Файл: Перечень вопросов для подготовки к вступительному испытанию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В связи с развитием права увеличивается количество видов юридической ответственности. Важно уяснить, что виды юридической ответственности классифицируются по отраслевой принадлежности. Их разделяют по видам правонарушений.
Основные виды юридической ответственности


Вид ответственности

За что наступает

Кто возлагает

В каких формах реализуется

Материальная

За ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации

Администрация предприятия, учреждения, организации

Штраф

Дисциплинарная

За дисциплинарные проступки: нарушение трудовой, учебной, воинской и служебной дисциплины

Уполномоченное на то лицо

Предупреждение, выговор, строгий выговор, увольнение

Гражданско-правовая

За нарушение договорных обязательств имущественного характера, причинение имущественного внедоговорного вреда

Суд, административный орган

Полное возмещение вреда, штраф

Административная

За административные проступки

Административные комиссии, суды, органы внутренних дел, таможенные органы и т.д.

Предупреждение, штраф, лишение специального права, конфискация, административный арест

Уголовная

За преступления

Суд

Лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и т.п.


Сегодня выделяют еще 6 видов (материальная, финансовая, семейная, конституционная, налоговая, процессуальная). Это не исчерпывающий перечень, т.к. право, а значит, и виды ответственности динамичны.

При наличии определенных обстоятельств виновное лицо может быть полностью или частично освобождено от юридической ответственности. Однако это не означает, что в результате подобного акта совершенное деяние перестает быть противоправным и общественно опасным. Просто в силу определенных причин теряется смысл дальнейшего претерпевания лицом мер оказываемого на него воздействия.


Существует ряд обстоятельств, исключающих юридическую ответственность, которые связаны с особенностями обстановки, причин и оснований совершения правонарушения.


Обстоятельства, освобождающие от юридической ответственности и наказания

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность

- Деятельное раскаяние виновного лица

- Примирение лица, совершившего деяние, с потерпевшим

- Изменение обстановки, вследствие которой лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными

- Изменение сроков давности

- Условно-досрочное освобождение виновного лица от отбывания наказания

- Замена неотбытой части наказания более мягким видом

- Освобождение от наказания в связи с болезнью лица

- В связи с отсрочкой отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей

- В связи с истечением сроков давности обвинительного приговора

- Возраст: к уголовной ответственности привлекаются лица с 16 лет, а по ряду преступлений - с 14 лет; к административной и дисциплинарной ответственности - с 16 лет; гражданской - с 18 лет

- Необходимая оборона

- Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление

- Крайняя необходимость: устранение опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица, если эта опасность не может быть устранена другими средствами

- Физическое и (или) психическое принуждение, когда лицо не могло руководить своими действиями (бездействием)

- Обоснованный риск для достижения общественно полезной цели

- Исполнение приказа или распоряжения

- Невменяемость лица, совершившего деяние




  1. Правовое государство: понятие и условие формирования.

Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Весьма важным в плане формирования идей, заложивших основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому "под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые избранные граждане".



Государственно-правовые институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиций историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики, осмыслить движущие силы развития политической жизни с тем, чтобы набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, поскольку именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители: Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие. Отметим наиболее важные теоретические положения их учений о правовом государстве.

Г. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Согласно его теории, существует право естественное и право волеустановленное. Источником естественного права являются природа человека, человеческий разум. К предписаниям естественного права он относит воздержание от чужого имущества, обязанности соблюдения обещаний, возмещение виновным ущерба, а также "воздаяние" людям заслуженного наказания. Волеустановительное право, исходящее от государства, должно всецело соответствовать принципам естественного права. Правовые институты феодализма объявлялись Гроцием противоречащими природе человека, поэтому выдвигалось требование нового права, "отвечающего законам разума". Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой формы государства, согласно Гроцию, является общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав ее, народ обязан повиноваться правителям. Изменение формы государственного правления возможно лишь с согласия обеих сторон, заключивших общественный договор.


Б. Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Т. Гоббс, защитник абсолютной монархии в Англии, разработал тем не менее ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относятся обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Гоббс отстаивал понимание свободы человека как права делать все то, что не запрещено законом, и тем самым заложил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений.

Дж. Локк, по словам Маркса, был классическим выразителем правовых представлений буржуазного общества в противоположность феодальному. Государство, которое создается для охраны естественных прав человека, подчеркивал Локк, устанавливает законы для устройства и учреждения собственности, а также использует общественные силы для исполнения этих законов и для защиты от внешних нападений. В таком государстве господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства. Свобода людей в условиях правового государства, писал Локк, состоит "в незыблемом для всех правиле, установленном законодательной властью, суть которого выражается в свободе следовать собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека".

Ш. Монтескье установление правовой государственности объяснял необходимостью политической свободы в гражданском обществе. Идея политической свободы связана у него с идеей гражданской свободы, которая заключается в безопасности граждан государства. Для предотвращения злоупотреблений властью необходимо соблюдение законов всеми. "Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане". Политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности. А достигается это путем разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, сосредоточенных в различных органах и взаимно ограничивающих и уравновешивающих друг друга. Эта идея является одной из важнейших в его политико-правовой теории. В последующем она нашла практическое воплощение в государственном строительстве большинства цивилизованных стран.


Д. Дидро правовые начала государственной власти обосновывал ее суверенностью, построенной на общественном договоре. Государственная власть, по его мнению, возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном. Главная цель государства есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья. Эти идеи Дидро получили философское обоснование и завершение в теории правового государства И. Канта.

Т. Джефферсон, автор Декларации независимости Соединенных Штатов Америки, практически воплощает идеи правового государства на американском континенте. С позиций теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека он подвергает критике монархическую форму правления и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Джефферсона торжественно провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественные права человека превратились в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству как целому. Для официальной государственной доктрины это было совершенно новое положение, так как прежде считалось, что правами людей наделяет государство.

Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли также Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и другие видные мыслители.

Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в которой занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обусловливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности.

В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Возможность правовой организации Кант непосредственно связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.