Файл: Курсовая 2010 по теории государства и права Экономика и право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
государственной власти, подконтрольность исполнительных органов советам, обязательность решений вышестоящих органов государственной власти для нижестоящих. Республику этого типа отличает доминирующая роль политической партии (коммунистической, рабочей) в деятельности государственного механизма.

Заключение

Проведенное исследование формы правления позволило сформулировать следующие выводы.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.

Форма правления – это организация высших органов государственной власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно- организованном обществе.

Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателем.

Республика является наиболее распространенной в мире формой правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту.

Основные признаки республики:


  • выборность высших органов власти на определенный срок;

  • возможность участия граждан в управлении делами государства;

  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

  • определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений.

Основные виды республик: президентская, парламентская, смешанная.

Главное различие между ними состоит в юридической ответственности правительства, порядке его формирования и порядке выборов главы государства.

Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Функции главы государства и правительства выполняет чаще всего президент.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и право требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство, несет ответственность перед парламентом. Президент глава государства, но не глава правительства.

Существуют смешанные республики, где парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Последнее десятилетие показывает, что классические формы парламентской и президентской республики не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису все политической системы. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлении создаются смешанные «гибридные» формы правления. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов почти утрачиваются различия между монархией и республикой.



Достаточно широкое распространение и признание получила практика государственного строительства, когда создаются полупрезидентские и полупарламентские республики.

Что касается формы правления в России, то здесь следует отметить, что она является полупрезидентской республикой с доминирующим положением президента в системе властей.

Истории известна и республика социалистического типа, которую отличает доминирующая роль политической партии (коммунистической, рабочей) в деятельности государственного механизма.

Библиография



  1. Конституция Российской Федерации. М., 2003.

  2. Алексеев С.С. Государство и право . М.; Наука, 2000




  1. Васильев Д.А. Теория государства и права. М., 2007;




  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2005;




  1. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 2005;




  1. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2003;




  1. Любашиц В.Я. Теория государства и права. Ростов-на-Дону, 2002;




  1. Малько А.В. Теория государства и права: Учеб.- М., 2005;




  1. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2005;




  1. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учеб. М., 2006.

  2. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учеб. М., 2004.

  3. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. М., 2005;





  1. Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. – М., 2001.

  2. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2002;




  1. Смоленский М.Б. Теория государства и права . М., 2005;




  1. Темнов М.Б. Теория государства и права. М., 2004;




  1. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекоза. – М. 2006;

  2. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Рук. авт. кол. и отв. ред. С.А.Авакьян. М., НОРМА, 2003.

  3. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред.

А.Я. Сухарев. М., 2003.

  1. Теория государства и права / под ред. В.В. Лазарева. М., 2001;




  1. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. – М. 1997;

  2. Теория государства и права: Учеб. / Под ред. А.С. Пиголкина. М.,2005.


Document shared on www.docsity.com Downloaded by: eliza2001 (eliza2001@mail.ru)