Файл: Филипп Ньюэлл – Project-студии.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 10527

Скачиваний: 211

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

141 

 

Несколько  путано?  Тогда  пример.  В  стереофонических  радио  спектаклях  голоса  персонажей 

часто  панорамируют  для  большего  ощущения  действия  на  сцене.  Если  использовать  регуляторы 
панорамы  со  снижением  уровня  в  центральном  положении  на 3dB, то  при  панорамировании  «слева – 
через  центр – вправо»  звучание  в  обычных  помещениях  будет  равномерным.  Но  если  этот  спектакль 
нужно передавать в моно варианте, то панорамируемый сигнал с приближением к центру стерео микса 
будет  нарастать  (до 3dB). Если  то  же  сделать  с  бас-гитарой,  то  при  монофоническом  вещании  и  у  неё 
будет  такой  же  равномерный  подъём  на 3dB при  прохождении  центра  стерео  микса.  А  при 
прослушивании  в  стерео  варианте,  при  прохождении  бас-гитары  через  центральную  позицию  стерео 
микса,  её  звучание  будет  восприниматься  только  с  нарастанием  «низов».  Отсюда  и  важность  совета: 
"Сначала панорамируй, а потом эквализируй". 

Поскольку  при  стерео  сведении  динамическое  панорамирование  низкочастотных  инструментов 

обычно не делается, то наилучшим является вариант с ослаблением сигнала в центральной позиции на -
3dB.  А  вот  в  радио  спектакле  для  большинства  радиослушателей  важна  моно  совместимость,  поэтому 
здесь в центральной позиции потребуется -6 dB. 

Когда-нибудь  для  различных  целей  будут  выпускать  микшеры  с  различными  вариантами 

регуляторов  панорамы.  Сейчас  же  всё  больше  предпочитают  усреднённый  вариант -4,5dB, дающий  в 
обоих случаях погрешность не более 1,5dB. Многие инженеры хвалят такие пульты, даже не подозревая 
о существовании этой проблемы. 

В целом, от хода самой жизни мы во всём ожидаем увеличения разнообразия, так что психология 

человеческого восприятия работает здесь в нашу пользу. Более того, контрольные комнаты и помещения 
для  прослушивания  всё  чаще  делаются  скорее  "мёртвыми",  чем  "живыми",  поэтому  им  всё  ближе 
становятся  электрические  условия  сложения.  Ведь  в  безэховых  условиях  акустическое  сложение  в 
центре сходно с электрическим сложением; по крайне мере, в той области, где осевое звучание остаётся 
истинным. Но это касается лишь центральной плоскости. Во всех других местах помещения сложение 
напоминает эффект панорамирования, характерный для более реверберационного пространства, хотя и 
с меньшими помехами по звуку. Это ещё одна сторона вопроса, которая привела к разработке принципов 
построения контрольных комнат с совершенно "мёртвой" мониторинговой акустикой. 

12.4 Как уйти от паразитных взаимосвязей в помещении 

 

Совокупность  и  механизмы  всех  взаимодействий,  описанных  выше,  очень  сложны.  Это  одна  из 

причин, почему я так отстаиваю тот тип акустического дизайна контрольных комнат, который описан в 11-
й  главе.  Его  преимущества - в  решении  проблем  этих  связей,  которые  меняются  от  помещения  к 
помещению. Если это снова сравнить с оптикой, то у «бессредных» комнат зеркальными являются только 
передние стены и полы, а все остальные поверхности - матового чёрного цвета; и если громкоговорители 
- это прожектора, установленные в передней стене, то их единственным видимым отражением в позиции 
слушателя будет единичное отражение каждого прожектора от пола. Но и это отражение можно хорошо 
"замазать" с помощью мониторов с двумя НЧ-громкоговорителями, установленными вертикально.  


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

142 

 

 

 
На рис.45 показана работа мониторной системы с такой компоновкой, а также то, как отражение 

от  пола  сделать  относительно  безвредным.  В  настоящее  время  доработка  этого  типа  дизайна 
сосредоточена  на  том,  как  сделать  "матовый  чёрный"  ещё  чернее,  особенно  на  низких  частотах,  и  как 
уменьшить физические размеры систем-поглотителей. 

Поскольку  в  таких  комнатах  мониторы  встраиваются  в  переднюю  стену,  то  их  позиция  является 

постоянной,  а  взаимосвязь  между  ними - предсказуемой.  Системы-поглотители  сейчас  даже  в  очень 
малых  контрольных  комнатах (15 м

2

)  достигают  большой  эффективности.  Поэтому  нам  остаётся  лишь 

одна-единственная  серьёзная  связь – взаимосвязь  мониторов  (см.Приложение  в  конце  главы).  С  этим 
типом  комнат,  больших  или  малых,  намного  легче  добиться  согласованности  и  предсказуемости  при 
переходе  из  комнаты  в  комнату.  Однако  есть  ещё  и  другие  аспекты,  связанные  со  временем  прибытия 
волн  и  искажениями  при  работе  двух  источников.  Против  них  бессилен  любой  проект.  Это  изначально 
слабые стороны самой концепции двухканального стерео. Рассмотрим некоторые из них. 

12.5 Поведение переходных и более устойчивых сигналов в фантомном 

образе 

Звуковая  и  электрическая  мощность - эквивалентны,  но  электрическим  эквивалентом  звукового 

давления  является  напряжение.  И  если  повышение  на 3dB - это  удвоение  мощности,  то  удвоение 
напряжения  или  давления  соответствует  повышению  на 6 dB. В  центральной  плоскости  стерео  пары 
мониторов  (вертикальная  плоскость,  находящаяся  посреди  мониторов  и  включающая  общую  осевую 
линию – А.К.) переходные давления слагаются и создают один импульс звука, который на 6dB выше, чем 
звук,  излучаемый  каждым  громкоговорителем  в  отдельности.  Во  всех  остальных  точках  помещения 
разница  в  расстоянии  до  разных  мониторов  создаёт  разность  во  времени  прибытия  сигналов,  и  уже 
получается по два импульса. Это видно из рис.46. 

Хотя слушателю в центральной плоскости может показаться, что излучаемая мощность в четыре 

раза больше мощности одного монитора (+6 dB), эффект усиления и ослабления от наложения сигналов 
по комнате в целом даст по-прежнему среднее повышение на 3dB. Но у нас остаются ещё "волшебные" 
дополнительные 3 dB мощности в осевой линии, которые нельзя описать, как делалось ранее, ссылаясь 
на  сопротивление  излучению.  Наложение  давления  одного  громкоговорителя  на  другой  не  может  быть 
причиной  этого,  поскольку  переходные  (кратковременные – А.К.)  сигналы  "отскакивают"  от  своего 
источника до того, как влияние любого из источников «нагрузит» диффузор другого источника. Взглянем 
на этот механизм более пристально.  


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

143 

 

 

 

Если  мы  представим  себе  идеальную  дельта-функцию  (однонаправленный  импульс  бесконечно 

малой  продолжительности),  то  взаимодействие  этих  импульсов  от  мониторов  будет  происходить  в 
двухмерной центральной (вертикальной – А.К.) плоскости с бесконечно малой толщиной. Поскольку это 
не  будет  занимать  сколько-нибудь  ощущаемого  пространства,  то  пространственное  усреднение 
мощности  звучания  будет  существенным.  Это  не  будет  идти  вразрез  с  нашим  общим  повышением 
мощности  на 3 dB для  двух  одинаковых  источников.  Однако,  что  касается  музыкального  сигнала, 
имеющего определённую продолжительность, то форма его волны будет иметь позитивную и негативную 
фазы. В местах, прилегающих к центральной плоскости, на которой пересекаются переходные сигналы, 
они не встречаются в одной точке, а "размазываются", поскольку они интерферируют (сталкиваются) друг 
с  другом  в  центральной  области  вдоль  каждой  стороны  от  центральной  плоскости.  Вокруг  этой 
центральной  плоскости  происходит  наложение  давлений,  что  даёт  рост  мощности  на 6dB с  каждой 
стороны от центральной плоскости. Пересекаясь далее, они создают области "гашения", в которых будут 
проявляться потери мощности на величину, равную приросту мощности в области сложения (в центре). 
Таким образом, общая мощность остаётся постоянной. 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

144 

 

 

 
Этот эффект показан на рис.47. Средняя высота переходных сигналов, имеющихся в помещении 

в  любой  взятый  момент  времени,  такая  же,  как  высота  переходного  сигнала,  излучённого  одним 
громкоговорителем, хотя число этих сигналов удваивается, поскольку имеется два источника. Изменение 
высоты  заметно  только  в  местах  их  интерференции  (сталкивания),  но  никакого  общего  усиления 
мощности  в  комнате  не  происходит.  Есть  лишь  простое  сложение  мощности,  излучаемой  двумя 
отдельными громкоговорителями. 

Поскольку  переходные  сигналы  (например,  звуки  барабанов)  существуют  в  виде  отдельных 

всплесков  энергии,  их  взаимодействие  в  безэховых  и  рефлективных  условиях  отличается  тем,  что 
рефлективные комнаты всё более увеличивают число отражённых всплесков энергии, хотя энергия этих 
всплесков  постоянно  падает  до  тех  пор,  пока  эти  мириады  отражений  не  растают.  Но  на  уровне 
восприятия  отражённые  переходные  сигналы  маскируют  нюансы  любых  последующих  переходных 
сигналов,  прибывающих  до  того,  как  отражения  предыдущих  сигналов  затухнут  до  неслышимости. 
Безэховые  пространства  или  акустически  "мёртвые"  условия  мониторинга  не  страдают  подобными 
ограничениями. 

Поведение  более  устойчивых  сигналов  в  безэховой  и  реверберационной  камерах  может 

отличаться  до  крайности.  Мы  уже  отмечали,  в  безэховых  условиях  интерференционная  картина 
(интерферограмма)  взаимодействия  левого  и  правого  мониторов  покажет  сложение  сигналов  в 
центральной  плоскости  и  на  небольшом  расстоянии  от  неё  (по  обе  стороны)  с  подъёмом  на 6dB, а 
ширина  этого  расстояния  будет  зависеть  от  длины  волны.  Подальше  от  центральной  плоскости 
интерферограммы  покажут  эффект  гребёнчатого  фильтрования  (рис.48),  характер  которого  будет 
зависеть от позиции прослушивания. Вне оси тоже будет наблюдаться повышение мощности по низким 
частотам,  что  является  результатом  дополнительного  излучения  этих  частот  из-за  полностью 
усиливающей взаимосвязи на частотах, находящихся ниже разделяющей частоты. Помните, что мы все 
ещё пока рассматриваем безэховые условия.  

Ширина области, которую равномерно покрывает сумма давлений, характерная для центральной 

плоскости  (т.е.  с  повышением  на 6 dB), очень  сильно  зависит  от  частоты.  И  если  на  частоте 20 kHz 
ширина это области будет около 1 см (половина длины волны), то на низких частотах она расширится до 
многих  метров.  На  частоте  около 2 kHz человек,  сидящий  на  центральной  линии,  будет  испытывать 
эффект  погашения,  так  как  расстояние  между  ушами  человека  на  этой  частоте  является  критическим 
(рис.49).  

 
Это происходит из-за того, что длина пути прохождения звука от каждого монитора до каждого уха 

-  разная.  Вот  Вам  ещё  один  пример,  показывающий,  чем  отличается  прибытие  к  ушам  слушателя 
спанорамированного  в  центр  образа  с  двух  мониторов  от  прибытия  звука  с  одного  центрального 
громкоговорителя  или  акустического  инструмента.  Обычное  стерео,  которое  «делают»  с  помощью 
регуляторов панорамы микшеров, – это просто психо-акустический трюк, не более того. 

Мы  уже  говорили,  что  восприятие  переходных  сигналов  в  рефлективных  помещениях  может 

отличаться  от  восприятия  сигналов  более  устойчивого  типа,  когда  они  панорамируются  поперёк 
«звуковой  сцены»,  даже  если  слушатель  находится  на  осевой  линии.  Осевое  звучание  пары 
совершенных  мониторов  в  реверберантной  комнате  показано  на  рис.42.  Если  помнить,  что 


background image

Philip Newell  - Project studios  
Филипп Ньюэлл – Project-студии 

145 

 
реверберантная  комната  считается  безэховой  до  тех  пор,  пока  не  прибудет  первое  отражение  (по 
определению),  то,  в  зависимости  от  размера  комнаты  и  от  длины  «всплеска»  переходного  сигнала, 
субъективное  восприятие  переходного сигнала будет  изменяться  с  течением  времени  от  безэхового  до 
реверберантного состояния, в то время как звуки более устойчивого типа (например, бас-гитары) будут 
восприниматься более стабильно. Из этого следует, что баланс переходных сигналов с сигналами более 
устойчивого  типа  должен  рассматриваться  в  соответствии  с  типом  комнаты,  в  которой  они 
воспроизводятся.  

 

12.6 Эксплуатационные различия безэхового и реверберационного 

пространств 

Если  мы  установим  пару  громкоговорителей  в  безэховой  камере,  а  затем  таким  же  образом 

расположим их в реверберационной камере, то мы сможем подавать одинаковые сигналы возбуждения и 
исследовать  крайности  тех  и  других  условий  прослушивания.  Сравнивая  результаты,  мы  сможем 
определить некоторые неравномерности звучания, характерные для обычных комнат. Мы сможем также 
проверить, как ведёт себя спанорамированный в центр стерео сигнал по сравнению с таким же сигналом, 
который  воспроизводится  через  один  громкоговоритель,  расположенный  по  центру,  как  в  различных 
позициях прослушивания, так и в различных типах помещений. 

В  безэховой  камере  одиночный  громкоговоритель  с  гладкой  частотной  характеристикой  донесёт 

выходной  сигнал  неизменным  до  любой  позиции  в  камере  в  секторе  своей  равномерной  осевой 
направленности. В остальных местах звучание будет другим (меньше высоких частот), в зависимости от 
характеристик  направленности  громкоговорителя.  Однако  во  всех  случаях  единичный  импульс, 
излучённый громкоговорителем, будет в любом месте камеры получен как единичный импульс. Давайте 
рассмотрим случай, когда два одинаковых громкоговорителя расположены на расстоянии 3 метра друг от 
друга,  и  оба  излучают  такой  же  импульс.  В  осевом  направлении,  на  одинаковом  расстоянии  от 
громкоговорителей,  полученный  в  результате  звук  будет,  как  и  в  случае  с  одним  громкоговорителем, 
единичным  импульсом,  хотя  и  больше  на 6dB. Однако  во  всех  других  точках,  которые  расположены  на 
разных расстояниях от громкоговорителей, будут восприниматься два отдельных импульса (рис.46). 

Разные  люди  воспринимают  этот  эффект  с  разной  точностью.  Импульс  от  ближнего 

громкоговорителя  прибывает  раньше  и  большим  по  уровню,  чем  импульс  от  более  удалённого 
громкоговорителя. Поэтому первый, более сильный импульс подавляет второй, более поздний и слабый. 
Слушатель  обычно  слышит  только  первый  импульс,  а  стерео  образ  сдвигается  к  ближнему 
громкоговорителю  (хотя  общая  громкость  импульса  может  восприниматься  как  повышенная  из-за 
свойства  уха  объединять  мощность  звуков,  прибывающих  с  интервалом 20-30 миллисекунд).  Это - 
эффект  Хааза  или  эффект  задержки.  Однако  существуют  временные  рамки,  сверх  которых 
"притягивающее свойство" первого по времени прибытия сигнала теряется. Вне помещений или в очень 
больших  помещениях,  где  расстояние  от  слушателя  до  удалённого  громкоговорителя  превышает 
расстояние от слушателя до ближнего громкоговорителя примерно на 15 метров, что равно разнице во 
времени  примерно  в 50 мсек.,  более  поздний  сигнал  уже  отчётливо  воспринимается  как  отдельное 
событие. Вот почему на больших концертных площадках даже эффективно работающая стерео система 
не  может  обеспечить  приемлемые  условия  прослушивания  для  всех  зрителей,  хотя  относительные 
расстояния  до  двух  громкоговорителей  и  их  относительные  уровни  звукового  давления (SPL) могут 
отличаться  и  не  столь  сильно.  Есть  только  очень  небольшое  временное  окно,  в  которое  должны