Файл: Реферат по дисциплине на тему Направление подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
являются неиссякаемым источником добра, любви, терпения, умения и сострадания.

Изучив историю становления и развития, можно сказать, что женщина в силу своих природных характеристик (меньшая физическая сила по сравнению с мужчиной, врожденный инстинкт материнства) на ранних этапах становления человеческой цивилизации заботилась о страдающих, больных и раненых, отождествляя их с беспомощными детьми. Когда общество достигло достаточно высокого уровня развития и возникла необходимость заботиться о большом количестве страждущих людей, этот благородный поступок стал неотъемлемым атрибутом тех, кто исповедовал христианство. Вера в Бога была одновременно организатором помощи, страдающим от болезней и мощной психологической поддержкой для тех, кто занимается этим тяжелым трудом.

2. РАЗВИТИЕ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА ЗА РУБЕЖОМ


Обзор истории развития сестринского дела за рубежом начнём с замечания о том, что в Европе уже достаточно давно существуют общественные объединения людей, занимающихся уходом за больными и ранеными. Обязанность эту христианская церковь, как ни странно, взяла на себя с самого начала своего существования. На дьяконах лежала ответственность по уходу за больными странниками, нищими и сиротами. В 11 веке во многих городах Западной Европы создавались сообщества женщин и девушек для ухода за больными9.

Далее отметим, что в 13 веке Елизавета Тюрингская, которая была графиней, построила больницу на свои собственные средства, а также организовала госпиталь для сирот и подкидышей. Стоит сказать, что она сама же и работала в этих учреждениях. Она была канонизирована в 1235 году, и в ее честь была основана католическая община «елизаветинских женщин». В мирное время было принято ухаживать только за больными женщинами, а в военное – и за мужчинами. Необходимо уточнить, что многое было сделано для больных проказой.

В середине 19 века в Западной Европе насчитывалось уже около 16 тысяч сестер милосердия. Упомянутая ранее Флоренс Найтингейл доказала важность надлежащего ухода за ранеными, снизив больничную смертность с 40% до 2,2%. Это был неоспоримый успех.

Затем, инициатива по развитию сестринского дела постепенно переместилась из Европы в Америку после открытия в Соединенных Штатах Америки первых школ медсестер по модели школы Найтингейл. Здесь было основано общество медсестер (1886 год). Оно является первой в мире профессиональной организацией медсестер. Отметим, что позже там был опубликован и первый журнал по сестринскому делу – American Journal of Nursing. Интересен тот факт, что он и сегодня является одним из наиболее популярных журналов по медсестринскому делу в мире.


Также необходимо, сказать, что в начале 20 века Нуттинг, медсестра Колумбийского университета, получила звание профессора сестринского дела. Из этого можно сделать вывод, что к этому моменту сестринское дело зарекомендовало себя как отдельная наука, а также, что не менее важно, как неотъемлемая часть медицины.

Анализируя историю развития сестринского дела за рубежом, стоит упомянуть, что бизнес в становлении этой сферы деятельности сыграл не последнюю роль. Ведь, именно благодаря ему распространился принцип «техничности» и дегуманизации. Последователи традиций и принципов Флоренс Найтингейл активно участвовали в формировании самостоятельной сестринской практики в больницах, на дому, в домах престарелых. Их стремление заключалось в развитии совокупность знаний, составляющих основу их профессии. Наиболее известна теория Хендерсона, основанная на удовлетворении 14 основных потребностей пациента10.

Конечно, не во всех странах были такие благоприятные условия для развития сестринского дела. Довольно пренебрежительное отношение к профессии медсестер формировалось достаточно часто. В целом такое отношение и их нерациональное использование тормозило развитие здравоохранения.

Необходимо уточнить, что многих проблем, стоящих сегодня перед национальными службами здравоохранения, можно было бы избежать, если бы сестринское дело развивалось такими же темпами, как и медицинская наука в целом, за последние сорок лет. Именно нежелание признать, что медсестра занимает равное положение по отношению к врачу, привело к тому, что сестринский уход не получил должного развития, такого же как медицинская практика, и это, несомненно, отнимало возможность пользоваться разнообразными наиболее доступными по цене сестринскими услугами как у больных, так и у здоровых людей11.

В настоящее же время, медсестры всех мировых держав выражают желание быть максимально активными в организации надлежащей медицинской помощи населению мира.

3. РАЗВИТИЕ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ


На Руси необходимое лечение и уход во время эпидемий и войн осуществляли в монастырских госпиталях монахи-лечцы. Первые упоминания о стационарных лечебных учреждениях в России относятся к середине 10 века. Больницы, в которых забота о пациентах была поручена женщинам, основаны Княгиней Ольгой.

Официально в России женщины стали привлекаться к медицинской помощи еще при Петре I, хотя задолго до этого помогали больным, нуждающимся и раненым. После Петра Екатерина II открыла в Москве и Санкт-Петербурге воспитательные дома для подкидышей. В них также работали и женщины. Также, Екатерина основала больницу, в которой мужчины должны были ухаживать за мужчинами, а женщины в свою очередь – за женщинами. Первые медсестры были монахинями или вдовами солдат.



В 1803 году мать Николая II императрица Мария Федоровна устроила приюты для бедных вдов без средств к существованию. Позже их наняли для воспитания сирот и работы медсестрами в больнице для бедных12. Женщины следили за состоянием и чистотой пациентов, за порядком в палатах, стирали белье и одежду и даже осваивали некоторые медицинские приемы. В 1819 году даже был основан Институт сердобольных вдов, с которого началось обучение женского медперсонала в России13.

По инициативе Великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в 40-х годах 19 века в Санкт-Петербурге была открыта Община Святой Троицы. Как персонал принимали вдов и девушек 20-40 лет. В течение года они изучали курсы по уходу, перевязкам, рецептуре, проявляли свои душевные качества. В торжественной обстановке их посвящали в Сестеры Милосердия. Впоследствии аналогичные заведения стали создаваться и в других крупных городах14.

Особое место принадлежит Санкт-Петербургской Крестовоздвиженской общине. Его основала великая княгиня Елена Павловна, а возглавил Н.И. Пирогов15. Ближайшими его помощницами стали старшие сестры:

  1. Екатерина Михайловна Бакунина (племянница фельдмаршала Кутузова), которую считалась идеалом сестры милосердия.

  2. Елизавета Петровна Карцева, которая, по словам Пирогова, сумела связать обязанность сестры с духовным призванием жизни.

  3. Екатерина Александровна Хитрово, которая способствовала воспитанию в людях высокой степени нравственности.

Подобно Флоренс Найтингейл и ее медсестрам, русские «сердобольные вдовы» также принимали участие в Крымской войне вместе с сестрами милосердия, чьи общины были основаны в 1844 году. В этих общинах было несколько отделений – например, женские больницы, хосписы для неизлечимо больных и раненых, детские дома для сирот16. Сестер Милосердия набирали из незамужних девушек и вдов. Их обучали основам ухода за больными, способам одевания и так далее. В отличие от «сердобольных вдов» члены этих сообществ не получали денег за свою работу, не имели выходных или отпусков, и им приходилось много и упорно работать. При этом качество услуг, оказываемых подготовленными медсестрами, было выше, чем у «вдов», которые почти не получали медицинской подготовки17.

История также сохранила имена русских женщин, которые служили на фронте. Они не столь известны, как Флоренс Найтингейл, но не менее мужественны и трудолюбивы. К ним относятся Екатерина Бакунина, Елизавета Хитрово, Юлия Вревская, Дарья Михайлова (Севастопольская) и многие другие.


Во время Крымской войны (1853–1856 годы) члены общины первыми в мире оказали медицинскую помощь действующей российской армии. Всего в войне участвовало 200 сестер, из которых 17 погибли. Сестры героически сопровождали телеги, ухаживали за ранеными, работали в операционных18. Пирогов впервые обособил сестер разного профиля, разработав для них инструкции. Женщины разных сословий были членами Кресто-Воздвиженской общины, и, чтобы ободрить их, был учрежден позолоченный крест, который был вручен 158 сестрам19. Сестра Дарья Севастопольская прославилась на передовой тем, что она открыла перевязочный пункт. Прибыв на фронт, она оказывала помощь раненым в самых тяжелых условиях. За свой героизм Севастопольская была награждена медалью «За усердие» на Владимирской ленте и 500 рублями серебра.

В то же время имя Дарья Севастопольская стало широко известной и популярной в Крыму. Ее называли «женщиной-легендой». Дочь моряка, погибшего в Синопской битве, оделась в матросский костюм и снабдив повозку ветошью, корпией и уксусом, последовала за русскими войсками к реке Альма. Там она организовала первый импровизированный медпункт на Крымской войне. Знаменитая Дарья – так о ней говорил Пирогов.

В 1867 году Россия присоединилась к Женевской конвенции, из которой возникло Общество Красного Креста20. Великие русские врачи Н.И. Пирогов, Н.Н. Бурденко, Н.В. Склифосовский, С.П. Боткин сыграли значительную роль в его создании. Основные задачи ассоциации: обучение сестер милосердия и бесплатное медицинское обслуживание.

С началом Первой мировой войны в 1914 году уход за больными больше не был неприличным занятием для женщин или занятием только для бедных вдов. Сама императрица Александра и ее дочери работали сестрами милосердия, ухаживая за больными и ранеными. Всего на данный момент количество сестер в общинах достигло почти 20 тысяч.

После Октябрьской революции школы и общины медсестер были распущены. Их заменили государственные медицинские школы. Красный Крест и Движение сестер сыграли важную роль не только в оказании медицинской помощи Красной Армии и борьбе с эпидемиями. Они боролись с неграмотностью и повышали общую культуру населения. Из-за большой потребности в медсестрах были организованы короткие курсы21.

В 1917 году создано Всероссийское общество сестер милосердия. С января 1918 года начал появляться Первый вестник Милосердной Сестры.

В 1920 году открываются сестринские школы, позже техникумы. Сестер милосердия называют медсестрами с 1926 года.


Социализм полностью разрушил деятельность православных общин сестер милосердия. Основным достижением домашнего здравоохранения в этот период было перенасыщение медсестрами медицинских услуг страны.

К 1940 г. обеспеченность медицинским персоналом увеличилась в восемь раз по сравнению с 1913 г. Но репутация профессии была низкой. Народный комиссариат здравоохранения определил медработника среднего звена как помощника врача, работающего по его указанию и под его наблюдением. Все основные вопросы решали не сами медсестры, а врачи. Государственный строй лишил сестер гражданской инициативы и творчества. Несмотря на то, что уход за больными имел решающее влияние на успех лечения, медсестры статус медсестры в то время был занижен.

В середине 1930-х годов была введена единая система подготовки медицинских сестер, и к 1940 году по всему СССР насчитывалось уже почти тысяча учебных заведений, готовивших медицинских сестер. Важность этой подготовки показала Великая Отечественная война. Каждый день женщины- санинструкторы совершали подвиг, убирая с поля боя раненых солдат и их оружие. Звания Героя Советского Союза было удостоено 24 медицинских санинструкторов, 10 из них – посмертно: Мария Цуканова, Ксения Константинова, Вера Кащеева, Валерия Гнаровская,и другие. Лидия Савченко и Ирина Левченко получили медаль Флоренс Найтингейл впервые в России после войны.

В 1942 году начала выходить газета «Медсестра». С 1953 года средние медицинские школы стали называть медицинскими. Сестринское дело в России до 1989 года имело прочную теоретическую, практическую и организационную основу. Были и минусы, в том числе отделение от международных сообществ.

В 1963 году окончательно подтвердилась целесообразность открытия медицинских школ при крупных многопрофильных больницах, которые одновременно являются клиническими базами высших медицинских учебных заведений и научно-исследовательских институтов страны. Это позволило приблизить обучение медицинских сестер к месту их будущей работы. В этом же году созданы курсы подготовки среднего медицинского персонала в крупных лечебно-профилактических центрах22.

С 1991 г. началась подготовка медсестер в колледжах, а в медицинских университетах стали открываться отделения высшего медсестринского образования. Интенсивные контакты с зарубежными коллегами стали весомым стимулом для развития сестринского дела на нынешнем этапе. Произошло переосмысление роли медсестер в профессиональном сообществе.