Файл: Статья для сайта Белогорского монастыря создана на основе дипломной работы Белогорский скит история и современность..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Иноческие уставы.

Игумен Серафим был составителем уникальной системы «Монашеских уставов». Эта система была похожа на последовательную, ступенчатую «лествицу», которая состояла из связи Иноческих уставов между собой, которая вела к духовному совершенству и просветлению в Господе Иисусе Христе.

Мало было известно об особенностях «Монашеских уставов», например, многие читали, что есть «Монастырский устав», но оказывается есть ещё «Скитский устав» и для отшельников. «Скиты необходимо подразделить на две степени. Первоначальная степень – это скит общежительный, а вторая, высшая степень – скит безмолвный, и уже из безмолвного скита должно отпускать к пустынной, одиночной, отшельнической жизни для созерцательной молитвы. Не прошедших надлежащего искуса в первоначальных степенях не должно допускать на высшие степени духовной жизни».

В предисловии к скитскому уставу о. Серафим пишет, что насельники скитов призваны достигнуть «первобытного состояния» чистоты, которое имели Адам и Ева в раю. Скиты должны быть для монашества тем же, что и Академии для науки, «где воспитывались бы опытнейшие подвижники, молитвенники и врачи душевные» – цвет иноческой жизни. «Если не будет у нас низших, средних и высших школ, – пишет составитель, – то наука должна пасть; так равно, если не будет сих школ в науке христианской жизни, то духовная жизнь ослабеет и падёт».

Иноческие уставы – это оживотворяющие дух христианина правила и нормы. Через подвижников духа Устав становится средством оживления, возрождения монашества в Церкви, также духовных ценностей и традиций в монастыре. В последовательности Уставов – от общежительного к безмолвному – игумен Серафим видит совершенство христианской жизни, которое показано во Святом Евангелии. «Человек, осенённый Божественной благодатью, не может останавливаться на точке замерзания, воодушевляемый невидимой силой Божией старается идти всё вперёд и вперёд. Как человек, углубившийся в науку, не жалеет ни здоровья, ни средств для достижения высшей цели знания, так равно и инок, углубившийся в сию науку из наук – иноческую жизнь, забывает всё земное удовольствие и всецело предаётся достижению высшего идеала христианской жизни. Но сего можно несравненно легче достигнуть при помощи прохождения средней и высшей школ христианской жизни, т.е. общежительного монастыря – как средней школы и общежительного скита – как высшей школы, а безмолвный скит будет представлять высочайшую науку непрестанного Богомыслия
».

Красный террор и закрытие скита.

Белогорский скит и сам монастырь, их насельники претерпели много страданий, мучений, разорений, осквернений от Красного террора. Насельники скрывались в лесу, но кто не скрывался, тех постигла мученическая кончина.

В 1918 году первым пострадал архимандрит Варлаам, поражу пастыря и разыдуться овцы. Долгое время никто точно не знал, как настоятель Белогорской обители погиб мученически. Трудами Пермских краеведов сегодня стало известно, при каких обстоятельствах был убит о. Варлаам. Из рассказа Зыряновой выяснилось, что пароход с арестованными, отойдя от Перми, дошел до Мотовилихинского острова. Тут все и произошло: «...Красноармейцы-конвоиры расстреляли о. Варлаама, о. Вячеслава и третьего священника тут же, на пароходе, затем привязали к ним что-то чугунное и трупы спустили в реку Каму...»

При захвате скита красными в 1918 г., были замучены монахи Сергий, Иоанн, Иосиф, скитский эконом Исаакий и инок Павел (Балабанов). «Тела Сергия, Исаакия и Павла были завалены нечистотами. У мучеников были размозжены головы, вырваны куски тела с боков и штыковые раны по всему телу». За отказ сражаться в армии красных были расстреляны послушники: Григорий, Василий Змеев, Пантелеимон Посохин, и Симеон Дунаев.

Всего было убито 36 монашествующих Белогорского монастыря и Серафимовского скита. В течении октября и ноября эта цифра увеличивалась, т.к. монашествующие в обители регулярно арестовывались и их расстреливали или зверски убивали за «отказ работать по устройству праздника Октябрьской революции», «отказ вступить в ряды Красной Армии», «отказ от мобилизации» и т.д. Эти дела хранятся в Государственном архиве Пермского края, подписанные иеромонахом Иосифом, и они ещё ждут тщательного исследования.

В октябре 1918 г. игумен Серафим с оставшимися монахами скита покинул тайное убежище и вместе с колчаковскими войсками оказался в Екатеринбурге. Оставшиеся насельники скита прятались в лесах, например иеромонах Иосаф был схвачен только в 1930-х годах. Он (Белоусов Никита Васильевич) являлся последним начальником скита. Скончался 6 октября 1947г. в возрасте 70 лет. И похоронен за алтарём Богородице-Казанского храма в г. Оса. Последующая история Белогорского скита от закрытия в 1920-ых годах до его возрождения мало известна. Это труд для будущих исследователей истории Серафимо-Алексеевского скита, его насельников. Про основателя и скитоначальника много составлено книг, фильмов, но исчерпывающей информации по ряду вопросов тоже не хватает.



Современная жизнь Серафимо – Алексеевского скита

«Возрождение Серафимо – Алексеевского скита началось с восстановлением Белогорского монастыря в 1990 г. При первом игумене Варлааме (Передернине) решено было скит, который имеет первостепенное значение для монахов, вернуть к жизни. Однако полноценная жизнь скита началась позже, при игумене Данииле (Ишматове), ставшем наместником монастыря в 1995 – 1996 г. В это время среди постриженных монахов был схимонах Герман, более 10 лет (с небольшими перерывами) возглавлявший жизнь скита. При игумене Антонии (Щукине), заступившем на послушание в 2001-м г, был построен храм Серафимо – Алексеевского скита в честь преп. Серафима Саровского.

При отце Данииле (Ишматове) был возрождён Серафимовский крестный ход, который начинался от Кафедрального собора Перми. Проходя около 150 километров, паломники завершали ход в скиту. И здесь 1 августа, в день памяти Серафима Саровского, проводилась Божественная литургия. 22 крестных хода прошло до 2020 г.

В крестных ходах люди всегда несли белогорский мощевик, в котором порядка 60 мощей святых угодников, большую часть которых привез Серафим Кузнецов из поездки 1908 г. со Святой Земли, из Иерусалима, из Константинополя, со Святой Горы Афон. В нынешнее время ковчег отремонтировали, чтобы он мог принимать участие в ходах, вместе с носилками он весит более 50 килограммов. Помимо мощевика, несли икону Серафима Саровского, икону Иверской Божьей Матери.

Сегодня в Серафимо-Алексеевский скит разрешается паломничать строго с благословения священноначалия! Женщинам вход запрещён, такое правило было заведено ещё основателем скита, что и регламентировал Скитский устав. Исключения бывают на Светлой седмице и для крестноходцев, которые раз в год приходят на престольный праздник.

В скиту нет электричества, монахи топят печи, молятся при свечах, всё так, как было сто лет назад. С Божией помощью восстановлена деревянная церковь в честь св. Серафима Саровского, там и совершается Богослужение. Реставрирован колодец, который был освящён в честь приезда Великой княгини Елисаветы Феодоровны и честь её небесной покровительницы св. Елисаветы. Пещерный храм стоит в руинах, после взрыва. Сооружено три дома, один для священнослужителей. Есть баня.


Скит – место для воюющих, для трудящихся – даёт особую благодать. Даёт тем, кто относится к нему, как к месту особого молитвенного подвига. Место полито кровью мучеников, это место для борьбы со страстями.