Файл: Перечень вопросов для подготовки к вступительному испытанию.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Способ, время, место совершения деяния. Незаконное использование радиопередающего устройства - административный проступок (ст. 137 КоАП). Такое же использование устройства вблизи аэродрома, могущее поставить под угрозу безопасность полетов или явившееся причиной аварии, будет уже квалифицироваться по ст. 268 УК РФ как преступление. Распространение определенного вида проступков также резко повышает их общественную опасность и может приводить к законному "переводу" проступка в разряд преступлений, а Уголовный кодекс пополняется в этом случае новым составом преступления.
Самостоятельный вид правонарушений образуют действия государственных органов, уполномоченных на издание правовых актов, когда последние противоречат требованиям закона. Этот вид правонарушений пока не получил в юридической науке достаточной разработки, хотя число нормативных актов, противоречащих закону, достаточно велико.
В числе основных условий правонарушений в современном российском обществе можно выделить следующие:
1. Низкий уровень материальной жизни населения. Болезненный и противоречивый переход к рыночным отношениям, нестабильность и упадок экономики резко снизили жизненный уровень подавляющего большинства населения России. Баснословные цены на продукты питания и промышленные товары, культ денег привели к небывалому росту хищения имущества, грабежам, разбою. Зная положение в нашей экономике, можно с уверенностью прогнозировать дальнейший рост корыстных правонарушений.
2. Низкий уровень правовой культуры граждан. Правовая культура гражданина предписывает не только знание им правовых норм, но и ставшее внутренним убеждением стремление их исполнять. К сожалению, значительная часть российского населения устойчивой привычкой к законопослушанию не обладает. В таких условиях стремление человека удовлетворять свои интересы противоправным путем ничем не сдерживается, а напротив, проявляется в полной мере.
3. Кризис морали. На смену господствующей десятилетиями морали советского общества приходит новая мораль. Но она еще пока далека от общечеловеческих начал. Дискредитирование основного принципа демократии, недобросовестное предпринимательство и коммерция, оправдание любых, даже противозаконных способов приобретения денежных и материальных ценностей - это лишь показатели кризиса морали в нашем современном обществе. Эгоизм, равнодушие к другим людям, социальная апатия, цинизм, жестокость стали нормой жизни для многих. Все эти обстоятельства - благодатная почва для формирования "противозаконного синдрома" у многих людей, особенно у молодежи.
4. Алкоголизм и наркомания. Эти крайне опасные для личности и общества явления быстро прогрессируют и получили широкое распространение в нашей стране. Причиняя непоправимый вред здоровью людей, уничтожая генофонд народа, эти явления питают и противоправное поведение. Многие правонарушения, особенно так называемые "уличные", "бытовые", совершаются в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, когда человек не контролирует свое поведение и неадекватно оценивает ситуацию.
5. Недостаточно эффективная работа правоохранительных органов. Высокий уровень правонарушений в стране и постоянный их рост говорит о том, что правоохранительные органы работают недостаточно эффективно, не проявляют должной активности и наступательности в борьбе с преступностью, неоперативно реагируют на появление новых форм и видов правонарушений, уступают преступникам в технике, средствах связи и защиты. Все это рождает у лиц, совершивших правонарушения, уверенность в безнаказанности и стимулирует дальнейшее противоправное их поведение.
6. Несовершенство законодательства. Одной из важнейших задач любой законодательной системы является пресечение действий, наносящих вред отдельному человеку или обществу в целом. Законодательство должно своевременно определять и фиксировать эти деяния в качестве правонарушений и устанавливать за них ответственность.
Сегодня у нас наблюдается запаздывание такого процесса, возможно, это связано с реалиями сегодняшнего дня, когда рушатся старые и устанавливаются новые производственные отношения. Темпы этого процесса порой ускоряются искусственно настолько, что право не успевает реагировать на базисные изменения.
-
Теория и практика предупреждения и борьбы
с правонарушениями.
Вопрос о законности, ее роли в жизни общества имеет важное научное и практическое значение. Законность является необходимым условием для развития и укрепления демократического общества, правовой основой демократии.
Законность можно рассматривать как принцип права, как режим общественной жизни, как принцип организации и деятельности государственного аппарата, как метод реализации права.
Наиболее часто законность рассматривается именно как метод реализации права.
В этом смысле законность представляет собой строгое и неуклонное исполнение законов и основанных на них подзаконных актов всеми субъектами права - должностными лицами, гражданами, государственными органами, общественными организациями.
Законность играет важную роль в жизни общества. На основе законности обеспечивается подлинное народовластие, т.е. участие населения в осуществлении власти, управлении всеми делами государства и общества. Формирование органов государственной власти, их деятельность, отношения органов государственной власти между собой и с гражданами, охрана прав и свобод граждан могут успешно осуществляться только на основе соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов.
В экономической сфере жизни общества роль законности состоит в том, что совершенствование производительных сил общества, усложнение хозяйственных связей, развитие рыночных отношений, научно-технический прогресс, решение глобальных проблем, в том числе задачи охраны окружающей среды, объективно усиливают необходимость исполнения требований законов и подзаконных актов каждым членом общества.
Законность имеет существенное значение для всесторонней и эффективной деятельности правоохранительных органов, связанной с пресечением нарушений законов и подзаконных актов, их искажением или попытками обойти в угоду ведомственным или местническим интересам.
Основу законности составляет ряд ее важных принципов (требований).
1. Верховенство закона, т.е. приоритет закона, прежде всего конституции страны, над всеми остальными правовыми нормативными актами, субординация правовых нормативных актов в соответствии с их юридической силой.
2. Единство законности, т.е. всеобщность действия законов и подзаконных актов, единое их понимание и применение на всей территории страны.
3. Всеобщность законности, т.е. равенство всех лиц перед законом, недопустимость каких-либо необоснованных привилегий, исключений для отдельных граждан, социальных групп, государственных органов или общественных организаций.
4. Реальность законности, т.е. реальное (фактическое), а не формальное осуществление всеми субъектами права своих прав, свобод и обязанностей, установленных законами и подзаконными актами.
5. Неотвратимость юридической ответственности за правонарушение,
т.е. ни одно правонарушение не должно оставаться без внимания государства, а виновные должны быть привлечены к юридической ответственности.
6. Сочетание законности и целесообразности, т.е. выбор наилучшего варианта осуществления требований закона, но исключительно в рамках закона. Отступление от требований закона по соображениям пользы, эффективности, гуманности и т.п. недопустимо.
7. Сочетание законности и справедливости, т.е. требования законов и подзаконных актов должны отражать идеалы справедливости - демократизм, равноправие, гуманизм, своевременность.
Законы и подзаконные акты не могут быть реализованы автоматически, без соответствующих условий и средств.
Гарантии законности - это комплекс общих и специальных условий, обеспечивающих соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов.
К общим условиям, обеспечивающим соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов, относятся политические, экономические, социальные и духовно-нравственные (идеологические) гарантии.
Политические гарантии представляют собой функционирование политической системы общества, ее политических институтов, обеспечивающих участие населения в управлении делами общества и государства, в том числе в нормотворческой и правоприменительной деятельности, т.е. развитие институтов непосредственной и представительной демократии.
Под экономическими гарантиями понимают способность экономической системы общества обеспечивать рост экономического потенциала страны, противостоять экономическим кризисам.
Социальные гарантии представляют собой способность общества обеспечивать материальной достаток населения, достойный уровень его жизни, заботиться о малообеспеченных членах общества.
К духовно-нравственным (идеологическим) гарантиям относится деятельность общества по правовому воспитанию своих членов, повышению правового сознания и правовой культуры населения, его правовой активности.
К специальным условиям, обеспечивающим законность, относятся юридические средства и юридические нормы, получившие наименование юридических гарантий.
В число юридических гарантий входят:
- средства предупреждения, выявления и пресечения правонарушений;
- средства защиты населения от правонарушений;
- право на обжалование действий должностных лиц, нарушающих закон;
- равноправие граждан перед законом и судом;
- презумпция невиновности и др.
С законностью тесным образом связано другое правовое явление - правовой порядок (правопорядок).
Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности, которое выражается в правомерном поведении участников этих отношений. Это непосредственный результат реализации (соблюдения и исполнения) требований норм права.
Выделяют три основных элемента правопорядка:
- право и законность, которые составляют нормативно-правовую основу правопорядка;