Файл: Конституция рф, Федеральный закон "о прокуратуре Российской Федерации" от 17. 01.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра юриспруденции

Форма обучения: очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Прокурорский надзор



Группа Пм21Ю171в

Студент
В.И. Соболевская


МОСКВА 2023
Практическое занятие № 2

Сущность, значение прокурорского надзора

Задание 1

Заполните таблицу




Сущность прокурорского надзора

Понятие

Самостоятельный обособленный вид
государственной деятельности, реализуемый особым субъектом - централизованной единой системой органов прокуратуры путем
осуществления от имени российской федерации надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации

Основные нормативно-правовые акты, где упоминается понятие

Конституция РФ, Федеральный закон "О Прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 n 2202-1

Признаки

1. Является специфическим видом государственной деятельности, который осуществляется от имени РФ специально созданными для этого органами
2. имеет всеобъемлющий характер и распространяется на все сферы общественных отношений, к-е урегулированы нормами права
3.осуществляется исключительно в рамках, установленных нормами права
4. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением конституции и исполнением фкз и ФЗ.
5. Цель деятельности органов прокуратуры в РФ – в установлении, поддержании и укреплении режима законности в стране, а также создании правового механизма обеспечения и соблюдения прав, свобод и интересов личности, общества, государства

Пример применения

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти



Задание 2

Решите задачи, пользуясь следующим алгоритмом:

1. Внимательно прочитайте условия задачи;

2. Обозначьте вопросы, на которые необходимо ответить;

3. Определить круг нормативных актов им материалов судебной практики, необходимых для решения задачи;

4. Подберите учебную литературу, способствующую получению правильному ответу на вопросы, поставленные в задаче;

5. Проведите постатейный анализ нормативных актов и материалов судебной практики;

6. В случае возникновения затруднений нужно использовать дополнительные источники: комментарии к законом, учебные пособия, научную и специальную литературу;

7. Дайте развернутый ответ с ссылками на нормативные акты.
Задача

Проводя проверку в следственном изоляторе, прокурор установил, что Иванов содержится под стражей 90 часов без судебного решения. Иванов был задержан за заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Следователь ФСБ, в производстве которого находится уголовное дело, пояснил, что соответствующее ходатайство об аресте Иванова направлено в суд, однако судья болен, в связи, с чем не принято соответствующее решение. Какое решение должен принять прокурор в данной ситуации? На каких принципах должны основываться действия прокурора?

Ответ:
Согласно ст. 108 УПК РФ,  заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение. Такими обстоятельствами не могут являться данные, не проверенные в ходе судебного заседания, в частности результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные в нарушение требований статьи 89 УПК РФ. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:


1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

2) его личность не установлена;

3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном статьями 91 и 92 УПК РФ, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.

Статья 94 УПК РФ содержит основания освобождения подозреваемого.

Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 УПК РФ.

По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 УПК РФ.

Согласно п.3 ч.7 ст. 108 УПК РФ, рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства;

3) о продлении срока задержания. Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
Таким образом, прокурор обязан немедленно освободить подозреваемого из-под стражи.
Задание 3

Выберете один из представленных ответов:

1. Прокурорский надзор осуществляется от имени:

А. Генерального прокурора
Б. Прокуратуры
В. Российской федерации
Г. Субъекта российской федерации

2. Под понятие «прокурор» не подпадает:


А. Советник генерального прокурора
Б. Старший помощник районного прокурора
B. Начальник отдела прокуратуры
Г. Заведующий канцелярией

3. Термин «прокурорский надзор» используется для обозначения вида деятельности:

А. Правоприменительной
Б. Служебной
В. Розыскной
Г. Государственной

4. Прокурорский надзор как отрасль права представляет собой совокупность правовых:

А. Норм
Б. Гарантий
В. Актов
Г. Средств

5. Прокурорский надзор отличается от других отраслей права своими:
А. Функциями
Б. Предметом
В. Задачами
Г. Структурой

6. Прокурорский надзор как учебная дисциплина состоит из частей:

А. Одной
Б. Двух
В. Трех
Г. Четырех

7. Разглашение материалов проверок, проводимых органами прокуратуры, допускается:

А. В исключительных случаях
Б. По судебному решению
В. После завершения проверки
Г. Без разрешения прокурора

8. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия:

А. По согласованию с федеральными органами власти
Б. По согласованию с органами государственной власти субъектов российской федерации
В. По согласованию с органами местного самоуправления

Г. Без согласования с органами власти

9. Принцип независимости в деятельности прокуратуры заключается в осуществлении прокурором своих полномочий независимо от:

A. Органов системы прокуратуры
Б. Решений вышестоящего прокурора
B. Решений судебных органов
Г. Органов государственной власти
Практическое занятие № 3

Принципы прокурорского надзора

Задание 1

Заполните таблицу




Принципы прокурорского надзора

Понятие, виды

Принципы организации и деятельности прокуратуры как законодательные основополагающие начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования органов прокуратуры определяют наиболее существенные черты и признаки деятельности органов прокуратуры и прокурорского надзора;
Принцип единства, означающий, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Российской Федерации, составляют единую систему;
Принцип централизации - централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации;
Принцип законности - выступает главенствующим в деятельности прокуратуры, поскольку она подчинена интересам обеспечения исполнения законов как сердцевины законности;
Принцип независимости - прокурорский надзор состоит в том, что каждый прокурор в своей деятельности независим и при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации;
Принцип гласности - органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о состоянии законности.

Основные нормативно-правовые акты, где упоминается понятие

Конституция РФ, Федеральный закон "О Прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 n 2202-1

Признаки

1. Является специфическим видом государственной деятельности, который осуществляется от имени РФ специально созданными для этого органами
2. имеет всеобъемлющий характер и распространяется на все сферы общественных отношений, к-е урегулированы нормами права
3.осуществляется исключительно в рамках, установленных нормами права
4. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением конституции и исполнением фкз и ФЗ.
5. Цель деятельности органов прокуратуры в РФ – в установлении, поддержании и укреплении режима законности в стране, а также создании правового механизма обеспечения и соблюдения прав, свобод и интересов личности, общества, государства

Пример применения

Эта основа правового регулирования организации и деятельности прокуратуры. Они складываются непроизвольно, обусловлены целями и задачами, ставящимися государством перед прокуратурой.