Файл: Урок литературы в 7 классе по теме И. А. Бунин. Рассказ Цифры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бахчисарайская средняя общеобразовательная школа №2» города Бахчисарай Республики Крым

Урок литературы в 7 классе по теме «И. А. Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье»

Подготовил учитель русского языка и литературы МКОУ «Бахчисарайская СОШ №2» г. Бахчисарай РК Проничева О. Н., категория – высшая

Бахчисарай, 2016

Тема«И. А. Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье».
Цель:

познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, помочь понять идейное содержание рассказа «Цифры»;

развивать критическое мышление, речь, умение делать выводы и обобщения, характеризовать персонажей художественного произведения, психологически мотивировать их поступки;

воспитывать творческую, мыслящую, толерантную личность, желание понимать других людей, делать добро, умение ценить и любить близких людей.
Оборудование: портрет И. А. Бунина, учебник «Литература. 7 класс. 2014 год». Авторы: В. Я, Коровин, В. П., Журавлев, В. И. Коровин, раздаточный материал (карточки с заданиями для работы в парах, в группах), иллюстрации к рассказу, иллюстрации сделанные учащимися на тему «Моя семья».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
I.Оргмомент. Мотивация.

Вступительное слово учителя.

Мои юные читатели, здравствуйте! Вы тоже можете мне сказать «здравствуйте», но не все сразу. Здравствуйте те, кто весенние каникулы планирует провести вдали от дома.

- Здравствуйте!

- Здравствуйте, кто никуда не поедет.

- Здравствуйте!

- Здравствуйте те, кто собирается навестить бабушек, дедушек и пожить немного с ними, пока длятся каникулы.

- Здравствуйте!

-Я уже немало о вас узнала: кто- то останется на каникулах с родителями , и у них появится прекрасная возможность пообщаться с мамой, папой, помочь им по дому, ведь спешить некуда – каникулы. Кто-то обрадует своим приездом бабушек и дедушек. Пожилые люди одиноки, и любое внимание для них –драгоценный подарок. Поэтому не скупитесь на подарки, заботьтесь о самых почтенных членах вашей семьи. Некоторые уедут, новые впечатления увлекут вас полностью.


Но как приятно после путешествия возвращаться домой и знать, что там ждут самые близкие и , самые дорогие сердцу люди. Есть и другие семьи: там никто никого не замечает, там всегда крик и недовольство.

Там тяжело всем! Как найти выход -взрослые не знают, потому что когда –то их, ещё маленьких, не научили строить свою жизнь или они сами не захотели учиться . Но мы –то с вами не пойдем по их пути, мы будем учиться у великой русской литературы в лице мастера слова, тонкого психолога И.Бунина – русского писателя –изгнанника родной земли.

Поможет продолжить знакомство с творчеством Бунина презентация «Я очень русский человек».
II. Сообщение темы урока. Целеполагание.
III. Актуализация знаний учащихся, повторение изученного.

1. Клоуз-тесты (устно, коллективно).

а) Стихотворения в прозе писал… (И. С. Тургенев).

б) Повесть Л. Н. Толстого «Детство» является… (автобиографической).

в) Сатирические сказки писал… (М. Е. Салтыков-Щедрин).

г) По жанру «Тарас Бульба»… (историческая повесть).

д) Женам декабристов Н. А. Некрасов посвятил поэму… («Русские женщины»).

е) Центральная тема в творчестве Н. А. Некрасова… (тема народа).

ж) Образ «дикого помещика» создал… (М. Е. Салтыков-Щедрин).
IV. Усвоение новых знаний.

1. Слово учителя

С начала XX в. Иван Алексеевич Бунин занял в русской литературе выдающееся место и как превосходный прозаик, и как поэт.

Демонстрируется портрет Бунина, выставка его книг.

Сила изобразительности Бунина просто необыкновенна! Он тонко улавливал связь человека с историей, с далью времен, со всей вселенной. Многие бунинские страницы пронизаны мыслью о родине, о ее бессмертной красоте.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.


Откуда такое поэтическое отношение к природе? Как складывалась литературная судьба Бунина? Каковы темы его произведений?

На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.

Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953) – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук. Провел много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья.



Детство и образование писателя

Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец.

Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием.

Литературная деятельность

Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.

) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений»(1915).

Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Бунин довольно резко отнесся к идеям революции, и навсегда покидает Россию.

Жизнь в эмиграции и смерть

Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник».

Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась незаконченной

Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.


Интересные факты

  • Имея лишь 4 класса гимназии, Бунин всю жизнь жалел о том, что не получил систематического образования. Однако это не помешало ему дважды получить премию Пушкина.

  • Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет, подражая Пушкину и Лермонтову, творчеством которых восхищался.

  • Бунин был первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию в области литературы.

  • Бунин долгие годы провел в эмиграции, но всегда мечтал вернуться в Россию. К сожалению, до смерти писателю так это и не удалось осуществить.


3. Составление ассоциирования к жизни и творчеству И. А. Бунина (письменно на доске, коллективно, запись в тетради).

И. А. Бунин:

  • Поэт и прозаик;

  • Переводчик;

  • Обладатель двух Пушкинских премий;

  • Почетный академик Петербургской академии наук;

  • Писал о жизненно важных проблемах;

  • Эмигрирован из страны;

  • Жил во Франции;

  • Лауреат Нобелевской премии;

  • Похоронен в Париже.


4. Слово учителя.

В центре нашего внимания сегодня рассказ Бунина «Цифры». Написан он был в 1906 году. А говорить мы сегодня будем с вами о сложности взаимоотношений взрослых и детей. На сегодняшний урок вы прочитали этот рассказ. Скажите, какие чувства у вас возникли после прочтения произведения?

Ответы:

  • Похожая ситуация была и у меня…

  • Что со мной такое тоже было в детстве…


Беседа

  • По жанру это рассказ. Назовите признаки рассказа в этом произведении.

  • От чьего имени ведется повествование? (исповедь дяди)

  • Кто главные герои? (дядя и Женя)

  • Как можно охарактеризовать ситуацию, которая возникла между дядей и Женей? (конфликт)

  • А какие взаимоотношения были между ними до этого конфликта? Докажите.

  • Из-за чего возник конфликт? (На просьбу Жени дядя ответил отказом.Женя хотел, чтобы ему купили книги, карандаши, бумагу. Хотел выучить цифры, но дядя отказал ему, не захотел, еще и обманул, сказав, что сегодня «царский день» и все закрыто. С. 9-10).

  • А почему дядя обманул Женю? (Просто не захотел идти в город, не было настроения объяснять значение цифр).


  • Как меняется поведение Жени с этого момента? Почему?

  • А как относится к сложившейся ситуации мама и бабушка? На чьей они стороне? Почему? (Они на стороне дяди, не вмешиваются. Они же взрослые и считают, что Женя должен извиниться первым).

  • Как реагирует дядя на непослушание Жени? (Все больше раздражается).

  • Кто же из членов семьи и каким образом сыграл решающую роль в разрешении конфликта? (Бабушка, глава 6 с. 14-15). (Выразительное чтение отрывка до слов «Ты был побежден, смирился»).

  • Так кто же все-таки оказался нравственно мудрее в этом конфликте? Кто сделал первый шаг к примирению? (Женя, он попросил у дяди прощения).

  • Давайте прочитаем отрывок из 7 главы (с. 16-17 до слов «И какой радостью засияли твои глаза!»). Что хотел сказать автор, описывая этот момент?

  • Кажется, все уже хорошо, конфликт улажен, но почему же дядя через много лет помнит эту ссору в подробностях, исповедуется перед племянником? (Совесть мучает, на душе – тяжесть; понимает, что ссора возникла из-за него, что он омрачил малышу радость, доставил страдания и себе, и ему, и другим близким людям).

  • Содержание какой главы отражает иллюстрация? Озаглавьте ее. («Примирение»…)



5. Работа в парах (задания на карточках).

Запишите, используя глаголы, как вели себя дядя и Женя во время конфликта.

Дядя – отказал, обманул, обидел, стал причиной конфликта, проявил эгоизм, заставил страдать, был раздражен, не готов мириться, чувствовал вину.

Женя – обиделся, закричал, начал капризничать, расстроился, заплакал, страдал, проявил дерзость, попросил прощения…
6. Работа в группах (задание для группы на карточках).

I группа.Охарактеризуйте, какие эмоции испытывали дядя и Жена во время конфликта? (гнев, печаль, презрение, смущение, вину – все отрицательные).


II группа.Можно ли было избежать конфликта? Каким образом?

III группа.Какие эмоции испытывают дядя и Женя после примирения? (радость, облегчение, умиротворение… - все положительные).

IV группа.Раскройте главную идею рассказа. (Детей нужно воспитывать лаской, добротой, а не навязывать своих взглядов).


V группа.Какие проблемы затрагивает автор в рассказе?
7. Учитель.

Сегодня вы приготовили иллюстрации на тему «Моя семья». На них вы нарисовали, какой вы видите свою семью. Давайте обратимся к вашим рисункам (обсуждение иллюстраций учащихся, краткие рассказы учащихся об отношениях в их семьях).
8. Проблемные вопросы (устно, коллективно):


  • Так как же должны вести себя взрослые и дети, чтобы избежать конфликтных ситуаций в жизни?


  • Какие жизненные уроки извлекли для себя из рассказа?

Ответы учащихся:

  • Нужно уважать желания другого человека.

  • Стараться понять, простить.

  • Чаще стараться радовать близких, когда можешь.

  • Уметь сделать первым шаг навстречу.

  • Стараться избежать ссоры.


V. Подведение итогов урока, рефлексия.

- Сегодня на уроке я понял, что…

- Я был удивлен…

- Для меня было новым…

- Мне было интересно узнать…

- Я постараюсь с сегодняшнего дня…

- Мне жаль, что…

- Мне понравилось…

VI. Домашнее задание.

  1. Написать синквейн к персонажам рассказа (2-3).

  2. Подготовиться к внеклассному чтению, прочитать рассказы «Лапти», «В деревне».