Файл: Курсовая 2010 по теории государства и права Экономика и право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
государствах, появившихся в результате интеграционных и дезинтеграционных процессов.

Таким образом , республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателем. Республика является наиболее распространенной в мире формой правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту. Основные виды республик: президентская, парламентская, смешанная. Главное различие между ними состоит в юридической ответственности правительства, порядке его формирования и порядке выборов главы государства.

  1. Форма правления в России




    1. Характеристика республиканской формы правления в России на современном этапе


Конституцией Российской Федерации 1993 г. установлена парламентско-президентская республика. Согласно статье 1 Конституции Российской федерации «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», согласно статье 80 главой государства является Президент Российской Федерации. Президент РФ самостоятельно формирует Правительство РФ, и только он решает вопрос об отставке Правительства. Причем Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства, иначе она будет распущена, а Президент назначит Председателя Правительства без согласия Думы (ст.111 Конституции). Государственная Дума вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии, но в этом случае Президент вправе распустить Думу и назначить новые выборы. Конституция Российской Федерации 1993 не обязывает Правительство к парламентской ответственности.

Вновь избранная Дума в течение года после ее избрания не может быть распущена по основаниям ст.117, но может быть распущена по основаниям ст.111 Конституции, кроме того, Дума не может быть распущена ни по каким основаниям в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента (ст.109 Конституции). Если вновь избранная Дума пойдет на конфликт с Президентом и добьется отставки
Правительства, то Президент вправе тут же предложить Думе кандидатуру формально отставленного Председателя Правительства, и если Дума ее отклонит, она будет распущена по основаниям ст.111

Конституции, а Правительство будет восстановлено. Так может произойти несколько раз, и лишь в свои последние шесть месяцев Президент не сможет распустить Думу по основаниям ст.111 Конституции; если и в этом случае Дума отклонит предлагаемую ей кандидатуру Председателя Правительства, Президент вправе просто назначить угодного ему Председателя Правительства, не распуская Думу. Следовательно, Российская Федерация - смешанная республика.

При подготовке новой Конституции России отчетливо выделились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления. Возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.

Форма правления, то есть порядок организации и взаимоотношения высших органов государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т.д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в РФ в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная

форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что парламент может выразить недоверие Правительству, но это не

влечет правовых последствий: решение об отставке правительства принимает Президент. Он вправе не согласиться с парламентом. В России нижняя палата парламента неоднократно оценивала работу Правительства как неудовлетворительную, и никаких последствий это не влекло. Если же в России парламент попытается настаивать и в течение трех месяцев вторично выразит недоверие Правительству , то тем самым поставит под удар: президент вправе выбрать и уволить правительство в отставку или распустить нижнюю палату парламента.

Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом. В Конституцию РФ заложена идея об арбитражной власти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов. Президент стремится усилить свои полномочия и за счет парламента (регулирование указами Президента таких вопросов, для которых нужен закон), и за счет правительства (регулярные вызовы раз в неделю премьер-министра для отчета, прямые указания ему и министрам, непосредственное руководство Президента так называемыми силовыми и некоторыми другими министрами). В этих целях президент имеет и укрепляет собственный аппарат – Администрацию президента, которая, по существу, поставлена над правительством. Огромная роль этого органа в России несопоставима с ролью подобных органов – «дома президента» во Франции, администрации Белого дома в США и тем более скромной Канцелярии президента в Германии. Положение парламента принижено (в том числе путем использования финансовых и других материальных рычагов парламента и парламентариев), роль Правительства в основном ограничена хозяйственными вопросами, оно не является центром политического руководства страной и средоточием исполнительной сласти: ее главой на деле является президент, хотя это не предусмотрено Конституцией. Однако такая

большая власть концентрируется главным образом в центре. Субъекты Федерации, их многие губернаторы часто выступают
с независимых позиций, иногда посылая нечто вроде ультиматумов Президенту.

Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.

Современной форме правления в РФ предшествовал недолго просуществовавший симбиоз власти Советов и зарождающейся президентской власти в Советской Союзе.

Прошло два срока правления первого российского президента, легитимно его сменил другой. Этот период был сложным, президентская форма правления (смешанная форма правления с доминированием президента) выдержало серьезные испытания. В ее развитии можно выявить

«маятниковые» колебания от «точки» всевластия Советов до «точки» слияния движений «Единство» и «отечество – вся Россия». Президентская форма правления стабилизировалась, прошла нереволюционная передача власти. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, главы субъектов Федерации больше не образуют мощное объединение в Совете Федерации. По существу система президентской власти в России - это уже сформировавшаяся структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся.

Таким образом, в основу организации государственной власти Российской Федерации положена модель президентской республики с достаточно широкой компетенцией Президента, который избирается непосредственно гражданами России. Как глава государства Президент наделяется необходимыми полномочиями по обеспечению суверенитета и государственной целостности Российской Федерации, согласованного функционирования государственных органов. Формально не являясь главой исполнительной власти, Президент России обладает значительными полномочиями по определению основных направлений государственной

политики, формированию состава Правительства и федеральных органов исполнительной власти. Президент находится как бы над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, обеспечивая координацию и согласованность их действий.



    1. Форма правления в России в советский период



Нельзя не сказать о такой форме правления , которая существовала в России , как Советская республика. Советская республика ( в социалистических странах ) - особая разновидность республиканской формы правления, основу которой составляют особые представительные органы — Советы народных депутатов. Такая разновидность республиканской формы правления характеризуется полновластием Советов представительных органов государственной власти. Характерные черты советской республики общепринятые демократические институты: избирательная система права и свободы и др. Единственную систему органов государственной власти составляли особые представительные органы — Советы разных уровней, объединенные строгой иерархией и соподчиненностью. Советам принадлежала вся полнота власти, они представляли политическую основу Советского государства, все иные органы были подотчетны и подконтрольны Советам.

По этой причине для данного типа правления характерны были следующие черты: принцип разделения властей не признавался;

функции парламента выполняли палаты Советов; функции президента выполняли коллегиальные президенты — президиумы Советов союзного и республиканского уровней; действовал императивный депутатский мандат — депутаты были подотчетны населению и могли быть им отозваны в случае не оправдания доверия;

не было различия между государственными органами и органами местного самоуправления (в теории и государственной практике понятие «местное самоуправление» не употреблялось). В Советы избирались и беспартийные, иногда их было больше, чем партийных. По мнению критиков советской системы, Советы являлись ширмой, прикрытием партийной диктатуры, которой принадлежала вся полнота власти. Хотя однопартийная система и по сей день есть в некоторых парламентских республиках, однако и для них, и для советских республик она вовсе не обязательна. Более того, до середины 1920-х годов в Советах избирались не только большевики, но и меньшевики, эсеры и анархисты.
Таким образом, в социалистических республиках формой политической организации общества стали Советы, народные (национальные) собрания . Эти органы сосредоточивали в своих руках и законодательную власть, и контроль за исполнением законов, управлением государством. Им принадлежала вся полнота государственной власти и в центре, и на местах. Исполнительно-распорядительные органы были полностью подотчетны советам. Для этой разновидности республики характерны выборность органов