Файл: Доклад Создание информационной системы управления школой.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДА МАКЕЕКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 35 ГОРОДА МАКЕЕВКИ»

ДОКЛАД
«Создание информационной системы управления школой»


Подготовлено:

директор МОУ «СШ № 35»

Нелин В.Н.

Макеевка

Использование информационных технологий в управлении.
Любая школа представляет собой системный объект, и поэтому его информатизация существенно влияет на все стороны её жизнедеятельности – от содержания образования до финансово-хозяйственных вопросов, включая психологический климат в коллективе, систему ориентиров и точек роста образовательного учреждения. Таким образом, информационная среда имеет познавательную ценность, оказывает эмоциональное воздействие, способствует развитию личности ребёнка и профессиональному становлению учителя.

Что же с этой точки зрения даёт создание единой информационной среды школы.

Во-первых, стимулирует творческую активность, освобождает от физиологических ограничений, страха самовыражения.

Во-вторых, снимает нагрузку – рутинные операции выполняются машиной, привлекаются необходимые источники текстовой, графической и аудиовизуальной информации.

В-третьих, расширяются возможности представления результатов учебной деятельности учениками.

Единая информационная среда образовательного учреждения должна включать компоненты, обеспечивающие информатизацию основных видов деятельности школы: управление кадрами; управление ресурсами; обеспечение коммуникации; управление контингентом обучающихся.

Общие требования к реализации информационной среды образовательного учреждения должны включать:

  • единую базу данных;

  • однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования;

  • разграничение прав доступа к данным;

  • использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах;

  • возможность обмена данными между различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-импорта.

Единая информационная среда должна развивается как открытая самоорганизующаяся система в соответствии с логикой и закономерностями собственного развития и должна порождать новые формы деятельности в учреждении, менять и обогащать всю систему обучения.


Развитие единой информационной среды связано с постоянным повышением уровня её организации и технического оснащения. Единство и целостность структуры информационной среды определяются единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного учреждения.

Для эффективной организации единой информационной среды образовательного учреждения необходимо следующее:

  • обеспечивать на базе компетентностного подхода формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса;

  • исследовать возможности внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику преподавания учебных предметов, а также в деятельность воспитательной службы образовательного учреждения;

  • создать условия для практического применения компьютерной техники участниками образовательного процесса в учебное и внеучебное время, исходя из потребностей;

  • обеспечить для участников образовательного процесса открытый доступ к информационным каналам локальной вычислительной сети, глобальной сети Интернет и ресурсам медиатек;

  • организовать процесс критического осмысления накапливаемого эмпирического педагогического опыта, его обобщения и анализа, а также обмен опытом по информатизации образования на различных уровнях;

  • обеспечить непрерывное развитие технической инфраструктуры единой информационной среды,  работу технического персонала, проведение плановых регламентных работ, текущего ремонта и экстренного устранения неисправностей, необходимое финансирование.

Современная организация труда руководителя школы, как правило, не предусматривает использование компьютера для решения повседневных задач. Но парадокс в том, что задач, для решения которых могут быть использованы возможности информационно-коммуникационных технологий, в школе не счесть. Использование информационных технологий позволяет:

  • вести поиск в Интернете нормативно-правовой информации;

  • хранить информацию по различным аспектам деятельности школы:

  1. учебной;

  2. воспитательной;

  3. кадровым вопросом;

  4. инвентаризации библиотечного фонда школы;

  5. финансово-хозяйственной;

  6. организации питания.

В современной школе действуют всего три коммуникативных канала, через которые администрация взаимодействует с персоналом: приказы, совещания и доски объявлений. И только один из них как-то регламентирован –  приказы. Остальные функционируют с крайне низкой эффективностью. Управляющее воздействие, направленное через эти каналы, рассеивается, чёткая обратная связь отсутствует или выражена весьма слабо.



В настоящее время использование информационных технологий в нашей школе позволят решать следующие задачи: ведение электронных документов (книги приказов, протоколы педсоветов, совещаний, МО, комиссий); кадровый учет; накопление и обработка финансово-хозяйственной документации; мониторинг уровня учебных достижений учащихся; организации различного рода конкурсов; планирование учебной, воспитательной и хозяйственной деятельности; обеспечение учета и контроля за организацией питания учащихся; подготовка и проведение различного рода воспитательных мероприятий; подготовка отчетной документации; информационная связь с образовательными организациями разного уровня.

Для организации оперативного управления в школе организованы четыре рабочих места оборудованные ПК: директор, заместители директора, секретарь, библиотекарь. Кроме того учителя-предметники и классные руководители имеют возможность использовать для своей работы ПК в кабинете информатики, оборудованном локальной сетью. Все ПК подключены к сети Internet, что позволят своевременно получать информацию о новых нормативных документах и методических разработках.

В процессе работы все пользователи создают собственные базы данных, а так же имеют возможность использовать общешкольные базы данных: списки учащихся, учет посещаемости, учет успеваемости, списки детей льготных категорий, учет детей микрорайона и т.д.

Однако указанные базы данных не являются связанными и, поскольку все административные ПК не объединены локальной сетью, их использование не может быть достаточно эффективным. Кроме того использование имеющихся баз данных при подготовке всевозможных отчетов сводится к обработке имеющейся информации и простому набору документа. Значительно упростить такую работу нет возможности, пока не будут внедрены унифицированные базы данных и система отчетов. Сейчас в школе идет процесс внедрения электронного журнала «Хронограф 3.0 Мастер», который является составной частью программного комплекса «1С: Управление школой», успешно используемого в школах Российской Федерации.

Решить задачу повышения эффективности текущего управления возможно путём перестройки коммуникационных каналов средствами информационно-коммуникационных технологий. В условиях нарастающего потока информации хочется избавиться от большого количества информационных стендов и бесконечной череды совещаний.  Однако такой проект может быть успешным лишь при соблюдении целого ряда требований:


  • использование для создания первичных документов только простейших и широко распространённых программных продуктов;

  • минимум дополнительного оборудования и программного обеспечения;

  • минимизация требований к уровню подготовки участников процесса;

  • доступность конечного продукта, обеспечиваемая через локальную сеть школы.

Поставленная задача решается в несколько этапов.

Первый – определение круга участников и формализация их требований к программе; 
второй – поиск или написание необходимого программного обеспечения; 

третий – техническое оснащение рабочих мест; 

четвёртый – обучение персонала; 

пятый – внедрение программы; 

шестой – оценка эффективности.

Во многом решить поставленную задачу можно с помощью информационной системы управления образовательного учреждения. Для этого в школе должно быть создано адекватное количество рабочих мест и выработана технология совместной работы пользователей этих мест в рамках автоматизированной системы. В первую очередь следует определиться в необходимом количестве автоматизированных рабочих мест (АРМ).

АРМ администратора. Оно обеспечивает параллельный ввод персонально - ориентированных заданий и поручений всеми сотрудниками администрации школы и ведёт календарь исполнения.

АРМ секретаря. Рабочее место предназначено для решения задач по централизованному вводу данных. Например, общешкольных планов, календаря мероприятий, графиков консультаций и т.п.

АРМ учителя. Это простейшее по функциональному назначению рабочее место обеспечивает доступ учителя к персональному перечню поручений. Таких АРМов может быть установлено сколько угодно. Первое такое рабочее место должно быть оборудовано в учительской. Это имеет смысл, так как привязывает вводимое новшество к уже привычной, сформировавшейся годами манере выполнения работы учителем, чётко вписываясь в алгоритм: пришёл, взял журнал, посмотрел замещения, прочитал поручения, пошёл на урок.

Таким образом, для внедрения в школе системы автоматизации оперативного управления должно быть необходимое количество компьютеров, объединённых в локальную сеть. Локальная сеть позволяет связывать рабочее место директора со всеми автоматизированными рабочими местами и скоординировать работу администрации и педагогов.


Оснащение лицензионным программным обеспечением и автоматизация деятельности образовательных учреждений в условиях реформирования образования в республике должно стать одним из приоритетных направлений модернизации отечественной школы.

Реализация такого проекта будет способствовать формированию во всех школах республики равных условий обучения с использованием лицензионного программного обеспечения ведущих производителей. Обеспечение общеобразовательных учреждений единым комплексом для автоматизации управления школой создаст благоприятные условия и для внедрения в школе системы автоматизации оперативного управления, и организации сбора унифицированных данных из подведомственных учреждений и их консолидации в органах управления образования.

Программный комплекс, который целесообразно внедрять в школах должен предоставлять следующие возможности:

  • систематизация данных о сотрудниках и учащихся;

  • автоматизация вопросов планирования и организации учебного процесса;

  • управление административно-финансовой и хозяйственной деятельностью;

  • автоматизация библиотечной деятельности;

  • организация учета питания.

Базовый функционал комплекса должен удовлетворять нужды подавляющего большинства общеобразовательных учреждений, однако при наличии индивидуальной специфики в организации учебного процесса или структуры школы комплекс может быть соответствующим образом модифицирован с использованием встроенных инструментальных средств.

Пользователями программного комплекса должны являются следующие работники общеобразовательных учреждений: директор, заместитель директора, классный руководитель, педагог-организатор, учитель-предметник, библиотекарь, секретарь-делопроизводитель, завхоз, ответственный за организацию питания и медицинский работник.

Программный комплекс должен обеспечить возможности систематизации данных о сотрудниках и учащихся, автоматизации вопросов планирования и организации учебного процесса, управления административно-финансовой и хозяйственной деятельностью, автоматизации библиотечной деятельности и организации учета питания.

Основное преимущество автоматизации – это сокращение избыточности хранимых данных, а следовательно, экономия объема используемой памяти, уменьшение затрат на многократные операции, устранение возможности возникновения противоречий из-за хранения в разных местах сведений об одном и том же объекте, увеличение степени достоверности информации и увеличение скорости обработки информации; излишнее количество внутренних промежуточных документов, различных журналов, папок, заявлений и т.д., повторное внесение одной и той же информации в различные промежуточные документы.