Файл: Создание условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Создание условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Особые условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «ОбобразованиивРоссийскойФедерации»понимаютсяусловияобучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себяиспользованиеспециальных образовательных программ иметодов обученияивоспитания,специальныхучебников,учебныхпособийидидактическихматериалов,специальныхтехническихсредствобученияколлективногоииндивидуальногопользования,предоставлениеуслугассистента(помощника),оказывающегообучающимсянеобходимуютехническуюпомощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,обеспечениедоступавзданияорганизаций,осуществляющихобразовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможноилизатрудненоосвоениеобразовательныхпрограммобучающимисясограниченными возможностямиздоровья.
Значительное разнообразие особых образовательных потребностей детей с ОВЗ определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т.п.).
Таким образом, можно говорить
о целостной системе специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до индивидуальных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной
адаптированности ребенка в соответствии с его особенностями и образовательными возможностями.
И.Д. Маркевич и Л.Ф. Фатихова рассматривают особые образовательные потребности детей с ОВЗ в качестве особых условий организации обучения ивоспитания, а также получения ими специальной психолого-педагогической помощи.
РеализуяобразовательныепотребностидетейсОВЗследуетопиратьсяна:
-
способы коммуникации ребенка с ОВЗ с окружающими; -
особенности усвоения и использования бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастной нормы; -
специфику речевой деятельности, знание и представление об окружающем мире; -
наиболее типичные особенности индивидуального поведения.
Современные научные представления позволили ученым выделить общиедляразныхкатегорийдетейснарушениямипсихофизическогоразвитияособые образовательные потребности.
В аспекте времени начала специального образования- потребность в совпадении начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребёнка.
Васпектесодержанияобразования- потребность во введении специальных разделов обучения, отсутствующих в содержании образования
нормально развивающегося ребёнка (например, занятия по развитию слухо- зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, и др.).
Васпектеметодовисредствобучения- потребность в построении
«обходных путей», использовании специфических средств обучения, современных коррекционных технологий.
Васпектеорганизацииобучения- потребность в качественной индивидуализации обучения, в разработке и реализации адаптированной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ.
Васпектеграницобразовательногопространства- потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
Васпектепродолжительностиобразования- потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста (вертикаль образовательной инклюзии: детский сад, школа, техникум, университет).
Васпектеопределениякругаспециалистов, участвующих в образовании, модели их эффективного взаимодействия.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Признание за детьми с ОВЗ особых образовательных потребностей, позволяет им иметь равный доступ к образованию.
Индивидуальную образовательную траекторию можно понимать как процесс последовательного удовлетворения потребностей в образовании и формирования новых.
В зависимости от степени ограничения возможностей и в первую очередь от сохранности
интеллектуальных возможностей, а также от качества и своевременности создания специальных образовательных условий лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные уровни образования.
Дети с ОВЗ чаще других подвергаются негативному влиянию и саморазрушительному поведению. В условиях борьбы за качество обучения в современной школе, конкуренции за успехи в учебной деятельности со здоровыми школьниками они и их родители способны тратить дополнительное время и усилия ради достижений, ухудшая здоровье ребенка. Поэтому следует опасаться предъявления завышенных требований, ожиданий от ребенка с ОВЗ более высоких результатов, чем те, на которые он способен.
Детям, имеющим ОВЗ, очень важна родительская включенность в процесс образовательной инклюзии, в процесс освоения ими новой социальной роли - роли ученика. Согласованные действия родителей и педагогов в организации процесса подготовки ребенка с ОВЗ к школе предупредят школьную дезадаптацию: бытовые, повседневные ситуации богаты обучающим материалом, позволяющим сформировать, закрепить, обогатить различные составляющие психологической готовности ребенка к школе.
Созданиеспециальныхобразовательныхусловийвобразовательной
организации
Процесс выявления детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях, определение этих условий и их создание организуется следующим образом
-
Детям с ОВЗ необходимо получить в медицинских организациях медицинские заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса. -
ПМПК проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей в целях своевременного выявления особенностей в
физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, готовит по результатам обследования детей рекомендации по созданию специальных условий образования, а также подтверждает, уточняет или изменяет ранее данные рекомендации.
-
Консилиум организации определяет характер, продолжительность и эффективность создания специальных образовательных условий, составляет коллегиальное заключение ПМПк, которое содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и рекомендации по специальным условиям и адаптированную образовательную программу (если это необходимо), обобщающую рекомендации специалистов. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия. -
Педагогические работники совместно составляют программу коррекционной работы, представляют ее для обсуждения и согласования Управляющему Совету школы, а впоследствии реализуют. Любая программа постоянно нуждается в оценке реализации, коррекции и доработке. -
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. -
В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия общеобразовательных, специальных (коррекционных) и научных учреждений, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики. -
Для различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от их особенностей каждый из приведенных выше компонентов специальных условий, обеспечивающих реализацию необходимого уровня и качества образования, а также необходимую социализацию этой категории детей, должен будет реализовываться в различной степени выраженности, в различном качестве и объеме. Так, например, материально-техническое обеспечение как один из неотъемлемых компонентов в максимально степени