ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Поэма «Песнь о моём Сиде»
Образ Сида и канон идеального эпического героя
Героическая поэма «Песнь о моём Сиде» написана за пределами Кастилии примерно в конце XII – начале XIII веков неизвестным певцом. Произведение рассказывает о жизни и подвигах испанского рыцаря Родриго Диаса де Бивара, которого мавры прозвали Сидом («господином»). Эта один из памятников испанского средневекового героического эпоса, написанного на основе реальных событий (главный герой – реально живший, крупнейший деятель реконкисты своего времени). «Песнь о моём Сиде», как замечают многие исследователи, отличается своей близостью к истории, хотя и не лишена идеализации главного героя.
Начнём с того, какими конкретно были герои в средневековой литературе. Героический эпос не только отражал народное мнение о том, каким должен быть идеальный герой, но в нем также были переданы представления народа о королевской власти, состоянии страны. В эпосе Средневековья воспет герой, сражающийся за целостность и независимость своего государства и сталкивающийся со вполне реальными противниками (практически отсутствуют элементы фантастики, на первое место выходит реальная история, а не миф). У такого героя ярко выражены патриотическая и материальная мотивировки. Он поступает по чести, добр к своим людям и остаётся верен своему королю при любых обстоятельствах.
Перейдём же к нашему герою – Сиду. Как я уже сказала выше, он идеализирован. Например, в поэме опущен такой исторический факт, как то, что он был наёмником как у христиан, так и у мавров. Но при этом он выглядит «живым», ему присущи вполне реальные слабости: он допускает ошибки, у него есть жажда наживы. Певец явно подчёркивает важность добычи, завоеваний и награды для Руй Диаса. После каждой битвы мы получаем своеобразный «отчёт» о сумме награбленного. Но при этом мы можем с уверенностью говорить о доброте и щедрости этого героя по отношению к его вассалам: хотя «кастильский изгнанник всех грабит жестоко», со своими людьми он честно делит награбленное, всегда забирая себе только пятую часть. Поэт даже восклицает: «Боже, как щедр он к своим вассалам! Ни пеших, ни конных не обделяет!», а позже мы узнаём о том, что все те, кто пошёл с Сидом, в итоге изрядно разбогатели. Это уважительное отношение к своим подданным делает его идеальным героем средневековья. Но проявляется оно не только в материальном аспекте. Вот, что Сид говорит своим людям, отправляясь в изгнание: «
Царя небес я молю, чтоб для вас, / Кто дом покинул ради меня, / До смерти я сделал хоть каплю добра, / За ваши потери вдвойне вам воздал». Мне кажется, можно сказать, что он сознательно несёт ответственность за своих людей, и это добавляет к его образу «идеального героя» ещё и черты «идеального властителя». Он не просто канонический герой, он возвышается над ним и приобретает черты цельной личности (отсюда и пороки, о которых было сказано выше). Этим можно также объяснить то, что Руй Диас бережёт не столько сословно-воинскую честь, как пристало герою, сколько собственное достоинство.
О его понимании чести и совести мы многое узнаём на протяжении всей поэмы. Например, когда он отпускает дон Раймунда, тот боится, что Родриго пошлёт за ним погоню, но автор пишет: «Сид не поступит так ни за что: никогда не грешил вероломством он». Также можно вспомнить эпизод, когда Руй Диас отдаёт замуж своих дочерей: тогда он говорит, что «слово его вовек нерушимо». В одних этих цитатах мы видим его моральную непоколебимость, являющуюся неотъемлемой частью образа истинного рыцаря.
К тому же у него есть чёткое понимание, кому он служит и ради чего борется. Но, чтобы обсудить это подробнее, давайте на секунду вернёмся к теме завоеваний и добычи.
Вот как Сид высказывается об одном из грядущих нападений: «С честью умрём, коль не сломим врагов; будем богаты, коль верх возьмём». Видно, что цель этого нападения (как и большинства других) – это богатство. Но оно для Родриго – это возможность не только самому прославиться на всю Испанию, но и прославить своего сеньора – короля Альфонса – и доказать тому свою преданность. Несмотря на разлад в их отношениях и изгнание, Сид всё равно остаётся верным вассалом (и, что интересно, подтверждает это отказом брить бороду: «Хоть изгнал нас король, я, чтя венценосца, в цирюльню навек забуду дорогу»). После каждого большого сражения он отправляет к королю Минайю с дарами (лучших коней, захваченный шатёр Юсуфа), чтобы показать, «что есть у Сида доходы» и что он всё ещё остаётся королевским верноподданным (и просит сменить гнев на милость). Также для подтверждения глубокого уважения и преданности этого героя можно привести цитату самого Руй Диаса: «Король – мой сеньор, с ним грех враждовать». То есть Сид даже не задумывается о предательстве или обиде на дон Альфонса за изгнание, для него это «грех». Он не сомневается в короле ни минуты и делает всё, чтобы соответствовать званию его вассала. Думаю, с этим можно связать и мудрость поступков де Бивара: то, как точно он продумывает атаки (вспомним, как он приказал вырыть глубокий ров вокруг холма, чтобы на них неожиданно не напали, или как придумал выманить мавров из города), как прислушивается к советам своих подданных (в частности – Альвара Фаньеса, его правой руки), даже то, как он относится к своим собственным вассалам (например, его приказ о том, что все, кто хочет его покинуть, должны вернуть богатства; или слова о том, что он не приказывает идти с ним, а только зовёт желающих – «других ему не надо»). Мне кажется, из его собственной вассальной верности рождается его доблесть, рассудительность и в некоторой степени лояльность. Это проявляется, когда он не стремится самолично отомстить обидчикам своих дочерей, а прибегает к помощи короля и законов. Он будто бы сменяет роли: из верного рыцаря превращается в мудрого правителя и обратно.
В целом можно сказать, что Капеодор
благородный, деятельный, прямой и подчиняющийся воле своего сюзерена, он – истинный рыцарь, идеальный эпический герой. Но также в нём присутствуют нетипичные для этого образа черты. Это открытое желание преумножить своё богатство; это черты мудрого и практичного правителя; это не желание проявить себя в единичных поединках и безрассудство, а тактический и разумный подход к сражениям. Даже вопрос чести своих дочерей он решает не лично, как герой-воин, а через суд. Рядом с идеальным и возвышенным, как распространение христианства и служение королю, стоит реальное и материальное: любовь к семье, военная добыча, прагматизм и здравомыслие. Сид – не просто каноничный герой, Капеодор – это переосмысление канона, возвышение над ним и приближение к исторической точности.