Файл: Курсовая 2010 по теории государства и права Экономика и право.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– М., 2002. – С.245.
соответствующего общества.
Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего их формировании.14 Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.
В зависимости от особенностей формы правления все государства подразделяются на монархии и республики.
Следует отметить, что форма правления имеет основополагающее
значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства.15 Это не просто теоретическая абстракция категории науки, как, например, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого можно разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства, словом, как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства, прежде всего главным является не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.
Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент организации государственной власти, поскольку отношения населения к власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, традиции, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется сохранение института монархии в таких промышленно развитых европейских странах, как Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Норвегия, Испания и т.д.16
Как показывает исторический опыт, форме правления наряду с
14 Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 218.
15 Любашиц В. Я. Теория
государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 106.
16 Мухаев Р.Т. теория государства и права. – М., 2005. – С. 151.
известным консерватизмом присуща и подвижность. Однако при всех изменениях форма правления включает в себя элементы, позволяющие отличить ее от других компонентов формы государства, от формы государственного устройства, формы политического (государственного) режима:
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:
Таким образом, форма государства – это способ организации политической власти, совокупность внешних признаков государства. Форма государства имеет три грани своего выражения: определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления; определенный способ территориального устройства, взаимоотношений центральной, региональной, местной властей; совокупность определенных приемов и методов осуществления государственной (политической) власти.
Форма правления, являясь одним из элементов формы государства,
характеризует порядок образования, структуру высших органов государственной власти, распределение полномочий между ними, принципы и организацию взаимодействия этих органов друг с другом и с населением. Формы правления различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная власть. В зависимости от особенностей формы правления все государства подразделяются на монархии и республики.
Республиканская форма правления
Республика ( от лат. Res publika – публичное, общенародное дело
) – это форма государственного правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. Известно крылатое выражение Цицерона: «Respublika est res populi» (республика – дело народа).
Республике присущи следующие признаки:
В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
Юридическими свойствами республиканской формы правления являются:
исполнительных государственных органов конкретным сроком;
Исторически республика как форма правления сложилась еще в Древнем мире. Примером тому могут служить рабовладельческие республики Эллады, Древний Рим периода республики (римская сенатская республика в V-I вв. до н.э.) др. Античные рабовладельческие республики существовали в форме аристократических и демократических республик. В Древнем Риме и Спарте власть принадлежала ограниченной группе должностных лиц – аристократии, а общенародные представительные органы играли второстепенную роль. В Афинской демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения.
Однако в то время институты демократии были еще неразвиты, а рабовладельческие отношения и связанные с ними научные представления и знания не создавали предпосылок для возникновения гуманизма и связанных с ним современных принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством,
где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В связи с этим, сначала в Европе, затем в Америке, а потом и во всем мире республиканская форма правления завоевывает позиции и становится наиболее характерной формой правления в современной мировой цивилизации.
В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.
Современные республики бывают трех видов:
Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:
как избирается парламент, как формируется правительство, какой объём правомочий принадлежит президенту.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют
дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт
сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
Высшим должностным лицом в президентской республике является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Основные признаки президентской республики:
Отличительные черты такой формы правления: внепарламентский
метод избрания президента (либо населением — Бразилия, Франция, либо коллегией выборщиков — США), внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку. В целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой ( является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике президент, как правило, лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).
К числу развитых демократических государств с президентской формой правления относятся США, Аргентина, Мексика. Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В
основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.
соответствующего общества.
Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего их формировании.14 Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.
В зависимости от особенностей формы правления все государства подразделяются на монархии и республики.
Следует отметить, что форма правления имеет основополагающее
значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства.15 Это не просто теоретическая абстракция категории науки, как, например, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого можно разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства, словом, как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства, прежде всего главным является не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.
Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент организации государственной власти, поскольку отношения населения к власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, традиции, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется сохранение института монархии в таких промышленно развитых европейских странах, как Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Норвегия, Испания и т.д.16
Как показывает исторический опыт, форме правления наряду с
14 Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2004. – С. 218.
15 Любашиц В. Я. Теория
государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 106.
16 Мухаев Р.Т. теория государства и права. – М., 2005. – С. 151.
известным консерватизмом присуща и подвижность. Однако при всех изменениях форма правления включает в себя элементы, позволяющие отличить ее от других компонентов формы государства, от формы государственного устройства, формы политического (государственного) режима:
-
Способы формирования высших органов государственной власти (престолонаследие, выборы, назначение); -
Структура органов верховной власти (законодательные органы – парламент; исполнительные органы – президент, премьер, правительство; судебные органы; глава государства – монарх, президент ); -
Распределение компетенции между высшими органами государственной власти; -
Принципы взаимоотношения органов верховной власти;
-
Взаимоотношения государственных органов с населением.
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:
-
монархические (абсолютные, конституционные) -
республиканские (президентские, парламентские)
Таким образом, форма государства – это способ организации политической власти, совокупность внешних признаков государства. Форма государства имеет три грани своего выражения: определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления; определенный способ территориального устройства, взаимоотношений центральной, региональной, местной властей; совокупность определенных приемов и методов осуществления государственной (политической) власти.
Форма правления, являясь одним из элементов формы государства,
характеризует порядок образования, структуру высших органов государственной власти, распределение полномочий между ними, принципы и организацию взаимодействия этих органов друг с другом и с населением. Формы правления различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная власть. В зависимости от особенностей формы правления все государства подразделяются на монархии и республики.
Республиканская форма правления
-
Разновидности республиканской формы правления
Республика ( от лат. Res publika – публичное, общенародное дело
) – это форма государственного правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. Известно крылатое выражение Цицерона: «Respublika est res populi» (республика – дело народа).
Республике присущи следующие признаки:
-
Существование единоличного и коллегиального главы государства — президента и парламента. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик. -
Выборность на определённый срок главы государства и других верховных органов государственной власти. Так, президент и парламент должны избираться народом на определённый срок. -
Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
-
Преимущественный приоритет прав личности над государственными.
Юридическими свойствами республиканской формы правления являются:
-
Ограничение власти главы государства, законодательных и
исполнительных государственных органов конкретным сроком;
-
Выборность главы государства и других верховных органов государственной власти; -
Ответственность главы государства в случаях, определенным законом; -
Представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей; -
Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; -
Преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность.
Исторически республика как форма правления сложилась еще в Древнем мире. Примером тому могут служить рабовладельческие республики Эллады, Древний Рим периода республики (римская сенатская республика в V-I вв. до н.э.) др. Античные рабовладельческие республики существовали в форме аристократических и демократических республик. В Древнем Риме и Спарте власть принадлежала ограниченной группе должностных лиц – аристократии, а общенародные представительные органы играли второстепенную роль. В Афинской демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения.
Однако в то время институты демократии были еще неразвиты, а рабовладельческие отношения и связанные с ними научные представления и знания не создавали предпосылок для возникновения гуманизма и связанных с ним современных принципов демократического государства. Поэтому расцвет республики связан не с рабовладельческим или феодальным государством, а с государством,
где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В связи с этим, сначала в Европе, затем в Америке, а потом и во всем мире республиканская форма правления завоевывает позиции и становится наиболее характерной формой правления в современной мировой цивилизации.
В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.
Современные республики бывают трех видов:
-
президентская республика;
-
парламентская республика;
-
парламентско-президентская (смешанная) республика.
Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам:
как избирается парламент, как формируется правительство, какой объём правомочий принадлежит президенту.
-
Президентская республика
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют
дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт
сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
Высшим должностным лицом в президентской республике является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Основные признаки президентской республики:
-
президент избирается не парламентом, а в результате референдума или коллегиями выборщиков; -
президент назначает правительство, перемещает и отстраняет от должности его членов; -
президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом; -
президент является главнокомандующим вооруженными силами страны.
Отличительные черты такой формы правления: внепарламентский
метод избрания президента (либо населением — Бразилия, Франция, либо коллегией выборщиков — США), внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку. В целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой ( является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике президент, как правило, лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).
К числу развитых демократических государств с президентской формой правления относятся США, Аргентина, Мексика. Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В
основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.