ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тест по биологии в 11 классе по теме «МИКРОЭВОЛЮЦИЯ».
Цель работы: оценить уровень освоения знаний обучающихся по теме «Микроэволюция».

Тестовые задания представлены в форме, отражающей специфику тестов в формате  ЕГЭ. Работа составлена с учетом особенностей контингента учащихся школы.

Структура и содержание

Работа состоит из трех частей и включает 16 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 8 заданий (1 – 8). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один правильный. За каждый правильный ответ ученик получает 1 балл.

Часть 2 включает 5 заданий (9- 13) на установление соответствия и одно задание на установление последовательности (14). Максимальное количество баллов за каждое верно выполненное задание – 2.

Часть 3 включает 2 задания (15-16 ) с развернутым ответом. Максимальное количество баллов за каждое верно выполненное задание – 3.

Максимальное количество баллов за выполненную без ошибок работу – 26 баллов.

На выполнение теста отводится 45 минут.
Шкала оценивания:

24 – 26 баллов – «5»

18 – 25 баллов – «4»

12 – 17 баллов – «3»

11 баллов и менее – «2»

Таблица1

Распределение заданий по частям

Части

работы

Число

заданий

Максимальный балл

Тип заданий

Часть 1

8

8

С выбором одного правильного ответа

Часть 2

5

10

На установление соответствия

1

2

На установление последовательности

Часть 3

2

6

Развернутый ответ на вопрос

Итого

16

26





Инструкция по выполнению работы.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа.

С целью экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям или еще раз проверить данные ответы.

Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать необходимое количество баллов.

Работа выполняется на бланках, подготовленных учителем перед началом работы.

ЧАСТЬ 1 .

К каждому заданию 1-8 даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ. В бланке ответовпод номеромзадания поставьте цифру, под которой дан верный ответ.


  1. В процессе микроэволюции образуются:

1) виды

2) классы

3) семейства

4) типы (отделы)


  1. Вследствие разрыва ареала происходит видообразование:

1) экологическое

2) генетическое

3) географическое

4) на основе полиплоидии


  1. Пример экологического видообразования:

1) сибирская и даурская лиственница

2) заяц­беляк и заяц­ русак

3) европейская и алтайская белка

4) популяции севанской форели


  1. Географическим барьером, препятствующим скрещиванию особей разных популяций вида, служит:

1) территориальная разобщенность

2) половой диморфизм

3) различие в строении полового аппарата

4) отличие в поведении в период спаривания


  1. Неограниченному росту численности популяции препятствует​:

1) моди​фи​ка​ци​он​ная изменчивость​

2) мута​​цион​ная изменчивость​

3) естествен​ный отбор​

4) искус​ствен​ный отбор​


  1. Образование новых видов в природе происходит в результате:

1) возрастного изменения особей

2) сезонных изменений

3) природоохранной деятельности человека

4) взаимодействия движущих сил эволюции


  1. Фактором эволюции, способствующим накоплению разнообразных мутаций в популяции, является:

  1. внутривидовая борьба

  2. межвидовая борьба

  3. географическая изоляция

  4. ограничивающий фактор




  1. Причиной образования новых видов по Ч. Дарвину является


  1. борьба за существование​

  2. посте​пен​ная ди​вер​ген​ция признаков​

  3. неогра​ни​чен​ное размножение​

  4. благо​при​ят​ный климат​


ЧАСТЬ 2.

В заданиях 9 - 13 необходимо установить соответствие . В бланке ответовпод номеромзадания запишите последовательность цифр в соответствии с буквами.


  1. Установите соответствие между примерами форм естественного

отбо​​ра и формой отбора.

ПРИМЕР ФОРМА ОТБОРА

А) появ​ле​ние ро​ю​щих ко​неч​но​стей у крота​ 1) движущая

Б) ограни​че​ние вы​со​кой пло​ до​ви​то​сти у птиц​ 2) стаби​ли​зиру​ю​щая​

В) «индустриальный меланизм» у бабочек

Г) возник​но​ве​ние бактерий, устой​чи​вых к​ антибиотикам

Д) сохра​не​ние новорождённых со средней мас​сой​ тела

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д














  1. Установите соответствие между характеристикой животного и критерием вида, к которому её относят.



ХАРАК​ТЕ​РИ​СТИ​КА​ КРИТЕ​РИЙ ВИДА​

А) обита​ние в по​строй​ках че​ло​ве​ка​ 1) эколо​ги​че​ский​

Б) окраска по​кро​вов тела​ 2) морфо​ло​ги​че​ский​

В) рассе​ле​ние по бе​ре​гам рек​

Г) пита​ние раз​но​об​раз​ной пищей​

Д)нали​чие ко​неч​но​стей ко​па​тель​но​го типа​

Е) разви​тие сле​пой кишки​

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е
















  1. Установите соответствие между примером и способом видообразования, который этот примериллюстрирует.



СПОСОБ

ПРИМЕР ВИДООБРАЗОВАНИЯ

А) обита​ние двух по​пу​ля​ций обык​ но​вен​но​го 1) географическое

окуня в прибрежной зоне и на боль​шой глубине озера ​ 2) эколо​ги​че​ское​

​Б) обита​ние раз​ных по​пу​ля​ций чёрного​ дрозда в

глухих лесах и вб​ли​зи жилья че​ло​ве​ка​

В) распад аре​а​ла лан​ды​ша май​ско​го на изо​ли​ро​ван​ные​участки в связи с оледенением​

Г) обра​зо​ва​ние раз​ных видов синиц на ос​но​ве пи​ще​вой​ специализации

Д) форми​ро​ва​ние лист​вен​ни​цы да​ур​​ской в резуль​та​​те расшире​ния аре​а​ла лиственницы си​бир​ской на во​сток​

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д














  1. Установите соответствие между содержанием понятия и термином, отражающим это содержание: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.



СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ



ТЕРМИН (ПОНЯТИЕ)

А) поставляет основной элементарный материал для эволюции

Б) процесс резко изменяет численность популяции

В) носит случайный и ненаправленный характер

Г) процесс вызывается избытком или недостатком пищи

Д) формирует резерв наследственной изменчивости

Е) обладает определённой периодичностью



1) Мутационный процесс

  1. Популяционные волны

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е
















  1. Установите соответствие между признаком животных и экологической группой, которую он характеризует.




ПРИЗНАК ЖИВОТНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА

А) высокая плодовитость 1) свободноживущие

Б) развитие органов чувств 2) паразиты

В)развитие со сменой хозяина

Г) наличие специальных органов

прикрепления (крючков, присосок)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


A

Б

В

Г










В задании 14 установите последовательность событий , процессов. Запишите цифры, которыми обозначены биологические события , процессы , в правильной последовательности .
14. Установите последовательность действия движущих сил эволюции.

1) борьба за существование

2) размножение особей с полезными изменениями

3) появление в популяции разнообразных наследственных

изменений

4) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

5) формирование приспособленности к среде обитания
ЧАСТЬ 3.


  1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

 

1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга.3. Популяция является структурной единицей вида.4. Популяция является движущей силой эволюции.5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.


  1. Дайте развернутый ответ на вопрос .

В чем заключаются эволюционные последствия изоляции небольшой популяции?
II вариант.

К каждому заданию 1-8 даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ. В бланке ответовпод номеромзадания поставьте цифру, под которой дан верный ответ.
1. Какой процесс лежит в основе видообразования?

1) мутационный

2) конвергенция

3) оплодотворение

4) возникновение модификаций
2. Географическое видообразование, в отличие от экологического, связано с

1) пространственной изоляцией популяций

2) сезонной изоляцией популяций

3) межвидовой и межродовой гибридизацией

4) генными и геномными мутациями