Файл: 1. Если душа родилась крылатой (по лирике М. Цветаевой).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 325

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16.Человек это звучит гордо. По пьесе М.Горького На дне.

Человек! Это великолепно! 
Это звучит... гордо! Че-ло-век! 
М.Горький 
Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо, видимо им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что это-энциклопедия предреволюционной России, история, запечатленная мастерски и жизненно, но нельзя забывать, что в них много общечеловеческого, подходящего не только к прошлой, но и к нынешней жизни.

Драма «На дне» написана А.М. Горьким, когда он перестал осознавать окружающую действительность в рамках романтического конфликта. Это одно из первых произведений, где романтический герой не противопоставляется Толпе. Люди уже сливаются для Горького в единую серую массу. Ему становится интересен человек как таковой, не романтический герой, а тот человек, кто раньше представлял лишь часть толпы.

«Человек-это великолепно! Это звучит…гордо!» Эти слова, сказанные на заре

Века, определяли творческую линию писателя. Он любил людей, поэтому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о великом призвании человека, ожидало такие изумительные образы, как Данко.

    Конечно же, свою точку зрения высказывают все персонажи, но особенно хотелось бы выделить троих из них: Бубнова, Луку и Сатина. 
Сатина. Он говорит о свободном Человеке с большой буквы. Сатин считает унизительным сострадательный гуманизм Луки: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…» 
    Сатин осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…», «Правда – бог свободного человека!», «человек – вот правда!», «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!» 
    Но что такое человек для Сатина? «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!» - говорит он. Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Сатин – скептик. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию»: «Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!..» Сатин не просто был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале, пропивает и проигрывает свои возможности. Хотя от природы этот герой наделен живым умом, способностью мыслить. Хотелось бы верить, что встреча с Лукой может как-то изменить его жизнь, придать ему больше активности, но мы понимаем, что это будет не так. Этот человек продолжит сознательно губить свою жизнь, он может лишь философствовать и бездействовать.


369слов

17. Современен ли образ «Прекрасной дамы» А. Блока?
Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне — изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренъе,

Сменив в конце привычные черты.

А. Блок

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на «новую поэзию», которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. «Стихи о Прекрасной Даме» были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому были дороги для него всю жизнь. Вл. Соловьев в своем учении утверждал, что только через любовь можно постичь истину, соединиться с миром в гармонии, победить в себе эгоизм и зло. Он верил, что все женское несет в себе животворное начало. Мать, жена, возлюбленная – именно они спасают жестокий мир от гибели. «Высокая» любовь к женщине может открыть сокровенные тайны мира, соединить человека с небом.

Весь цикл стихов о Прекрасной Даме пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед него как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она — небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед: Прозрачные, неведомые тени К тебе плывут, и с ними Ты плывешь, В объятия лазурных сновидений, Невнятных нам, — Себя Ты отдаешь.

В этом цикле лирический герой Блока уже не испытывает тоски, одиночества, как в ранних стихах, изменяются восприятие мира и эмоциональный тон стихотворений. Они приобретают элегический оттенок и мистическое содержание. В то время поэт напряженно ждал откровения, призывал Прекрасную Даму.

Образы Прекрасной Дамы и лирического героя, ее рыцаря, двойственны. Стихи, где речь идет о любви «земной», к реальной женщине, относятся к интимной лирике. Герой ждет свою Даму, дает ее описание:

Она стройна и высока,

Всегда надменна и сурова.

 Для героя она – божество, которому он поклоняется, хотя видит ее только издалека или вечером «на закате». Каждая встреча с ней – радостное и долгожданное событие. То она одета в «серебристый мех», то в «белое платье», уходит «в темные ворота». Эти

черты реальной женщины вдруг исчезают, и поэт видит уже мистический образ «Девы Радужных Ворот», называет ее «Ясной», «Непостижимой».

355слов.

18. Мое восприятие образа Татьяны Лариной по роману Евгений Онегин А.С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин-величайший русский поэт-реалист. Его лучшим произведением, в котором «…вся жизнь, вся душа, вся любовь его: его чувства, понятия, идеалы», является «Евгений Онегин».

В основе романа лежит историю любви Евгения Онегина и Татьяны Лариной . Образ Татьяны как главной героини романа является наиболее совершенным среди остальных женских образов. В то же время Татьяна-любимая героиня Пушкина, его «милый идеал»(«…я так люблю Татьяну милую мою»).

В образ Татьяны А.С. Пушкин вложил все те черты русской девушки, совокупность которых представляет для автора совершенный идеал. Это те особенные черты характера, которые делают Татьяну истинно русской. Формирование этих черт у Татьяны происходит на основе «преданий простонародной старины», верований, сказаний. Заметное влияние на ее характер оказывает увлечение любовными романами.»

О преобладании таких настроений у Татьяны свидетельствует ее реакция на появление у них в доме Онегина , которого она сразу делает предметом своих романтических мечтаний. В нем Татьяна видит сочетание всех тех качеств героя, о которыхх она читала в романах. Своему Чувству Татьяна отдается целиком и полностью. О глубине чувства Татьяны говорит её письмо к Онегину. В нем Татьяна действуя против всех правил приличия, открывает свою душу и полностью отдает себя «в руки» Онегина, полагаясь на его честь и благородство («Но мне порукой ваша честь…»). Глубокие чувства Татьяны проявляются в момент приезда Онегина в поместье Лариных после получения письма. В ее душе поднимается целая буря противоречивых чувств, надежд и желаний, которые она не в силах подавить. Татьяна без возражений принимает отповедь Онегина, но ее чувства не только не проходят, но ещё больше разгораются.

Став светской дамой, Татьяна постепенно изменяется в соответствии с обществом, в которой ей приходится постоянно находиться. Она становится «равнодушной княгиней», «неприступною богиней». В ответ на признания Онегина Татьяна, хоть и любит его, дает прямой и безоговорочный ответ.

Но я другому отдана,

Я буду век ему верна.


Именно в этих словах и заключается характер Татьяны, её сущность. Несмотря на сильную любовь к Онегину, она не может нарушить обет, данный её мужу перед богом, не может поступиться моральными принципами.

А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» создал целую галерею женских образов, каждый из которых является типичным и индивидуальным, воплощая в себе какую-то особенность характера. Но наиболее совершенным среди всех женских образов в Евгении Онегине является образ Татьяны, в котором А.С. Пушкин отобразил все черты истинно русской женщины.

371слово

19.Влияние поэзии на нравственное воспитание человека.

Испокон веков поэтический дар причислялся к высшим духовным дарованиям. Определить сущность поэзии словесно очень непросто, ибо, как известно, поэзия не есть лишь зарифмованная мысль (пусть даже и очень искусно), не есть восторженно звучащие красивые слова, не есть и чувственный набор чего-то туманного и непонятного. Поэзия являет собой продукт особого вида художественного творчества, где рождается нечто потаенно новое, синтезируется взаимодействие земных и неземных стихий. По мысли А. Блока, истинный поэт как бы освобождает звуки из хаоса и приводит их в гармонию, давая им определенную форму. В стихе материализуется и воплощается некая тайна, непостижимость, не передаваемая прозой или иным каким жанром.

Поэтический дар — это дар Божий. К сожалению, некоторые ревностные защитники духовной жизни низводят поэзию до степени словесного ремесленничества, считая поэтическое занятие чуть ли не греховным делом. Это несправедливо и больно слышать. А ведь многие из числа прославленных святых не только не отвергали поэзию, но любили ее, были прекрасными ценителями ее красоты (вспомним хотя бы поэтическое послание св. Филарета, митрополита Московского А. С. Пушкину), сами сочиняли духовные стихи, гимны, оды, песнопения. Поэтическим даром обладали святитель Григорий Богослов, св. Иоанн Дамаскин, св. Симеон Новый Богослов, епископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) и многие другие Святые Отцы и подвижники благочестия.

Истиной поэзии сегодня, к сожалению, рождается немного. Нравственная деградация и духовная немощь современного человека отражаются в крайне скудных поэтических дарованиях..

Глубокие мысли о поэзии находим у И. С. Тургенева и Н. В. Гоголя.


Поэзия — почти всегда звучащая тайна, и покров таинственности должен быть строго храним. Нельзя дотрагиваться до поэзии (как и до всякой святыни) без чувства благоговения и трепета. Поэтический дар (или даже только способность), как и все иные врожденные задатки у человека, нуждается в благоговейном развитии, окормлении, становлении, подпитке..

С каждого поэта спросится об умножении его поэтического таланта и верном пользовании им. И горе тому, кто зарыл его в землю. Знаменитые евангельские слова об ответственности за данный талант к поэту имеют самое прямое отношение.

И в заключение всего несколько выдержек из прекрасных слов о поэзии епископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского):

«Поэзия есть искание и нахождение высшей жизни, доступной человеку».

«Поэзия есть тихое чудо, возникающее в глубине истинного поэта и истинного читателя».

345слов

20. Женский идеал в русской литературе

Милые женщины… Как много существует произведений, по­священных вам. Многие авторы создавали замечательные произ­ведения, в которых воспевали женскую красоту и очарование, рассказывали о своем «милом идеале» женщины. В искусстве воз­можно такое чудо, когда художник влюбляется в свое собственное творение. Вероятно, работая над романом «Евгений Онегин», Пушкин любовался образом чудесной девушки, оживающей под его пером. Он с любовью описывает ее внешность, силу чувств, «милую простоту». Он признается: «Я так люблю Татьяну милую мою». «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…»

Часто говорят о «тургеневских девушках». Эти образы будут вечно тревожить воображение своей женственностью, чистотой, искренностью и силой характера. Но мне кажется, что идеалом женского очарования являются именно «пушкинские девушки». Маша Троекурова из «Дубровского», Маша Миронова из «Капи­танской дочки», Марья Гавриловна из «Метели»… Видимо, Ма­рия — любимое женское имя поэта. Но самая «знаменитая» из всех героинь Пушкина — Татьяна Ларина.

Автор подчеркивает, что эта девушка лишена кокетства и притворства — качеств, которые не нравились ему в женщинах. Татьяна не похожа ни на девиц из романов, ни на сестру Ольгу, ни на ее подруг.

Пушкин пишет о своей героине серьезно, уважительно. Он отмечает ее одухотворенность, поэтичность. С пониманием Пуш­кин описывает, как просыпается чувство любви у Татьяны: