Файл: Урок литературы в 7 классе по теме И. А. Бунин. Рассказ Цифры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бахчисарайская средняя общеобразовательная школа №2» города Бахчисарай Республики Крым
Урок литературы в 7 классе по теме «И. А. Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье»
Подготовил учитель русского языка и литературы МКОУ «Бахчисарайская СОШ №2» г. Бахчисарай РК Проничева О. Н., категория – высшая
Бахчисарай, 2016
Тема«И. А. Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье».
Цель:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, помочь понять идейное содержание рассказа «Цифры»;
развивать критическое мышление, речь, умение делать выводы и обобщения, характеризовать персонажей художественного произведения, психологически мотивировать их поступки;
воспитывать творческую, мыслящую, толерантную личность, желание понимать других людей, делать добро, умение ценить и любить близких людей.
Оборудование: портрет И. А. Бунина, учебник «Литература. 7 класс. 2014 год». Авторы: В. Я, Коровин, В. П., Журавлев, В. И. Коровин, раздаточный материал (карточки с заданиями для работы в парах, в группах), иллюстрации к рассказу, иллюстрации сделанные учащимися на тему «Моя семья».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
I.Оргмомент. Мотивация.
Вступительное слово учителя.
- Мои юные читатели, здравствуйте! Вы тоже можете мне сказать «здравствуйте», но не все сразу. Здравствуйте те, кто весенние каникулы планирует провести вдали от дома.
- Здравствуйте!
- Здравствуйте, кто никуда не поедет.
- Здравствуйте!
- Здравствуйте те, кто собирается навестить бабушек, дедушек и пожить немного с ними, пока длятся каникулы.
- Здравствуйте!
-Я уже немало о вас узнала: кто- то останется на каникулах с родителями , и у них появится прекрасная возможность пообщаться с мамой, папой, помочь им по дому, ведь спешить некуда – каникулы. Кто-то обрадует своим приездом бабушек и дедушек. Пожилые люди одиноки, и любое внимание для них –драгоценный подарок. Поэтому не скупитесь на подарки, заботьтесь о самых почтенных членах вашей семьи. Некоторые уедут, новые впечатления увлекут вас полностью.
Но как приятно после путешествия возвращаться домой и знать, что там ждут самые близкие и , самые дорогие сердцу люди. Есть и другие семьи: там никто никого не замечает, там всегда крик и недовольство.
Там тяжело всем! Как найти выход -взрослые не знают, потому что когда –то их, ещё маленьких, не научили строить свою жизнь или они сами не захотели учиться . Но мы –то с вами не пойдем по их пути, мы будем учиться у великой русской литературы в лице мастера слова, тонкого психолога И.Бунина – русского писателя –изгнанника родной земли.
Поможет продолжить знакомство с творчеством Бунина презентация «Я очень русский человек».
II. Сообщение темы урока. Целеполагание.
III. Актуализация знаний учащихся, повторение изученного.
1. Клоуз-тесты (устно, коллективно).
а) Стихотворения в прозе писал… (И. С. Тургенев).
б) Повесть Л. Н. Толстого «Детство» является… (автобиографической).
в) Сатирические сказки писал… (М. Е. Салтыков-Щедрин).
г) По жанру «Тарас Бульба»… (историческая повесть).
д) Женам декабристов Н. А. Некрасов посвятил поэму… («Русские женщины»).
е) Центральная тема в творчестве Н. А. Некрасова… (тема народа).
ж) Образ «дикого помещика» создал… (М. Е. Салтыков-Щедрин).
IV. Усвоение новых знаний.
1. Слово учителя
С начала XX в. Иван Алексеевич Бунин занял в русской литературе выдающееся место и как превосходный прозаик, и как поэт.
Демонстрируется портрет Бунина, выставка его книг.
Сила изобразительности Бунина просто необыкновенна! Он тонко улавливал связь человека с историей, с далью времен, со всей вселенной. Многие бунинские страницы пронизаны мыслью о родине, о ее бессмертной красоте.
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
Откуда такое поэтическое отношение к природе? Как складывалась литературная судьба Бунина? Каковы темы его произведений?
На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.
Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья.
Детство и образование писателя
Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец.
Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.
Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.
Литературная деятельность
Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).
Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.
) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений»(1915).
Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покидает Россию.
Жизнь в эмиграции и смерть
Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник».
Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась незаконченной
Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
Интересные факты
-
Имея лишь 4 класса гимназии, Бунин всю жизнь жалел о том, что не получил систематического образования. Однако это не помешало ему дважды получить премию Пушкина. -
Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет, подражая Пушкину и Лермонтову, творчеством которых восхищался. -
Бунин был первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию в области литературы. -
Бунин долгие годы провел в эмиграции, но всегда мечтал вернуться в Россию. К сожалению, до смерти писателю так это и не удалось осуществить.
3. Составление ассоциирования к жизни и творчеству И. А. Бунина (письменно на доске, коллективно, запись в тетради).
И. А. Бунин:
-
Поэт и прозаик; -
Переводчик; -
Обладатель двух Пушкинских премий; -
Почетный академик Петербургской академии наук; -
Писал о жизненно важных проблемах; -
Эмигрирован из страны; -
Жил во Франции; -
Лауреат Нобелевской премии; -
Похоронен в Париже.
4. Слово учителя.
В центре нашего внимания сегодня рассказ Бунина «Цифры». Написан он был в 1906 году. А говорить мы сегодня будем с вами о сложности взаимоотношений взрослых и детей. На сегодняшний урок вы прочитали этот рассказ. Скажите, какие чувства у вас возникли после прочтения произведения?
Ответы:
-
Похожая ситуация была и у меня… -
Что со мной такое тоже было в детстве…
Беседа
-
По жанру это рассказ. Назовите признаки рассказа в этом произведении. -
От чьего имени ведется повествование? (исповедь дяди) -
Кто главные герои? (дядя и Женя) -
Как можно охарактеризовать ситуацию, которая возникла между дядей и Женей? (конфликт) -
А какие взаимоотношения были между ними до этого конфликта? Докажите. -
Из-за чего возник конфликт? (На просьбу Жени дядя ответил отказом.Женя хотел, чтобы ему купили книги, карандаши, бумагу. Хотел выучить цифры, но дядя отказал ему, не захотел, еще и обманул, сказав, что сегодня «царский день» и все закрыто. С. 9-10). -
А почему дядя обманул Женю? (Просто не захотел идти в город, не было настроения объяснять значение цифр). -
Как меняется поведение Жени с этого момента? Почему? -
А как относится к сложившейся ситуации мама и бабушка? На чьей они стороне? Почему? (Они на стороне дяди, не вмешиваются. Они же взрослые и считают, что Женя должен извиниться первым). -
Как реагирует дядя на непослушание Жени? (Все больше раздражается). -
Кто же из членов семьи и каким образом сыграл решающую роль в разрешении конфликта? (Бабушка, глава 6 с. 14-15). (Выразительное чтение отрывка до слов «Ты был побежден, смирился»). -
Так кто же все-таки оказался нравственно мудрее в этом конфликте? Кто сделал первый шаг к примирению? (Женя, он попросил у дяди прощения). -
Давайте прочитаем отрывок из 7 главы (с. 16-17 до слов «И какой радостью засияли твои глаза!»). Что хотел сказать автор, описывая этот момент? -
Кажется, все уже хорошо, конфликт улажен, но почему же дядя через много лет помнит эту ссору в подробностях, исповедуется перед племянником? (Совесть мучает, на душе – тяжесть; понимает, что ссора возникла из-за него, что он омрачил малышу радость, доставил страдания и себе, и ему, и другим близким людям). -
Содержание какой главы отражает иллюстрация? Озаглавьте ее. («Примирение»…)
5. Работа в парах (задания на карточках).
Запишите, используя глаголы, как вели себя дядя и Женя во время конфликта.
Дядя – отказал, обманул, обидел, стал причиной конфликта, проявил эгоизм, заставил страдать, был раздражен, не готов мириться, чувствовал вину.
Женя – обиделся, закричал, начал капризничать, расстроился, заплакал, страдал, проявил дерзость, попросил прощения…
6. Работа в группах (задание для группы на карточках).
I группа.Охарактеризуйте, какие эмоции испытывали дядя и Жена во время конфликта? (гнев, печаль, презрение, смущение, вину – все отрицательные).
II группа.Можно ли было избежать конфликта? Каким образом?
III группа.Какие эмоции испытывают дядя и Женя после примирения? (радость, облегчение, умиротворение… - все положительные).
IV группа.Раскройте главную идею рассказа. (Детей нужно воспитывать лаской, добротой, а не навязывать своих взглядов).
V группа.Какие проблемы затрагивает автор в рассказе?
7. Учитель.
Сегодня вы приготовили иллюстрации на тему «Моя семья». На них вы нарисовали, какой вы видите свою семью. Давайте обратимся к вашим рисункам (обсуждение иллюстраций учащихся, краткие рассказы учащихся об отношениях в их семьях).
8. Проблемные вопросы (устно, коллективно):
-
Так как же должны вести себя взрослые и дети, чтобы избежать конфликтных ситуаций в жизни? -
Какие жизненные уроки извлекли для себя из рассказа?
Ответы учащихся:
-
Нужно уважать желания другого человека. -
Стараться понять, простить. -
Чаще стараться радовать близких, когда можешь. -
Уметь сделать первым шаг навстречу. -
Стараться избежать ссоры.
V. Подведение итогов урока, рефлексия.
- Сегодня на уроке я понял, что…
- Я был удивлен…
- Для меня было новым…
- Мне было интересно узнать…
- Я постараюсь с сегодняшнего дня…
- Мне жаль, что…
- Мне понравилось…
VI. Домашнее задание.
-
Написать синквейн к персонажам рассказа (2-3). -
Подготовиться к внеклассному чтению, прочитать рассказы «Лапти», «В деревне».