Файл: Конспект урока по основам православной культуры, Класс 4 Предмет основы религиозных культур и светской этики Предметный модуль Основы православной культуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока по основам православной культуры,
Класс:4
Предмет:основы религиозных культур и светской этики
Предметный модуль: «Основы православной культуры»
Тема: «Пасха»
Цели урока:
-
Формирование у школьников представления о воскресении Христа как возобновлении жизни. -
Развитие духовных качеств личности ребёнка через знакомство детей с историей празднования Светлого Христова Воскресения и пасхальными традициями, обычаями, играми.
Задачи урока:
1) Сформировать понимание важности христианской веры в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков.
2)Объяснить детям, что воскресенье в православии не просто день недели, а Воскресение- день возобновления жизни; как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа.
3)Развивать смысловое умение выделять существенную информацию из художественных и познавательных текстов; готовность слушать и вести диалог.
4) Выстроить на материале урока межпредметные связи.
Ожидаемые результаты:
-учащиеся узнают о том, что такое Пасха, о том, что Иисус Христос пошёл на крест ради спасения людей;
- учащиеся задумаются над знакомыми словами в другом мировоззренческом контексте ( пост, воскресенье, Пасха);
- учащиеся систематизируют свои знания о праздновании Пасхи.
Основные термины и понятия: Светлое Христово Воскресение (Пасха), Воскресение ,крестный ход, Великий пост, пасхальное яйцо, кулич, Иисус Христос.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки со словами,учебник «Основы православной культуры», рисунки пасхальных яиц, карандаши.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.
Ход урока:
1Организационный момент
Учитель: Добрый день! Встаньте, пожалуйста, закройте глаза и вспомните о чём-то приятном, радостном, улыбнитесь, протяните свои руки друг к другу, крепко возьмитесь за руки и поделитесь с окружающими вашим теплом, радостью, хорошим настроением.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?
II. Повторение, обобщение. Организация ценностно-смыслового диалога:
- Дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем знакомство с православной культурой. Вспомним, о чём мы говорили на прошлом занятии.
Давайте попробуем составить синквейн.
- Итак, вспомните тему прошлого урока. Выразите её одним существительным.(межпредметные связи).
1.Крест
- Какой он?
2.Господний, восьмиконечный(истинный, животворящий).
3. 3 глагола, а помогут нам наводящие вопросы:
1) Господь соединил обычное человеческое тело и человеческую душу в Своём Сыне Иисусе Христе. Значит, что сделал Сын Божий? Вочеловечился.
2)Что сделали с Ним Понтий Пилат и толпа?
Распяли.
3)Как Христос вернулся к жизни?
Воскрес.
4. Фраза
- Главная причина, побудившая Сына Божия придти в мир?
Его любовь и сострадание к погибающим людям.
- Итог(одним существительным):
5.Воскресение (Пасха)
III. Введение в тему урока:
1.Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель.
- Ребята, я прочитаю отрывок из книги И.С.Шмелёва"Лето Господне",а вы внимательно послушайте и попробуйте определить тему нашего урока.
«Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. В комнатах – пунцовые лампадки, пасхальные. Постлали пасхальный ковёр в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах – новые красные дорожки. В столовой на окошке – крашеные яйца в корзинах, пунцовые. На пуховых подушках, в столовой на диване, - чтобы не провалились! – лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой, - остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым».
-Дети, о каком празднике идёт речь?
-Это светлый праздник Пасхи!
-Какая тема нашего урока?
( Пишу на доске тему"Пасха".(слайд 1)
-Сегодня мы будем говорить о великом и светлом дне- Пасхе.
-Что вы знаете об этом празднике?
(Ответы учащихся).
2. Актуализация имеющихся у учащихся знаний и представлений по изучаемой теме.
- Я предлагаю обсудить и написать на бумаге слова, которые относятся к празднику Пасха. Затем прикрепить их на магнитную доску. (ассоциативный куст)
( « праздник»
« весенний праздник»
«воскресенье»
«раскрашенные яйца»
«много еды»
« куличи»
« пасха с изюмом»
« пост»
«Иисус Христос» « Христос воскресе!», «Воистину воскресе!»)
3. Работа по новой теме.
Учитель.
- Ребята, а что же это за праздник – Пасха? (слайд2)
Пасха — Светлое Христово Воскресение. Это главное событие в духовной жизни христиан получило название Праздника праздников, царя дней. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.
Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей.(слайд3)
Ты же помнишь рождественскую историю? Появлению Христа многие радовались. Но были и те, которые не верили в его святость. Они старались помешать Иисусу рассказывать о Царстве Бога. Среди вождей того времени было много таких, которые ненавидели Христа и желали от Него избавиться. Иуда, один из учеников Господа, решил передать Христа этим злым людям. Он подошёл к своему Учителю и поцеловал Его. Это был знак. (слайд4)
Иисуса немедленно взяли под стражу. А Иуда за это получил 30 серебряных монет. Таким образом, он продал своего Учителя.
Иисуса допрашивали перед синедрионом — высшим иудейским судом. Старейшины и судьи искали доказательства, чтобы осудить Иисуса. Над ним издевались, но он терпел. (слайд5)
В конце концов Его осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Иисуса распяли на кресте на горе Голгофа. (слайд6)
Когда он умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы.
Ночью, на третий день после своих страданий, Господь Иисус Христос ожил, воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели Ангела. Он известил о Воскресении Господнем: «Не бойтесь. Я знаю, что вы ищете распятого Иисуса. Но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес, как и обещал вам. Идите и расскажите ученикам Иисуса, что Он воскрес из мёртвых и ждёт их».
Радость охватила людей. С тех пор мы празднуем Пасху — праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада. (слайд7)
Ученик 1: День наступал, зажглась денница,
Лик мертвой степи заалел;
Заснул шакал, проснулась птица...
Пришли взглянуть - гроб опустел!.. (слайд8)
Ученик 2: И мироносицы бежали
Поведать чудо из чудес:
Что нет Его, чтобы искали!
Сказал: "Воскресну!" и воскрес! (слайд9)
Ученик3: Бегут... молчат... признать не смеют,
Что смерти нет, что - будет час,
Их гробы тоже опустеют,
Пожаром неба осветясь!(слайд10)
Работа по учебнику.
-А вот как о чудесном воскрешении Иисуса Христа сказал другой поэт. Откройте свои учебники на стр. 42 и прочитайте самостоятельно это стихотворение:
- Каким настроением пронизано стихотворение?
- Найдите слова, которые являют собой отражение чувства восторга и радости.
- Когда мы слышим эти торжественные слова “Христос воскресе”! (Карточка)
- Существует и ответ на этот возглас “Христос воскресе!”, назовите его.
- “Воистину воскресе!”. (Карточка)
История Христа не заканчивается Его казнью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.
- Какое ещё слово, схожее по звучанию со словом “воскресе” вы знаете? (Воскресенье) (слайд10)
Воскресенье - седьмой день недели, когда люди отдыхают от повседневной суеты, этот день очень важен для христиан. В этот день мы посещаем церковь, слушаем проповеди. Этот день считается главным для всех членов семьи как день духовного очищения.
- Слово “воскресенье” как название седьмого дня недели этимологически связано со словом “воскресение” (Карточка)
- Что означает слово воскресение? (Мнение)
- Обратимся за ответом к страницам учебника (стр 39, абз. 2, 4) - читать (слайд11)
- Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? (Мнение) Имя Иисус Христос значит Бог Спасает. Христос именуется Спасителем (Спас), потому что на крест Он пошел ради спасения людей. (Карточка) (слайд12)
- От чего спасает людей крестная смерть Иисуса Христа? (Мнение) - обращение к стр 40 (3 абз) (...Действительно, Иисус Христос взял на себя все грехи мира, дав возможность людям жить в мире, ладу, согласии, относиться друг к другу с любовью, уважением, добром.) (слайд13)
4.Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим.
5.Продолжение работы с текстом.
Самостоятельное чтение статьи из учебника (стр.41-44)
ЗАДАНИЯ: 1) Найти объяснения слов «крестный ход», «похристосоваться»;
2) Ответить на вопросы:
- Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? (слайд14)
- Какие основные традиции этого праздника? (слайд15, 16)
6.Групповая работа:
Учитель.
- С пасхальной неделей связано много примет, суеверий и обычаев. 1 группе было дано задание найти и рассказать о самых интересных из них.
1 группа (На Пасху молодые взбирались на крышу, чтобы встретить солнце.
Старики расчёсывали волосы с пожеланием,чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.
Девушки умывались с красного яичка, чтобы стать румяными, а замужние в надежде разбогатеть.
Пасхальному яйцу приписывались магические свойства. Считалось, с помощью него можно потушить пожар, найти заблудившийся в лесу скот.
Пасхальное яйцо использовали в качестве средства для лечения различных болезней.)(слайд17)
- Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха сопровождается играми и развлечениями. 2 группе было дано задание рассказать об одной из игр и научить играть других.
2 группа:(Игра «Вертушка». По команде дети раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.) (слайд18)
- Какой праздник Пасхи без крашеных яиц.
3 группа показывает рисунки пасхальных яиц. (слайд19)
Учитель:
-Вы хорошо поработали. Молодцы!
IV. Подведение итогов урока.
1.Учитель.
- Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания.
ВОПРОСЫ и задания:
1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? (слайд20)
2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? (слайд21)
3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? (слайд22)
4. В чем состоит христианский пост? (слайд23)
5. Как звучит главный «Пасхальный гимн»? (слайд24)
- На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.(Фонограмма звона колоколов.) (слайд25)
2. Рефлексия.
* На уроке я работал активно/пассивно
* Своей работой на уроке я доволен/не доволен