информационные возможности индивида.
О прогнозе успешности или неуспешности человека в осуществлении той или иной деятельности целесообразно говорить лишь в том случае, когда имеется возможность сравнения самооценок с объективными данными конкретного интеллектуального труда.
По сути, психологическую сущность самооценки можно исследовать лишь в контексте конкретной деятельности человека. В частности, в ее важнейшей области – умственном труде. Иными словами, самооценка в контексте умственного труда должна быть сопряжена с измеряемыми объективными показателями, а ее измерение возможно лишь в условиях, когда определяется мера адекватности конкретным объективным показателям. В этом случае можно говорить о качестве самооценки в категориях ее дифференциации на высокую, низкую, адекватную или неадекватную. К таким выводам пришла в своих научных изысканиях
М. Б. Позина. Ее работы посвящены поиску ответа на вопрос: как можно измерить степень адекватности самооценки реальным достижениям?
По мнению М. Б. Позиной, первая часть вопроса касается метода
измерения самооценки, вторая часть – концепции когнитивной самооценки.
Метод измерения должен касаться прежде всего когнитивных аспектов самооценки, параметры которой следует соотносить с объективными показателями интеллектуальной работы. А концепция когнитивной самооценки будет относиться к тем аспектам в познавательной и профессиональной деятельности, где степень успешности выполняемого интеллектуального действия будет человеком самостоятельно оцениваться и затем сопоставляться с объективным показателем.
Таким образом, когнитивная самооценка – это самостоятельно
оцениваемая индивидом степень успешности акта (этапа, процесса,
результата) интеллектуальной деятельности, или степень компетентности
человека в определенной области познавательной деятельности, которую он
может самостоятельно и адекватно оценить.
Когнитивная самооценка является составляющей самооценочного мышления, связанного с рефлексией и определяемого следующими параметрами:
качество когнитивной самооценки;
степень адекватности самооценки;
уровень интеллектуального развития личности;
мера соответствия объективным показателям.
Когнитивная самооценка, как компонент самооценочного мышления, является своеобразной движущей силой интеллектуальной деятельности индивида.
Поскольку по своей сущности она должна быть сопряжена с измеряемыми объективными показателями, то ее качество определяется мерой адекватности этим показателям. Именно в этой ее сущности заключатся отличительный признак от традиционной самооценки. Смысл когнитивных самооценок простой: их необходимо сопоставлять с объективными результатами, анализировать в контексте с ними. Иначе они будут иметь пустое содержание, подобно ситуации, когда, например, имея множество данных, американские психологи не могут определить, в какой степени эти данные соответствуют реальности.
Вопрос 2. Сопоставительный подход в исследовании когнитивной
самооценки
Основная тенденция в исследованиях самооценки такова: во всем мире идет активный поиск средств и способов объективации и измерения самооценочного акта, психологическая сущность и механизм которого в полной мере раскрывается лишь в контексте деятельности человека, одновременно с выполнением работы оценивающего ее.
В психодиагностическом методе выделяют три основных диагностических подхода: объективный, субъективный и проективный.
1.
Как концепция саморегуляции канадского психолога Снайдера помогает понять и объяснить природу поведения человека. Приведите примеры.
2.
Перечислите психологические эффекты неадекватного реагирования на результаты деятельности людей с чрезмерно заниженной самооценкой.
3.
Перечислите личностные факторы, влияющие на качество самооценки деятельности, и формирование «ложного дисплея».
Приложение 1
Упражнение «Насколько я доволен своей жизнью»
Представьте себе шкалу от 0 до 10, где 0 – самый низкий уровень, а 10 – максимально возможный.
Поставьте галочку на шкале, которая соответствует Вашей внутренней оценке текущего состояния.
Поставьте галочку на шкале, которая соответствует Вашему желанию в этой области.
Например, человек оценивает, что сейчас доволен своим весом на 3 - при этом хотел бы быть довольным на 8 («сбросить килограммов 5 – и все отлично»)
Как я выгляжу, моя внешность
______________________________________________
Насколько я доволен моим весом
____________________________________________
Насколько я успешен в своей профессии______________________________________
Насколько я доволен уровнем заработка/дохода
_______________________________
Насколько я доволен отношениями (любовь)
__________________________________
Насколько я доволен отношениями (дружба)
__________________________________
Насколько я обычно доволен настроением
____________________________________
Не правда ли, во многих областях получился разрыв между тем, что есть сейчас, и тем, чего хотелось бы? Давайте теперь посмотрим, а от чего или от кого зависит переход из текущего состояния в желаемое?
Упражнение
«Насколько я влияю на свою жизнь»
Выберите только один вариант ответа в каждой строке и обведите кружочком.
Область жизни
Кто или что влияет на эту область жизни?
1
2
3
Внешность
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Вес тела
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Развитие в профессии/
Карьера
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Уровень заработка/Дохода
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Отношения с любимым мужчиной/любимой женщиной
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Отношения с друзьями
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Настроение каждый день
Я сам влияю
Это зависит от других людей
Это зависит от внешних обстоятельств / так сложилось
Посмотрите внимательно, в каком столбике у Вас оказалось больше всего выборов:
Столбец 1 - Вы влияете на свою жизнь самостоятельно и готовы брать
ответственность за все, что происходит. Ваш успех зависит от Вас. Вы находите точку опоры внутри себя и часто получаете именно то, что хотите.
Столбец 2 - Вы «отдаете» влияние на СВОЮ жизнь ДРУГИМ людям и ожидаете, что они «все устроят», как Вам нравится. Вы часто раздражаетесь, что люди действуют не так, как Вы от них ожидаете. Вы привыкли обижаться и обвинять других в том, что они недостаточно внимания уделяют Вам, недостаточно заботятся о Вас и решают Ваши проблемы.
Столбец 3 - Вы считаете, что от Вас ничего не зависит, все складывается так,
как складывается, и повлиять ни на что нельзя. Вы часто считаете себя
«жертвой судьбы», стараетесь воспитать в себе смирение и покорность, Вы почти забыли, что такое радость, предвкушение удовольствия, Ваши страхи наступают
Вам на пятки.
Обратите внимание, что такого рода опросники – всего лишь маленькое зеркало
«здесь и сейчас». Это восприятие можно изменить. Так же, как и те области жизни, которые пока далеки от идеала.
Итак, выборы 1 совершают люди, управляющие жизнью и как следствие – вполне ею довольные. Со стороны они выглядят «везунчиками».
Выборы 2 и 3 чаще всего совершают те, кто считает себя «неудачниками».
Психология самооценки
Развитие самооценочной активности
и самооценочного мышления в
профессиональной деятельности
Глоссарий
Hard skills (с англ. «жесткие навыки») – профессиональные, технические компетенции, которые можно наглядно продемонстрировать, оценить и проверить.
Например, знание иностранных языков, навыки работы за компьютером, умение управлять автомобилем или самолетом. Они неизменны для конкретной профессии и не зависят от того, в какой компании или в каком коллективе работает человек.
Soft skills (с англ. «мягкие навыки») – универсальные социально- психологические качества, которые не зависят от профессии, но непосредственно влияют на успешность человека. К ним относятся коммуникативные навыки, организованность, способность решать конфликты, умение убеждать, работать в команде, адаптивность. Эти качества могут как зависеть от характера человека, так и формироваться с опытом.
Компетентность – это личностное качество, определяющее способность мотивированно и ответственно применять компетенции для решения широкого круга разнообразных учебных, научно-прикладных, профессиональных, социальных, личностных задач.
Компетенция – это знания, умения, опыт и личностные качества, необходимые для решения теоретических и практических задач.
Метанавыки – это образ мышления, интегральный показатель «твердых» и
«мягких» компетенций, обеспечивающих результативность деятельности человека.
Персональный SWOT-анализ – это методика анализа своей личности по определенным аспектам: Strengths – сильные стороны, Weakness – слабые стороны,
Opportunities – возможности, Threats – угрозы.
«Петля обратной связи» – совокупность взаимосвязанных логических причинно- следственных отношений, которые вызывают усиление или ослабление условий или поведения в рамках коммуникативной системы.
Профессиональная рефлексия – это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная (избираемая) профессия; в том числе – с существующими о ней представлениями.
Профессиональная Я-концепция – представление личности о себе как о профессионале. В ней можно выделить реальную и идеальную составляющие.
Реальная профессиональная концепция себя – это представление личности о себе как о профессионале, тогда как идеальная Я-концепция соответствует профессиональным желаниям и надеждам.
Рефлексия – это процесс преобразования стереотипов опыта, внутренние условия выхода в инновационную (порождение новых идей, построение нового опыта) практику.
Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах.
Самооценка результата связана с оценкой достигнутого в общем и парциальном аспекте и отражает удовлетворенность или неудовлетворенность достижениями.
Эмоциональный интеллект – сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Оценка понимания и факторы успешной работы с
информацией в деятельности психолога
Психология самооценки
Цель изучения темы:
формирование системного подхода и представлений о понятийном аппарате и инструментарии, которые позволяют оперативно и компетентно оценить уровень самооценки клиента
Задачи темы:
рассмотреть понятие «когнитивная самооценка» и ее отличия от традиционной самооценки;
получить представление о методе изучения когнитивной самооценки, при котором осуществляется многофакторный анализ и диагностика самооценки клиента;
дать определение самооценочному мышлению и осветить вопросы его целенаправленного формирования;
представить описание исследования когнитивной самооценки, которое может быть использовано организационными психологами для диагностики уровня самооценки сотрудников
В результате изучения данной темы вы будете
Знать:
значение понятия «Когнитивная самооценка»;
особенности сопоставительного метода исследования самооценки;
значение понятия «Самооценочное мышление»;
метод исследования когнитивной самооценки.
Уметь:
осуществлять анализ когнитивной самооценки;
выражать собственное критическое мнение и формулировать условия при изучении когнитивной самооценки.
Владеть:
опытом применения знаний при формировании собственного подхода к изучению когнитивной самооценки;
опытом применения метода исследования когнитивной самооценки.
Учебные вопросы темы:
1. Когнитивная самооценка.
2. Сопоставительный подход в исследовании когнитивной самооценки.
3. Самооценочное мышление.
4. Экспериментальное изучение самооценки.
Вопрос 1. Когнитивная самооценка
Помимо изучения самооценки в русле психологии личности, в отечественной психологии разрабатывается направление ее изучения с точки зрения когнитивной, интеллектуальной сферы человека. Исследователи в данном направлении отталкивались от важности исследования проблемы взаимосвязи самооценки с когнитивной, интеллектуальной сферой человека. Самооценка
представляет собой неразрывное единство эмоциональной (аффективной) и
рациональной (когнитивной) составляющих. Первый компонент отражает знание человека о самом себе, второй – его отношение к себе. В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве.
Данный подход объединяет проблематику «психологии мышления» и «психологии самосознания».
Советские психологи еще в 70-хх годах ХХ века обращали внимание на взаимосвязь самооценки и интеллекта. Так, И. И. Чеснокова в своих работах проводила параллели между самосознанием и развитием интеллектуальной сферы человека. Мыслительные процессы занимают центральное место в
самопознании. Последнее в свою очередь является условием и важнейшим компонентом целостного процесса самосознания. Самооценка в этой системе выступает как своеобразный итог самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе. Она отражает их уровни развития. Несовершенным формам самопознания соответствуют несовершенные формы самооценки.
Интересны исследования А. В. Захаровой и М.
Э. Боцмановой в аспекте взаимосвязи самооценки и интеллектуальных процессов. Ими был сделан следующий вывод: рефлексия, которая проявляется в мыслительной
деятельности, является одновременно условием и средством самооценки как
механизма произвольной психической регуляции. Рефлексия есть там, где есть самооценка, и, наоборот функционирование подлинной самооценки возможно только при наличии рефлексии. Испытуемые, которые проявляли при самооценке рефлексивность, достигали наиболее высоких уровней интеллектуального, познавательного и личностного развития. Они находились в постоянном поиске новых знаний, способов деятельности, самовыражения.
Особый интерес в этом исследовании представляет подход авторов к исследованию самооценки, как к решению особых задач на оценку качеств личности. Так, при высоком уровне сформированности рефлексии, анализ
ситуации задачи одновременно является и анализом собственных действий, который завершается их общей оценкой. В этих условиях именно самооценка выступает основанием для создания теоретических моделей каждого последующего шага в процесс решения задач. Высокий уровень рефлексии определяет психологическую готовность субъекта к всестороннему изучению ситуации задачи, представление о порядке действий и их результатах. При сниженном уровне рефлексии испытуемые не анализировали свои действия в их целостности. При несформированной рефлексии собственные действия вообще не подвергались анализу и приобретали хаотичный характер. Деятельность становилась неуправляемой и практически распадалась.
В работах Я. А. Понамарева и затем Т. В. Галкиной значительное внимание было уделено такому понятию как «способность действовать в уме» (СДУ). Эта способность является центральным звеном психологического механизма интеллекта и поведения человека. Если человек способен решать задачи определенной степени трудности в какой-то области, то, и оценивая «самого себя», он демонстрирует возможность аналогичным образом решать эту специфическую задачу. Соответственно, чем лучше развита СДУ, тем вероятнее успешность решения таких задач. Таким образом, разным уровнем развития способности
действовать «в уме» можно объяснить те значительные различия, которые
наблюдаются в характере – полноте, глубине, степени адекватности –
самооценок, в способах решения задач на самооценку своих личностных
качеств, возможностей, способностей, умений.
На конец XX в. приходится пик исследований самооценки в области профессиональной и учебной деятельности. А. В. Захарова, Н. В. Кузьмина,
А. К. Маркова, Н. Е. Шафажинская и другие отечественные ученые в области профориентации направили усилия на поиск методов формирования адекватной самооценки в контексте значимой для индивида деятельности. Они понимали, что
«эффективность и результативность труда» напрямую связаны с адекватностью его оценивания. Кроме того, сама самооценочная деятельность в рефлексивном акте оценивания является платформой для формирования теоретического мышления.
Важным выводом, который можно сделать на основе обзора вышеизложенной литературы, является признание учеными того факта, что в процессе интеллектуальной деятельности осуществляется сознательный
(внутренний) контроль, который стимулирует поисковую активность и обеспечивает определенный уровень понимания. Метакогнитивные компоненты, отвечающие за процессы контроля мыслительной деятельности, формируют самооценочное мышление, которое позволяет оценивать качество понимания информации, то есть влиять на информационные возможности индивида.
О прогнозе успешности или неуспешности человека в осуществлении той или иной деятельности целесообразно говорить лишь в том случае, когда имеется возможность сравнения самооценок с объективными данными конкретного интеллектуального труда.
По сути, психологическую сущность самооценки можно исследовать лишь в контексте конкретной деятельности человека. В частности, в ее важнейшей области – умственном труде. Иными словами, самооценка в контексте умственного труда должна быть сопряжена с измеряемыми объективными показателями, а ее измерение возможно лишь в условиях, когда определяется мера адекватности конкретным объективным показателям. В этом случае можно говорить о качестве самооценки в категориях ее дифференциации на высокую, низкую, адекватную или неадекватную. К таким выводам пришла в своих научных изысканиях
М. Б. Позина. Ее работы посвящены поиску ответа на вопрос: как можно измерить степень адекватности самооценки реальным достижениям?
По мнению М. Б. Позиной, первая часть вопроса касается метода
измерения самооценки, вторая часть – концепции когнитивной самооценки.
Метод измерения должен касаться прежде всего когнитивных аспектов самооценки, параметры которой следует соотносить с объективными показателями интеллектуальной работы. А концепция когнитивной самооценки будет относиться к тем аспектам в познавательной и профессиональной деятельности, где степень успешности выполняемого интеллектуального действия будет человеком самостоятельно оцениваться и затем сопоставляться с объективным показателем.
Таким образом, когнитивная самооценка – это самостоятельно
оцениваемая индивидом степень успешности акта (этапа, процесса,
результата) интеллектуальной деятельности, или степень компетентности
человека в определенной области познавательной деятельности, которую он
может самостоятельно и адекватно оценить.
Когнитивная самооценка является составляющей самооценочного мышления, связанного с рефлексией и определяемого следующими параметрами:
качество когнитивной самооценки;
степень адекватности самооценки;
уровень интеллектуального развития личности;
мера соответствия объективным показателям.
Когнитивная самооценка, как компонент самооценочного мышления, является своеобразной движущей силой интеллектуальной деятельности индивида.
Поскольку по своей сущности она должна быть сопряжена с измеряемыми объективными показателями, то ее качество определяется мерой адекватности этим показателям. Именно в этой ее сущности заключатся отличительный признак от традиционной самооценки. Смысл когнитивных самооценок простой: их необходимо сопоставлять с объективными результатами, анализировать в контексте с ними. Иначе они будут иметь пустое содержание, подобно ситуации, когда, например, имея множество данных, американские психологи не могут определить, в какой степени эти данные соответствуют реальности.
Вопрос 2. Сопоставительный подход в исследовании когнитивной
самооценки
Основная тенденция в исследованиях самооценки такова: во всем мире идет активный поиск средств и способов объективации и измерения самооценочного акта, психологическая сущность и механизм которого в полной мере раскрывается лишь в контексте деятельности человека, одновременно с выполнением работы оценивающего ее.
В психодиагностическом методе выделяют три основных диагностических подхода: объективный, субъективный и проективный.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 16