Файл: Развитие самооценочной активности и самооценочного мышления в профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
суждений посредством контент-анализа позволяет исследователю выявить степень значимости определенных качеств для испытуемого.
К прямым методам исследования самооценки относятся также оценочные опросники и шкалы, которые допускают различную степень свободы и разнообразия ответов. К ним относятся:

оценочный опросник Куперсмита,

шкала самооценки Розенберга,

Теннессийская шкала Я-концепции Питца,

индекс адаптации и ценности Биллза,

методика Дембо-Рубинштейн,

«проба де Гриефе»,

методика ранжирования,

Q-сортировка Кона,

процедура якорных примеров Тэйлора.
Главным достоинством прямых методов является большой объем информации, богатый и интересный материал, позволяющий сделать заключение о самооценке испытуемого. Их основным недостатком являются:
1. влияние внешних (личность экспериментатора, условия проведения исследования и т.д.) и внутренних (установки испытуемых – предрасположенность отвечать заведомо определенным образом, эффект социальной желательности, мотив социальной оценки, желание или нежелание раскрыться, сотрудничать с экспериментатором и т.д.) факторов на полученные данные;
2. сложность их обработки.
Наиболее спорным моментом является вопрос, касающийся прямых методов исследования: всегда ли прямой вербальный самоотчет – валидная и надежная мера исследования самооценки? Демонстрируемая самооценка может сильно отличаться от подлинной, реальной самооценки. О причинах говорилось в
Теме 1.
Косвенные исследования самооценки разделаются на невербальные и проективные.
Невербальные методы используются для работы с испытуемыми, у которых наблюдаются различные трудности в вербализации своего запроса и состояния.
Проективные методы позволяют исследовать те аспекты самооценки, которые невозможно выявить при помощи прямых методов: скрываемую или отрицаемую самооценку, маскирующуюся за феноменом социальной желательности, а также неосознанную или частично осознанную самооценку, непосредственная вербализация которой затруднена.
Общими для этого класса методов являются следующие черты:

неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;

отсутствие ограничений в выборе ответов;

отсутствие оценки ответов как «правильных» или «ошибочных».
Использование проективных техник для изучения самооценки имеет особенность: они не являются инструментом, специально созданными для измерения самооценки. Это методы широкого диапазона применения, нацеленные на изучение целостной картины личности.
Недостатки проективных методов:

нестандартизированность условий их проведения,

отсутствие мер подсчета и норм,

трудность обработки полученных данных,

недоучет влияния личности экспериментатора.
Делаются попытки синтеза проективных и психометрических принципов исследования самооценки и самосознания. Примером являются:



методика управляемой проекции В.В. Столпина,

методика КИСС (косвенное изучение системы самооценкок)
Е.О. Федотовой и Е.Т. Соколовой.
Экспериментальные методы исследования открывают возможность целенаправленного конструирования такой ситуации, которая позволяет выделить и исследовать изучаемую переменную, выявить ее качественные и количественные характеристики.
Изначально экспериментальные методы были направлены на исследование уровня притязаний личности (методика Ф. Хоппе). Дальнейшие исследования привели к выводу о том, что уровень притязаний не является прямым показателем особенностей самооценки, как это вначале представлялось. Данная методика стала прототипом для создания различных приемов экспериментального исследования самооценки:

реальная самооценка и уровень притязаний (Б.В. Зейгарник),

экспериментальное манипулирование самооценкой (Wells, Warwell),

самооценка при вызванном успехе и неудаче (Wylie).
Такие способы исследования часто используются для изучения самооценки детей. Специалистами в области возрастной психологии был разработан целый ряд специальных методических приемов, благодаря которым самооценка изучалась не прямо, а косвенно.
В экспериментальных исследованиях психологи получают возможность не только исследовать, но и формировать самооценку испытуемых.
Достоинством экспериментальных методик является то, что они позволяют сопоставить особенности самооценки испытуемого с результатами его конкретной деятельности и реальным поведением. Также их можно применять практически к любому контингенту испытуемых в возрастном и личностном аспектах.
Недостатком этих методик является то, что они позволяют судить о самооценке лишь опосредованно, косвенно – через ее взаимодействие с уровнями притязаний, реальными и идеальными целями, результатами учебной деятельности и т.д.
Психосемантические методы исследования в последнее время все больше применяются для изучения личности, ее самосознания и самооценки. Их используют в тех областях психологической науки, где употребляются

субъективное шкалирование,

различные модификации семантического дифференциала,

методики оценки сходства,

техника репутационных решеток.
Достоинства данных методик заключается в том, что они:

могут быть применимы к широкому контингенту испытуемых,

позволяют реконструировать и интерпретировать самооценку непосредственно в терминах самого испытуемого,

дают возможность проследить динамику самооценки,

получить количественные результаты.
Основные недостатки данных методов исследования:

сложность достижения необходимой степени косвенности измерения, которая позволила бы зафиксировать подлинную, а не демонстрируемую самооценку,

трудности в обработке данных, поскольку требуются специальные компьютерные программы,

не могут быть применены при экспресс-диагностике самоотношения и самооценки.


Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для всесторонней и наиболее точной диагностики особенностей самооценки главным требованием к подбору методического аппарата является комплексность методов исследования.
Возникает вопрос: как действовать практикующим и организационным психологам, в ситуации, когда универсального метода диагностики самооценки пока не выработано? На сегодняшний день, существует множество авторских методик, основанных на принципе компиляции нескольких приемов изучения самооценки.
Для того, чтобы разработать свой подход к изучению самооценки необходимо, во-первых, хорошо ориентироваться в существующих методиках и методах, во-вторых, учитывать целый ряд факторов, таких как:

задачи и цели исследования,

контингент обследуемых,

условия тестирования,

собственные личностные особенности и опыт,

способы обработки результатов исследования.
Вопрос 4. Трудности исследования самооценки интеллектуальных
достижений
В ходе изучения феномена самооценки психологи регулярно сталкиваются с рядом трудностей, которые обусловлены сложностью предмета исследования. По
результатам можно говорить об определенном круге проблем.
1. В основе многих методик лежит гипотеза о самооценке как об относительно стабильной характеристике. В то же время было доказано эмпирическим путем ситуативность самооценки.
2. Среди самых известных зарубежных шкал самооценки – опросники, разработанные более полувека назад. Это очень простые и очевидные срезы общей самооценки. В арсенале отечественных средств измерения самооценки методик самоотчета очень много. Все они доказали свою устойчивость во времени и безусловно могут быть полезны в качестве оценки общего самоуважения. Однако если самооценку рассматривать как часть иерархически многомерного конструкта
Я-концепции, то при определенных обстоятельствах единая глобальная мера самооценки может давать противоречивые результаты и не обнаруживать значимых корреляций с другими переменными.
3. Было обнаружено, что самооценка, основанная на самоотчетах, не коррелирует с отчетами экспертов. Объяснение подобных рассогласований можно найти в целом ряде известных теорий.
Согласно теории Л. Фестингера человек стремится избежать когнитивного диссонанса. Он возникает на фоне рассогласования между тем, что он думает о себе, например, в области личных достижений и способностей, и той информацией, которую он получает от окружающих людей. В теории Дж. Келли когнитивное рассогласование связано со стремлением интерпретировать информацию в рамках привычных когнитивных схем, желаний и ожиданий, обусловленных личностными смыслами. Человек активно создает свой субъективный мир и творит индивидуальную реальность, опираясь на свои привычные когнитивные модели в интерпретации событий. В теории Ф. Зимбардо люди демонстрируют твердую непреклонность в вопросах, которые касаются их личности, привычного образа жизни и деятельности, и там, где они остро чувствуют угрозу своей идентичности.
4. Возможности экспертов при диагностике самооценки ограничены. У них нет объективного стандарта валидности оценок. Результаты исследования во многом будут зависеть от личности самих экспертов, которые колоссально отличаются друг от друга.


5. Подавляющее большинство испытуемых оказываются не готовы к ситуации самооценивания. И здесь начинают действовать защитные механизма человека, в попытках снизить уровень тревожности по отношению к «непонятному процессу». Все психологи знают, что тенденция к выбору социально желательных ответов при заполнении опросников самоотчета является основным фактором, искажающим достоверность полученных результатов. При этом появление таких ответов обусловлено не сознательной фальсификацией или преднамеренной ложью, а неосознанным желанием выглядеть не хуже других.
6. Исследования самооценки, которые проводили в эти годы российские и зарубежные ученые, выявили сложность количественного измерения этого многогранного конструкта. Оказалось, что практически невозможно в одном исследовании охватить все структурно-динамические характеристики феномена самооценки. Причины находились в понятийном пространстве самого конструкта, где «самооценка» и «самооценочная деятельность» тесно связаны и взаимообусловлены. Дело в том, что самооценка одновременно является и исходной, и результирующей стороной самого самооценочного процесса. А сам процесс, по своей сути, субъективен.
7. Во всех отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных самооценке, была обнаружена основная проблема. Она заключается в том, что измеряется не сам процесс рождения самооценок, а фиксируются уже готовые оценки, которые отражены в мышлении индивида, в структуре его личностных свойств или черт, в специфике выполняемой деятельности. Кроме того, даже имея классификацию самооценки с точки зрения ее структурно-динамических характеристик, до сих пор недостаточно проработан вопрос ее формирования и той роли, которую она выполняет как механизм произвольной психической саморегуляции.
И последний вопрос, актуализировавшийся в последние годы, это соотношение методов и предмета изучения с направлением исследования.
Диагностика самооценки применяется к самым различным сторонам жизнедеятельности человека.

Исследуются различные формы социального поведения (с 1982 г.);

проводится анализ самооценки у различных этнических групп (с
1991 г.);

изучается самооценка компетентности в отдельных областях жизнедеятельности человека (с 1993 г.);

осуществляется самооценка самоэффективности и здоровья у различных групп населения (с 1991 г.);

ученые на протяжении многих лет проводят мониторинг уровня самоуважения и самооценки у детей и подростков в разных странах (с 1983 г.);

в течение многих лет ученые исследуют гендерную специфику различий в уровне самооценки мужчин и женщин (с 1974 г.).
В фокусе внимания исследователей оказывается, как правило, один из аспектов феномена самооценки, актуальный для определенного направления жизнедеятельности. Применение, условно оцениваемых как «универсальные», методов изучения дает крайне противоречивые результаты, которые невозможно обобщить и выявить какие-либо корреляции. Сейчас уже становится понятно, что для диагностики самооценки имеет смысл четко описывать предмет и объект исследования – сторона жизнедеятельности человека, определяющие ее факторы, задействованные в ней элементы Я-концепции.
Ближе всего к изучению самооценки деятельности находятся исследования самоэффективности в рамках теории Альберта Бандуры. Это понятие было предложено Бандурой в качестве центрального конструкта в его социально- когнитивной теории. Автор высказал гипотезу о том, что вера человека в

эффективность собственных действий в существенной степени влияет на его поведение. Объяснение было следующим: человек боится и избегает тех социальных ситуаций, с которыми он не сумеет справиться, однако активно и наступательно проявляет себя, когда уверен в своих способностях и верит в успех собственных действий. По мнению Бандуры, осознание человеком степени своей самоэффективности приводит его к желаемому результату и достижению успеха.
Самоэффективность проявляется в том, как себя люди чувствуют, думают и действуют. Разработанная в рамках этой теории «Шкала оценки самоэффективности» (авторы Р. Шварцер и М. Ерусалим, Берлинский свободный университет, 1993) предназначена для оценки Я-концепции через самооценку образа себя, субъективную оценку некоторых аспектов академической и социальной компетентности. Разработчики шкалы исходили из предположения о том, что общая самоэффективность является центральной и достаточно стабильной характеристикой, связанной с такими проявлениями личности, как высокое самоуважение, оптимизм, общая и ситуативная тревожность, застенчивость, пессимизм.
Следует отметить, что в основе зарубежных исследованиях последних десятилетий лежит представление о самооценке как об иерархической, многоаспектной модели Я-концепции. Пример: опросник личной и академической
Я-концепции (PASCI), в который включены шкалы общей самооценки и шесть дополнительных шкал частных аспектов Я-концепции. Две шкалы предназначены для оценки социального принятия и социальной тревожности, две другие – для оценки внешности и физических способностей, и следующие две шкалы – для самооценки вербальных и математических способностей.
Считается, что показатели общей самооценки Я-концепции коррелируют с последующими академическими и профессиональными достижениями, предсказывают их и влияют на них. Однако, как показали дальнейшие исследования, подобная корреляционная связь обнаружена лишь в отношении тех людей, для кого учебные достижения занимают высокое место в их личной системе ценностей. В иных случаях значимой связи с учебными достижениями или интеллектуальной деятельностью не обнаружено.
Измерение самооценки, как видится, следует проводить в ходе специфической интеллектуальной деятельности, когда перед индивидом ставится задача в процессе осмысления и последовательного поиска верного решения соизмерять субъективные представления о полученных результатах с объективными критериями качества их выполнения. Методологическую базу постановки подобных задач можно найти в исследованиях российских ученых
(Бершадский М. Е., Борисова Ю., Гребнев И., Голубева Э. А., Кондратьева А. С.,
Неволин И. Ф., Путляева Л. В., Шмелев А. Г. и др.). Иначе говоря, для понимания механизма самооценки респонденту следует предлагать такой диагностический формат, при котором он, выполняя какое-то конкретное действие, имел бы возможность сравнивать данные своих представлений о качестве измеряемого параметра с реальными показателями успешности выполняемой им работы.
Ближе всего к решению этой задачи стоят методы оценки общеакадемических компетенций, позволяющие исследователям посредством анализа оценочных суждений индивида, специфики его самооценочного мышления и уровня развития рефлексии оценить процесс и продукт деятельности.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16