Файл: Конституция рф, Федеральный закон "о прокуратуре Российской Федерации" от 17. 01.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра юриспруденции Форма обучения: очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Прокурорский надзор
Группа Пм21Ю171в
Студент
В.И. Соболевская
МОСКВА 2023
Практическое занятие № 2
Сущность, значение прокурорского надзора
Задание 1
Заполните таблицу
| Сущность прокурорского надзора |
Понятие | Самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом - централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имени российской федерации надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации |
Основные нормативно-правовые акты, где упоминается понятие | Конституция РФ, Федеральный закон "О Прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 n 2202-1 |
Признаки | 1. Является специфическим видом государственной деятельности, который осуществляется от имени РФ специально созданными для этого органами 2. имеет всеобъемлющий характер и распространяется на все сферы общественных отношений, к-е урегулированы нормами права 3.осуществляется исключительно в рамках, установленных нормами права 4. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением конституции и исполнением фкз и ФЗ. 5. Цель деятельности органов прокуратуры в РФ – в установлении, поддержании и укреплении режима законности в стране, а также создании правового механизма обеспечения и соблюдения прав, свобод и интересов личности, общества, государства |
Пример применения | Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти |
Задание 2
Решите задачи, пользуясь следующим алгоритмом:
1. Внимательно прочитайте условия задачи;
2. Обозначьте вопросы, на которые необходимо ответить;
3. Определить круг нормативных актов им материалов судебной практики, необходимых для решения задачи;
4. Подберите учебную литературу, способствующую получению правильному ответу на вопросы, поставленные в задаче;
5. Проведите постатейный анализ нормативных актов и материалов судебной практики;
6. В случае возникновения затруднений нужно использовать дополнительные источники: комментарии к законом, учебные пособия, научную и специальную литературу;
7. Дайте развернутый ответ с ссылками на нормативные акты.
Задача
Проводя проверку в следственном изоляторе, прокурор установил, что Иванов содержится под стражей 90 часов без судебного решения. Иванов был задержан за заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Следователь ФСБ, в производстве которого находится уголовное дело, пояснил, что соответствующее ходатайство об аресте Иванова направлено в суд, однако судья болен, в связи, с чем не принято соответствующее решение. Какое решение должен принять прокурор в данной ситуации? На каких принципах должны основываться действия прокурора?
Ответ:
Согласно ст. 108 УПК РФ, заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение. Такими обстоятельствами не могут являться данные, не проверенные в ходе судебного заседания, в частности результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные в нарушение требований статьи 89 УПК РФ. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:
1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;
2) его личность не установлена;
3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;
4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном статьями 91 и 92 УПК РФ, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.
Статья 94 УПК РФ содержит основания освобождения подозреваемого.
Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя или следователя, если:
1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
3) задержание было произведено с нарушением требований статьи 91 УПК РФ.
По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 УПК РФ.
Согласно п.3 ч.7 ст. 108 УПК РФ, рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:
1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу;
2) об отказе в удовлетворении ходатайства;
3) о продлении срока задержания. Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. В постановлении о продлении срока задержания указываются дата и время, до которых продлевается срок задержания.
Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.
Таким образом, прокурор обязан немедленно освободить подозреваемого из-под стражи.
Задание 3
Выберете один из представленных ответов:
1. Прокурорский надзор осуществляется от имени:
А. Генерального прокурора
Б. Прокуратуры
В. Российской федерации
Г. Субъекта российской федерации
2. Под понятие «прокурор» не подпадает:
А. Советник генерального прокурора
Б. Старший помощник районного прокурора
B. Начальник отдела прокуратуры
Г. Заведующий канцелярией
3. Термин «прокурорский надзор» используется для обозначения вида деятельности:
А. Правоприменительной
Б. Служебной
В. Розыскной
Г. Государственной
4. Прокурорский надзор как отрасль права представляет собой совокупность правовых:
А. Норм
Б. Гарантий
В. Актов
Г. Средств
5. Прокурорский надзор отличается от других отраслей права своими:
А. Функциями
Б. Предметом
В. Задачами
Г. Структурой
6. Прокурорский надзор как учебная дисциплина состоит из частей:
А. Одной
Б. Двух
В. Трех
Г. Четырех
7. Разглашение материалов проверок, проводимых органами прокуратуры, допускается:
А. В исключительных случаях
Б. По судебному решению
В. После завершения проверки
Г. Без разрешения прокурора
8. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия:
А. По согласованию с федеральными органами власти
Б. По согласованию с органами государственной власти субъектов российской федерации
В. По согласованию с органами местного самоуправления
Г. Без согласования с органами власти
9. Принцип независимости в деятельности прокуратуры заключается в осуществлении прокурором своих полномочий независимо от:
A. Органов системы прокуратуры
Б. Решений вышестоящего прокурора
B. Решений судебных органов
Г. Органов государственной власти
Практическое занятие № 3
Принципы прокурорского надзора
Задание 1
Заполните таблицу
| Принципы прокурорского надзора |
Понятие, виды | Принципы организации и деятельности прокуратуры как законодательные основополагающие начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования органов прокуратуры определяют наиболее существенные черты и признаки деятельности органов прокуратуры и прокурорского надзора; Принцип единства, означающий, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Российской Федерации, составляют единую систему; Принцип централизации - централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации; Принцип законности - выступает главенствующим в деятельности прокуратуры, поскольку она подчинена интересам обеспечения исполнения законов как сердцевины законности; Принцип независимости - прокурорский надзор состоит в том, что каждый прокурор в своей деятельности независим и при выполнении возложенных на него обязанностей руководствуется законами и изданными в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации; Принцип гласности - органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной, специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о состоянии законности. |
Основные нормативно-правовые акты, где упоминается понятие | Конституция РФ, Федеральный закон "О Прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 n 2202-1 |
Признаки | 1. Является специфическим видом государственной деятельности, который осуществляется от имени РФ специально созданными для этого органами 2. имеет всеобъемлющий характер и распространяется на все сферы общественных отношений, к-е урегулированы нормами права 3.осуществляется исключительно в рамках, установленных нормами права 4. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением конституции и исполнением фкз и ФЗ. 5. Цель деятельности органов прокуратуры в РФ – в установлении, поддержании и укреплении режима законности в стране, а также создании правового механизма обеспечения и соблюдения прав, свобод и интересов личности, общества, государства |
Пример применения | Эта основа правового регулирования организации и деятельности прокуратуры. Они складываются непроизвольно, обусловлены целями и задачами, ставящимися государством перед прокуратурой. |