Файл: Перечень вопросов для подготовки к вступительному испытанию.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воплощенная в государственных органах публичная власть трансформируется в государственную власть, и ее реализация обеспечивается всей мощью государственного аппарата;
2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство); территориальные пределы государственной власти распространяются и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства (подданства), - апатридов;
4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);
5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);
6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);
7) устойчивые правовые связи с населением (гражданство, подданство), т.е. человеческим сообществом, проживающим на его территории. Для образования государства численность его населения, расовый или национальный состав не имеют решающего значения. Население, проживающее на определенной территории и находящееся под юрисдикцией конкретного государства, может быть многонациональным, многоэтническим, как Россия, США, Индия, Китай, или состоять в подавляющем большинстве из представителей одной нации (Польша, Германия, Венгрия и т.д.). Однако ни то, ни другое не мешает образованию государства в одних случаях с многонациональным составом, в других - почти многонациональным составом населения;
8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);
9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);
10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие "суверенитет" имеет для государства такое же значение, что и понятие "права и свободы" для человека; суверенитет (от фр. - верховная власть) государственной власти означает ее верховенство (прерогативу) на территории данного государства и общеобязательность (универсальность) для всех граждан, иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на этой территории.
Суверенитет государственной власти означает также ее независимость и равенство в международных отношениях.
Суверенитет государственной власти неделим, т.е. параллельно наравне с ней не могут существовать другие конкурирующие власти (религиозные, политические, власть частей государства, т.е. его субъектов при федеральном государственном устройстве), претендующие на верховенство. Любые действия всех общественных, религиозных или политических организаций должны осуществляться в русле предписаний государственной власти, в противном случае они не могут иметь юридическую силу, и их деятельность будет считаться противоправной.
Разумеется, абсолютно ничем не ограниченной суверенной государственной власти реально нет и быть не может, ибо все государства входят в международное сообщество, различные международные организации и ассоциации, ограничивая свои действия рамками международно-правовых норм. Кроме того, больше двух десятков государств имеют федеративную форму государственного устройства, при которой как федеральная власть, так и власть субъектов федерации в определенной степени ограничены.
Понятие суверенитета государственной власти или государственного суверенитета в теории государства и права часто связывается с народным или национальным суверенитетом.
Первый означает естественное, неотъемлемое право народа самому решать важнейшие вопросы своей жизни. Второй подразумевает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Однако реализовать такое право на практике не только не всегда возможно, но и во многих случаях нецелесообразно.
В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает:
а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;
б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; Принудительный характер власти государства, его монополия на применение насилия делают его основой политической системы. При этом государство обладает относительной самостоятельностью в обществе. Выражая в условиях демократии интересы основных социальных групп и слоев, защищая совокупные интересы всего общества, государство в лице своих органов стремится поставить предел групповому эгоизму, могущему подвергнуть опасности существование и должное функционирование самой общественной системы;
в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);
г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства;
11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна.
Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д.
Исходя из вышеизложенного, государство - это универсальная политическая организация политической системы общества. Государство осуществляет управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры, подавление социальных противников. Государство обладает монополией на принуждение в рамках определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения, правом взимания налогов и сборов.
-
Государственный аппарат и механизм государства.
Механизм государства - это система государственных институтов и организаций.
Сущность государства определяет его механизм. Это связь причины и следствия, опосредованная влиянием формы государства. Именно в механизме воплощается материальная сила власти. Государственный механизм существует в определенной форме, обеспечивающей реальность его силы.
Механизм государства испытывает влияние со стороны общества в лице его экономических и политических структур. Сюда же надо добавить цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения.
Основными чертами механизма государства являются:
а) иерархическая соподчиненность друг с другом образующих его государственных образований;
б) наличие определенных полномочий у каждого государственного образования;
в) вооруженность организационными и материальными средствами.
Структуру или механизм государства составляют государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия.
Государственный аппарат - это совокупность государственных органов, которые наделены властными полномочиями.
Государственные учреждения - это государственные институты и организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т.п.
Часто считается, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.
Государственные предприятия представляют собой организации, созданные для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.
Центральное место в механизме государства принадлежит государственному аппарату. Он осуществляет государственную власть, и на его структуру и принципы формирования влияют экономические, политические, социокультурные и исторические факторы.