ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Примером географического видообразования может служить формирование видов
-
вьюрков, обитающих на Галапагосских островах -
окуней, обитающих на разной глубине водоёма -
синиц, питающихся разными кормами на общей территории -
воробьев, обитающих в разных районах города
-
Сезонные колебания численности леммингов — это
1) дрейф генов
2) популяционные волны
3) движущий отбор
4) мутационный процесс
-
Каковы причины многообразия видов в природе
1) сезонные изменения в природе
2) приспособленность организмов к среде обитания
3) наследственная изменчивость и естественный отбор
4) модификационная изменчивость и искусственный отбор
-
Новые виды в природе возникают в результате взаимодействия
1) приспособленности организмов и искусственного отбора
-
ненаследственных и сезонных изменений в природе -
наследственной изменчивости и естественного отбора -
ненаследственной изменчивости и колебаний численности популяций
7. Несмотря на появление мутаций в популяции, борьбу за существование между особями новый вид не может возникнуть без действия
1) искусственного отбора
2) движущего естественного отбора
3) механизма саморегуляции
4) стабилизирующего естественного отбора
8. Причиной образования новых видов, по Дарвину, является
1) постепенное расхождение в признаках у особей одного вида
2) борьба за существование
3) неограниченное размножение
4) непосредственное влияние условий среды
ЧАСТЬ 2.
В заданиях 9- 13 необходимо установить соответствие . В бланке ответовпод номеромзадания запишите последовательность цифр в соответствии с буквами.
-
Установите соответствие между при мером действия естественного
отбора и его формой.
ПРИМЕР ОТБО РА ФОРМА ОТБОРА
А) Появляются бактерии, устой чивые к антибиотикам. 1) движущий отбор
Б) Сокращается число растений клёна с ко роткими и 2) стабилизирующий очень длинными крыльями у плодов. отбор
В) На фоне закопчённых деревьев увеличивается
количество тёмных бабочек.
Г) С похолоданием климата постепенно возникают животные с густым шёрстным покровом.
Д) Строение глаза приматов не изменяется тысячи лет.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, со ответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
| | | | |
| | | | |
-
Установите соответствие между признаком, характеризующим
неясыть (семейство совиные) и критерием вида
ПРИЗНАК КРИТЕРИЙ ВИДА
А) голос самки — раскатистая басовая трель 1) физиологический
Б) питается мышевидными грызунами 2) экологический
В) гнездится в смешанных лесах
Г) охотится ночью
Д) в кладке 26 белых яиц
Е) птенцы насиживаются самкой 30 суток
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, со ответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
-
Установите соответствие между примерами и возможными способа ми видообразования, которые иллюстрируются данными примерами.
ПРИМЕРЫ СПОСОБЫ
ВИДООБРАЗОВАНИЯ
А) ранне и позднецветущие популяции 1) географическое
погремка на одном лугу 2) экологическое
Б) подвиды тигров — амурский и бенгальский
В) попу ляции форели в озере Севан, разли –
чающиеся сроками нереста
Г) возникшие в результате пищевой специа-
лизации виды синиц
Д) популяции обыкновенной белки в Цент-
ральной России и на Кавказе
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, со ответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
-
Установите соответствие между содержанием понятия и термином, отражающим это содержание: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ | | ТЕРМИН (ПОНЯТИЕ) |
А) поставляет основной элементарный материал для эволюции Б) процесс резко изменяет численность популяции В) носит случайный и ненаправленный характер Г) процесс вызывается избытком или недостатком пищи Д) формирует резерв наследственной изменчивости Е) обладает определённой периодичностью | |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
-
Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела.
ЖИВОТНОЕ ТИП ОКРАСКИ
А) медоносная пчела 1) покровительственная
Б) речной окунь 2) предупреждающая
В) божья коровка
Г) колорадский жук
Д) белая куропатка
Е) заяцбеляк
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
| | | | | |
В задании 14 установите последовательность событий , процессов. Запишите цифры, которыми обозначены биологические события , процессы , в правильной последовательности .
-
Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции.
1) сохранение темных бабочек в результате отбора
2) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды
3) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей
4) уничтожение светлых бабочек птицами
5) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную
ЧАСТЬ 3.
-
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте ошибки.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Популяция является структурной единицей живой природы. 4. Совокупность всех генов популяции называется её генофондом. 5. Численность популяции всегда стабильна. 6. Популяции одного вида генетически неоднородны, т. е. обладают различными генофондами.
-
Дайте развернутый ответ на вопрос.
Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение мимикрии у этих насекомых.
ОТВЕТЫ.
ЧАСТЬ 1 и 2 .
За правильный ответ на каждое задание 1- 8 дается 1 балл. Отсутствие ответа – 0 баллов.
За правильный ответ на каждое задание 9-14 дается 2 балла, если допущена 1 ошибка -1 балл, допущены 2 ошибки или ответ отсутствует- 0 баллов.
№ задания | Вариант 1 | Вариант 2 |
Часть 1. | ||
1. | 1 | 1 |
2. | 3 | 1 |
3. | 4 | 1 |
4. | 1 | 2 |
5. | 3 | 3 |
6. | 3 | 3 |
7. | 3 | 2 |
8. | 2 | 1 |
Часть 2. | ||
9. | 12112 | 12112 |
10. | 121122 | 122211 |
11. | 212211 | 21221 |
12. | 121212 | 121221 |
13. | 2122 | 22121 |
14. | 31425 | 24135 |
ЧАСТЬ 3.
Критерии оценивания заданий с развернутым ответом.
I вариант.
15.
Содержание верного ответа | Баллы |
Элементы правильного ответа: Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 5. 1. Популяция представляет собой совокупность особей одного (а не разных) вида, длительное время населяющих общую территорию. 4. Популяция не является движущей силой эволюции. Движущие силы — это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. 5. Личинки комаров не являются популяцией, да и виды их могут быть разными. | |
В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит лишней информации | 3 |
В ответе указаны 2- 3 ошибки, но исправлены только 2. | 2 |
В ответе указаны 1-3 ошибки, но исправлена только 1. | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
16.
Содержание верного ответа | Баллы |
Элементы ответа: 1) скрещивание в небольшой изолированной популяции приводит к повышению уровня гомозигот; 2) это приводит к снижению общей жизнеспособности популяции вследствие гомозиготности по многим рецессивным аллелям; 3) с другой стороны, повышение уровня гомозиготности дает новый материал для естественного отбора, что может привести к закреплению новых признаков. | |
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок. | 3 |
В ответе указаны 2 элемента и не содержит биологических ошибок. или , В ответе указаны 3 элемента, но допущены биологические ошибки. | 2 |
В ответе указан 1 элемент и не содержит биологических ошибок. или , В ответе указаны 2элемента, но допущены биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
II вариант.
15.
Содержание верного ответа | Баллы |
Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5. 1 — популяция – совокупность особей одного вида. 3 — популяция – структурная единица вида. 5 —численность популяции изменяется в зависимости от разных факторов | |
В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит лишней информации | 3 |
В ответе указаны 2- 3 ошибки, но исправлены только 2. | 2 |
В ответе указаны 1-3 ошибки, но исправлена только 1. | 1 |
Ответ неправильный | 0 |