Файл: 1. Если душа родилась крылатой (по лирике М. Цветаевой).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 327
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Достоевский, кого пытался поднять с колен Чехов и Горький, о ком как о великом Мастере писал Булгаков, затерялся в просторе огромного государства, превратился в малую песчинку для истории, сгинув в лагерях. Огромных усилий стоило писателям его воскрешения для читателей в своих книгах. Традиции классиков, титанов русской литературы продолжили писатели городского направления прозы, те кто писал о судьбе деревни в годы гнета тоталитаризма и те, кто повествовал нам о мире лагерей. Их были десятки. Достаточно назвать имена нескольких из них: Солженицын, Трифонов, Твардовский, Высоцкий, чтобы понять какого огромного размаха достигла литература о судьбах "маленького человека" двадцатого столетия.
Петербург, Москва -город, так давно тревоживший многих русских писателей, стал еще более страшным и жестоким. Он - символ той мощной силы, подавляющей слабые ростки человечности, он - сосредоточие людского горя, зеркало всей российской действительности, отражение которого мы видим по всей стране, в стенах лагерей и на задворках провинциальных городков.
"Маленький человек" нашего города 60-х - 70-х г. не способен выбраться на поверхность жизни и громко заявить о своем существовании. Но ведь и он - человек, а не вошь, как хотел доказать самому себе Раскольников, и он заслуживает не просто внимания, но и лучшей доли. Путь к достижению этого открыли ему те, кто в наше время стремился "спины выпрямить горбатым." Новые писатели вступают в защиту правды и совести, они формировали человека нового. Поэтому нельзя закрывать последнюю страницу в огромной книге посвященной ему - "маленькому человеку! "
12.Кого из литературных героев Вы узнаёте в своих современниках?
Литературные герои наших дней? Кто они? Какими нравственными качествами обладают? Это и мальчик Гриша из рассказа Бориса Екимова «Ночь исцеления», и курсант Лев, будущий летчик, персонаж рассказа Вячеслава Дегтева «Одуванчик», и Вася Колун, герой рассказа Бориса Екимова «Про чужбину». Люди они, конечно ,разные, но среди них я узнаю своих современников.
Вот Александр Завьялов, герой повести Ю.Короткова «Седой», сын генерала. Этот молодой бунтарь бросает вызов семье, да и обществу потому, что его поступки не будут одобрены не только старшим поколением, но и сверстниками. Чего стоит решение Саши уйти из престижного вуза после того, как он узнает, что папаша его туда «пропихнул» по блату. Уверена, что многие друзья Александра посмеялись над ним и его решением, потому что ищут в жизни легких дорог и мечтают о «беспокойном» и заботливом папе. Но не таков Александр! Не за что ему благодарить отца, совершающего такие безнравственные поступки! Александр продолжает бунтовать, идти против воли родителей только потому, что его совесть не позволяет юноше жить бесчестно. Он идет в армию, где с достоинством вынесет все испытания и сохранит чистой свою душу. Юноша погибнет, спасая друга, но какой светлый след он оставит в душах большинства читателей…Вот этот герой - точно мой современник!
Еще один бунтарь, точнее, бунтарка, нарисована Ю. Коротковым в повести «Головная боль». Катя Белова - выпускница одной из московских школ. Автор не рассказывает нам подробно об отношениях Катерины с родителями, но о них мы узнаем из ряда реплик девушки. Катя в знак протеста против образа жизни отца и матери ушла из дома, живет в квартире умершей бабушки. Свою жизненную позицию она формирует четко: не хочет и не будет девушка жить, как мать, «смотреть лабуду» (сериалы) о том, что богатые тоже плачут и плакать вместе с ними. Самостоятельная, уверенная в себе, она еще не знает, как будет жить, но четко знает, как не будет! Казалось бы, счастье улыбнулось девушке: богатый сорокалетний олигарх Виктор влюбился в Катерину, окружил ее заботой и вниманием. Лучшие учебные заведения мира готовы принять Белову в свои объятия, самые престижные курорты ждут девушку вместе с влюбленным мужчиной, Думаете, моя сверстница оценит это? Нет! Все, что делает для нее Виктор, – это «мишура», богатая жизнь – золотая клетка, жить в которой она не будет! Вот она, моя современница, на которую хотелось бы походить!
Александр Завьялов и Катерина Белова, герои Ю.Короткова,- однозначно уникальные личности, которых не часто, но можно встретить среди моих современников.
(384 слова)
13. «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Н. А. Заболоцкий
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Н. Заболоцкий
Николай Заболоцкий пришел в поэзию на рубеже тридцатых годов, которые ломали жизнь миллионам людей. Его поэзия не криклива — это разговор по душам, вдумчивый взгляд художника на жизнь, природу, на человека. Заболоцкий старался найти в ней выход своим мыслям о смысле жизни, о предназначении человека в этом мире. Поэт старался найти и обосновать свое место среди людей. Его литературное наследие невелико. Оно включает в себя томик стихотворений и поэм, несколько томов поэтических переводов, немногочисленные заметки о поэтах и писателях, произведения для детей. Преданность своему делу была характерной чертой писателя, и, несмотря на трудную жизнь, он сумел вписать новое, весомое слово в русскую поэзию. За каждой строкой встает образ сдержанного, не терпящего позы, требовательного к себе, немного ироничного человека.
«Не позволяй душе лениться!» — писал Николай Заболоцкий, открывая для всех универсальное средство защиты. Человек должен постоянно развиваться духовно. Лев Толстой, уже после того, как ему исполнилось восемьдесят лет, сожалел о том, что жизнь так коротка, ведь она столько всего неизведанного, полного загадок.
Книги — своеобразный мостик между поколениями, через который к нам приходит все то лучшее, чего достигли наши предшественники. Именно лучшее. Ведь только хорошая книга сможет проникнуть в человеческую душу, остаться там, дать ростки доброго, светлого и прекрасного.
Душевные качества человека всегда были основой мнения о нем других людей. Сострадание, умение сопереживать всегда ценились среди людей. Вспомните Бориса Пастернака:
Душа моя, печальница О всех в кругу моем,
Ты стала усыпальницей Замученных живьем…
Сердце, после прочтения этих строк, страдает, думая о всех замученных, среди которых и Марина Цветаева, и, на мой взгляд, Владимир Маяковский. И мне хотелось бы, чтоб каждый человек, независимо от рода его занятий, поставил перед собой такую цель: ни дня без литературы…
Николай Заболоцкий прожил нелегкую жизнь и умер в возрасте 55 лет, так и не увидев то время, когда его поэзия стала широко издаваться, читаться и переводиться на разные языки мира. Но он достиг цели, к которой стремился. Он создал книгу, которая продолжает русскую философскую лирику, книгу, где природа и человек слиты в единое целое. Его поэзия заняла свое место в сокровищнице классической литературы.
357слов
14.Моё понимание поэзии «чистого искусства», в лирике А. А. Фета, Ф. И. Тютчева
А.А. Фет оказался трудным для объяснения явлением русской поэзии как для современной критики, так и для последующего литературоведения. Демократическая общественность осуждала его уход от злободневных социальных вопросов, за чрезмерно камерный характер его поэзии.
Добролюбов, говоря о Фете как о мастере «улавливать мимолетные впечатления», в сущности, ставил уже проблему импрессионизма Фета, до сих пор удовлетворительно никем из ученых не проясненную.
Есть три позиции в объяснении Фета. Первая: мы хотим знать только «хорошего» Фета, крупнейшего лирика, и ни до чего другого Фет и Шеншин, поэт и делец, и хотя шеншин часто мешал Фету, эти помехи надо игнорировать как чисто эмпирические обстоятельства, как недоразумения частной жизни, будничную суету, не стоящую внимания. И, наконец, третья позиция: имеются диалектические связи между Фетом и Шеншиным, между благоухающим лириком и воинствующим консерватором. Нас должна интересовать диалектика связей между жизнью и убеждениями Фета, с одной стороны, и его «чистой» лирикой - с другой.Подлинную диалектику надо искать не в уродливых связях - соотношениях Фета с Шеншиным, величайшего лирика с корыстолюбивым помещиком - этот путь ложный и непродуктивный.
В 40-50-х годах ярко заявляет о себе поэтическое творчество А.А. Фета, Ф.И. Тютчева как своеобразная реакция на демократические ориентации, которые шли от Некрасова и Белинского. Оба поэта - Фет и Тютчев - были вне укреплявшегося направления в литературе, закладывали ее новую родословную. Их начинания были подхвачены А.Н. Майковым, Я.П. Полонским, А.К. Толстым. Поэты этой группы искренне полагали, что поэзия должна говорить о вечном свободно, без принуждения. Никакой теории над собой они не признавали
Фет проповедует не узость, а наблюдательность. Конечно, в мире есть не только это, но и это есть. Все существует для человека. Внутренний человек - мера всех вещей. Он вправе выбирать. Процитируем еще стихотворение «Добро и зло»:
Фет не задается «космическими» проблемами человеческого бытия. Мир Фета - абсолютно посюсторонний, не касается ничего мистического, судеб мироздания. В земной жизни, в человеке отобрана своя сфера мимолетных впечатлений и чувствований. Этим своим «импрессионизмом» Фет и мог понравиться модернистам, символистам в конце XIX века.
15. В чем причина гениальности романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита "
«Из всех писателей 20-х – 30-х гг. прошедшего века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с вождем, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых – «Мастер и Маргарита». Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями. Вспомним хотя бы «осетрину второй свежести», и придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы.
М. А. Булгаков писал “Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал своего рода уникальным человеческим “документом» той примечательной эпохи. И в то же время это глубоко философское повествование, обращенное в будущее, является книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художественность. При этом имеются все основания предполагать, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками.
В романе “Мастер и Маргарита» царит счастливая свобода творческой фантазии при всей строгости композиционного замысла. Сатана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, творит свой бессмертный роман — труд всей своей жизни. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом суетятся, подличают, приспосабливаются, предают близких вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20—30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая Доступна лишь сказке, поэме. “Мастер и Маргарита» и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о человечности зла, об истинности творчества, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.
“Мастер и Маргарита» — сложное произведение. О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкований знаменитого романа. О “Мастере и Маргарите» еще много будут думать, много писать.
“Рукописи не горят», — произносит один из героев романа. М. А. Булгаков и в самом деле пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восстановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странах мира.
Ныне творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры.
352слова
Петербург, Москва -город, так давно тревоживший многих русских писателей, стал еще более страшным и жестоким. Он - символ той мощной силы, подавляющей слабые ростки человечности, он - сосредоточие людского горя, зеркало всей российской действительности, отражение которого мы видим по всей стране, в стенах лагерей и на задворках провинциальных городков.
"Маленький человек" нашего города 60-х - 70-х г. не способен выбраться на поверхность жизни и громко заявить о своем существовании. Но ведь и он - человек, а не вошь, как хотел доказать самому себе Раскольников, и он заслуживает не просто внимания, но и лучшей доли. Путь к достижению этого открыли ему те, кто в наше время стремился "спины выпрямить горбатым." Новые писатели вступают в защиту правды и совести, они формировали человека нового. Поэтому нельзя закрывать последнюю страницу в огромной книге посвященной ему - "маленькому человеку! "
12.Кого из литературных героев Вы узнаёте в своих современниках?
Литературные герои наших дней? Кто они? Какими нравственными качествами обладают? Это и мальчик Гриша из рассказа Бориса Екимова «Ночь исцеления», и курсант Лев, будущий летчик, персонаж рассказа Вячеслава Дегтева «Одуванчик», и Вася Колун, герой рассказа Бориса Екимова «Про чужбину». Люди они, конечно ,разные, но среди них я узнаю своих современников.
Вот Александр Завьялов, герой повести Ю.Короткова «Седой», сын генерала. Этот молодой бунтарь бросает вызов семье, да и обществу потому, что его поступки не будут одобрены не только старшим поколением, но и сверстниками. Чего стоит решение Саши уйти из престижного вуза после того, как он узнает, что папаша его туда «пропихнул» по блату. Уверена, что многие друзья Александра посмеялись над ним и его решением, потому что ищут в жизни легких дорог и мечтают о «беспокойном» и заботливом папе. Но не таков Александр! Не за что ему благодарить отца, совершающего такие безнравственные поступки! Александр продолжает бунтовать, идти против воли родителей только потому, что его совесть не позволяет юноше жить бесчестно. Он идет в армию, где с достоинством вынесет все испытания и сохранит чистой свою душу. Юноша погибнет, спасая друга, но какой светлый след он оставит в душах большинства читателей…Вот этот герой - точно мой современник!
Еще один бунтарь, точнее, бунтарка, нарисована Ю. Коротковым в повести «Головная боль». Катя Белова - выпускница одной из московских школ. Автор не рассказывает нам подробно об отношениях Катерины с родителями, но о них мы узнаем из ряда реплик девушки. Катя в знак протеста против образа жизни отца и матери ушла из дома, живет в квартире умершей бабушки. Свою жизненную позицию она формирует четко: не хочет и не будет девушка жить, как мать, «смотреть лабуду» (сериалы) о том, что богатые тоже плачут и плакать вместе с ними. Самостоятельная, уверенная в себе, она еще не знает, как будет жить, но четко знает, как не будет! Казалось бы, счастье улыбнулось девушке: богатый сорокалетний олигарх Виктор влюбился в Катерину, окружил ее заботой и вниманием. Лучшие учебные заведения мира готовы принять Белову в свои объятия, самые престижные курорты ждут девушку вместе с влюбленным мужчиной, Думаете, моя сверстница оценит это? Нет! Все, что делает для нее Виктор, – это «мишура», богатая жизнь – золотая клетка, жить в которой она не будет! Вот она, моя современница, на которую хотелось бы походить!
Александр Завьялов и Катерина Белова, герои Ю.Короткова,- однозначно уникальные личности, которых не часто, но можно встретить среди моих современников.
(384 слова)
13. «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Н. А. Заболоцкий
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Н. Заболоцкий
Николай Заболоцкий пришел в поэзию на рубеже тридцатых годов, которые ломали жизнь миллионам людей. Его поэзия не криклива — это разговор по душам, вдумчивый взгляд художника на жизнь, природу, на человека. Заболоцкий старался найти в ней выход своим мыслям о смысле жизни, о предназначении человека в этом мире. Поэт старался найти и обосновать свое место среди людей. Его литературное наследие невелико. Оно включает в себя томик стихотворений и поэм, несколько томов поэтических переводов, немногочисленные заметки о поэтах и писателях, произведения для детей. Преданность своему делу была характерной чертой писателя, и, несмотря на трудную жизнь, он сумел вписать новое, весомое слово в русскую поэзию. За каждой строкой встает образ сдержанного, не терпящего позы, требовательного к себе, немного ироничного человека.
«Не позволяй душе лениться!» — писал Николай Заболоцкий, открывая для всех универсальное средство защиты. Человек должен постоянно развиваться духовно. Лев Толстой, уже после того, как ему исполнилось восемьдесят лет, сожалел о том, что жизнь так коротка, ведь она столько всего неизведанного, полного загадок.
Книги — своеобразный мостик между поколениями, через который к нам приходит все то лучшее, чего достигли наши предшественники. Именно лучшее. Ведь только хорошая книга сможет проникнуть в человеческую душу, остаться там, дать ростки доброго, светлого и прекрасного.
Душевные качества человека всегда были основой мнения о нем других людей. Сострадание, умение сопереживать всегда ценились среди людей. Вспомните Бориса Пастернака:
Душа моя, печальница О всех в кругу моем,
Ты стала усыпальницей Замученных живьем…
Сердце, после прочтения этих строк, страдает, думая о всех замученных, среди которых и Марина Цветаева, и, на мой взгляд, Владимир Маяковский. И мне хотелось бы, чтоб каждый человек, независимо от рода его занятий, поставил перед собой такую цель: ни дня без литературы…
Николай Заболоцкий прожил нелегкую жизнь и умер в возрасте 55 лет, так и не увидев то время, когда его поэзия стала широко издаваться, читаться и переводиться на разные языки мира. Но он достиг цели, к которой стремился. Он создал книгу, которая продолжает русскую философскую лирику, книгу, где природа и человек слиты в единое целое. Его поэзия заняла свое место в сокровищнице классической литературы.
357слов
14.Моё понимание поэзии «чистого искусства», в лирике А. А. Фета, Ф. И. Тютчева
А.А. Фет оказался трудным для объяснения явлением русской поэзии как для современной критики, так и для последующего литературоведения. Демократическая общественность осуждала его уход от злободневных социальных вопросов, за чрезмерно камерный характер его поэзии.
Добролюбов, говоря о Фете как о мастере «улавливать мимолетные впечатления», в сущности, ставил уже проблему импрессионизма Фета, до сих пор удовлетворительно никем из ученых не проясненную.
Есть три позиции в объяснении Фета. Первая: мы хотим знать только «хорошего» Фета, крупнейшего лирика, и ни до чего другого Фет и Шеншин, поэт и делец, и хотя шеншин часто мешал Фету, эти помехи надо игнорировать как чисто эмпирические обстоятельства, как недоразумения частной жизни, будничную суету, не стоящую внимания. И, наконец, третья позиция: имеются диалектические связи между Фетом и Шеншиным, между благоухающим лириком и воинствующим консерватором. Нас должна интересовать диалектика связей между жизнью и убеждениями Фета, с одной стороны, и его «чистой» лирикой - с другой.Подлинную диалектику надо искать не в уродливых связях - соотношениях Фета с Шеншиным, величайшего лирика с корыстолюбивым помещиком - этот путь ложный и непродуктивный.
В 40-50-х годах ярко заявляет о себе поэтическое творчество А.А. Фета, Ф.И. Тютчева как своеобразная реакция на демократические ориентации, которые шли от Некрасова и Белинского. Оба поэта - Фет и Тютчев - были вне укреплявшегося направления в литературе, закладывали ее новую родословную. Их начинания были подхвачены А.Н. Майковым, Я.П. Полонским, А.К. Толстым. Поэты этой группы искренне полагали, что поэзия должна говорить о вечном свободно, без принуждения. Никакой теории над собой они не признавали
Фет проповедует не узость, а наблюдательность. Конечно, в мире есть не только это, но и это есть. Все существует для человека. Внутренний человек - мера всех вещей. Он вправе выбирать. Процитируем еще стихотворение «Добро и зло»:
Фет не задается «космическими» проблемами человеческого бытия. Мир Фета - абсолютно посюсторонний, не касается ничего мистического, судеб мироздания. В земной жизни, в человеке отобрана своя сфера мимолетных впечатлений и чувствований. Этим своим «импрессионизмом» Фет и мог понравиться модернистам, символистам в конце XIX века.
15. В чем причина гениальности романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита "
«Из всех писателей 20-х – 30-х гг. прошедшего века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с вождем, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых – «Мастер и Маргарита». Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями. Вспомним хотя бы «осетрину второй свежести», и придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы.
М. А. Булгаков писал “Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал своего рода уникальным человеческим “документом» той примечательной эпохи. И в то же время это глубоко философское повествование, обращенное в будущее, является книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художественность. При этом имеются все основания предполагать, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками.
В романе “Мастер и Маргарита» царит счастливая свобода творческой фантазии при всей строгости композиционного замысла. Сатана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, творит свой бессмертный роман — труд всей своей жизни. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом суетятся, подличают, приспосабливаются, предают близких вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20—30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая Доступна лишь сказке, поэме. “Мастер и Маргарита» и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о человечности зла, об истинности творчества, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.
“Мастер и Маргарита» — сложное произведение. О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкований знаменитого романа. О “Мастере и Маргарите» еще много будут думать, много писать.
“Рукописи не горят», — произносит один из героев романа. М. А. Булгаков и в самом деле пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восстановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странах мира.
Ныне творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры.
352слова