Файл: Конституция рф, Федеральный закон "о прокуратуре Российской Федерации" от 17. 01.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 2
Решите задачи, пользуясь следующим алгоритмом:
1. Внимательно прочитайте условия задачи;
2. Обозначьте вопросы, на которые необходимо ответить;
3. Определить круг нормативных актов им материалов судебной практики, необходимых для решения задачи;
4. Подберите учебную литературу, способствующую получению правильному ответу на вопросы, поставленные в задаче;
5. Проведите постатейный анализ нормативных актов и материалов судебной практики;
6. В случае возникновения затруднений нужно использовать дополнительные источники: комментарии к законом, учебные пособия, научную и специальную литературу;
7. Дайте развернутый ответ с ссылками на нормативные акты.
Задача 1
В прокуратуру Одинцовского района с жалобой на незаконные действия руководителя ООО «Филимоново» Семенцовского А.Д. допущенные при увольнении его с работы, обратился гражданин Зиготчиков. Через месяц Зиготчиков получил уведомление, подписанное помощником прокурора, о том, что его обращение рассмотрено и отклонено, как необоснованное. Зиготчиков обратился к прокурору района с просьбой ознакомить его с материалами проверки жалобы и объяснить причины отказа в ее удовлетворении. Прокурор отказал в просьбе. Согласно этому ответа прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. Решите дело. Соответствуют действия должностных лиц принципам организации и деятельности прокуратуры?
Ответ:
В соответствии со ст.5 Федерального закона РФ от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.07.2017) «О прокуратуре Российской Федерации»,
Статья 5. Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора
1. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
2. Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.
3. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.
4. Ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы. Не могут быть предоставлены гражданину для ознакомления документы, имеющиеся в материалах проверки и содержащие сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина. В случае принятия решения об отказе в ознакомлении с материалами проверки гражданину разъясняется право обжаловать принятое решение вышестоящему прокурору и (или) в суд.
Таким образом, действия прокурора соответствуют принципам организации и деятельности прокуратуры, т.к. с материалами проверки Зиготчиков ознакомиться вправе, но на ознакомление должно быть получено разрешение прокурора.
Задание 3
Выберете один из представленных ответов
1. Прокуроры не обязаны информировать о состоянии законности:
A. Население
Б. Органы местного самоуправления
B. Коммерческие организации
Г. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
2. К принципам организации и деятельности органов прокуратуры не относится:
A. Гласность
Б. Законность
B. Подконтрольность
Г. Независимость.
3. Вмешательство в осуществление прокурорского надзора:
A. Допускается
Б. Допускается только со стороны Президента Российской Федерации
B. Допускается только со стороны Уполномоченного по правам
человека в Российской Федерации
Г. Не допускается
4. Требования прокурора, вытекающих из его полномочий, предусмотренных законом, обязательны для исполнения органами государства:
А. Всеми
Б. Правоохранительными
В. Исполнительными
Г. Представительными
5. Основой организации и деятельности прокуратуры является:
А. Законность
Б. Конспиративность
В. Взаимодействие с органами власти
Г. Координация
6. Основной критерий построения органов прокуратуры определяет принцип:
А. Независимости
Б. Законности
В. Единства и централизации
Г. Гласности
Практическое занятие № 4
Структура прокуратуры в Российской Федерации
Задание 1
Заполните таблицу на каждый структурно обособленный орган прокуратуры РФ
| Орган прокуратуры |
Орган | Генеральная прокуратура РФ; Прокуратуры субъектов РФ; Специализированные прокуратуры; Главные военные прокуратуры; Научные и образовательные организации; Редакции печатных изданий; |
Регламентирующие нормативно-правовые акты | Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 27.12.2019) "О прокуратуре Российской Федерации" |
Функции | 1. Надзор за исполнением законов на территории РФ, который делится на несколько направлений: а) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами и его структурными подразделениями, органами законодательной и исполнительной власти всех уровней, местного самоуправления, их должностными лицами, а также за соответствием их правовых актов действующим законам. При осуществлении надзора прокуроры могут использовать широкий круг полномочий, предоставленный им Законом о прокуратуре. Они вправе беспрепятственно входить в помещения перечисленных выше органов и учреждений, требовать представления необходимых документов и справок, выделения определенных специалистов для выяснения возникших вопросов, проводить проверки по поступившим материалам, вызывать граждан и должностных лиц для получения объяснений и т.д. Прокуроры следующим образом реагируют на выявленные факты нарушения законов: выносят представления об устранении нарушений, протесты на противоречащий закону правовой акт, обращаются в суд или арбитражный суд с требованием признания конкретного правового акта недействительным, выносят постановления об освобождении незаконно задержанного несудебным органом лица, постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, уголовного дела и т.д. Представления обязательно должны быть исполнены в течение месяца, протесты — в течение 10 дней с письменным уведомлением об исполнении; б) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми государственными органами, органами местного самоуправления, коммерческими организациями и др. Органы прокуратуры в плане реализации этого направления рассматривают заявления и жалобы граждан, принимают определенные меры к устранению фактов нарушения их прав и свобод; в) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная пограничная служба РФ, Министерство внутренних дел РФ Департамент налоговой полиции РФ и др.), дознание и предварительное следствие (полномочия прокуроров в отношении органов, производящих дознание и предварительное следствие, определены Уголовно-процессуальным законодательством РФ в довольно широком объеме: отмена незаконных постановлений, проверка уголовных дел, указания следователям и дознавателям, санкции на обыск и арест и т. д.); г) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, а также изоляторов временного содержания и следственных изоляторов. Для осуществления данного направления надзора прокурор вправе посещать в любое время указанные учреждения, опрашивать там задержанных, заключенных под стражу, осужденных, знакомиться с документами и оперативными материалами. Прокурор обязан немедленно своим постановлением освободить незаконно содержащегося в местах лишения свободы, судебно-психиатрических учреждениях и т. д. 2. Осуществление уголовного преследования, т. е. осуществление в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ определенных действий: возбуждение уголовных дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, санкции в виде задержания и ареста, направление уголовного дела в суд и т. д. 3. Участие в рассмотрении дел судами. Прокурор в соответствии с УПК и Гражданско-процессуальным кодексом РФ участвует при рассмотрении уголовных и гражданских дел в судах. В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор поддерживает обвинение, принимает активное участие в судебном следствии, выступает с обвинительной речью и т. д. В рассмотрении гражданских дел прокурор преследует цель защиты прав граждан и государства. Он может знакомиться с материалами гражданских дел, представлять доказательства суду и т. д. В случае, если прокурор считает, что приговор или решение суда незаконным, он может вынести кассационный или частный протест. Прокурор вправе затребовать любое дело в суде, если приговор или решение суда вступили в законную силу. 4. Координация работы правоохранительных органов в области борьбы с преступностью. Прокуратура является инициатором проведения координационных совещаний с представителями органов внутренних дел, службы безопасности, налоговой полиции, таможенных органов, юстиции по заранее определенной повестке. Решения таких координационных совещаний носят рекомендательный характер, вырабатывают приоритетные направления правоохранительной деятельности, определяют формы и методы предотвращения и пресечения отдельных видов преступлений. |
Полномочия | 1. Как и вся прокуратура в целом, осуществляет прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры; 2. Выпускает специальные издания, к примеру, ежемесячный журнал Законность; 3. Осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними; 4. Заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью; 5. Участвует в разработке международных договоров Российской Федерации; 6. осуществляет оперативное управление имеющимися у ней объектами социально-бытового и хозяйственного назначения; |
Задание 2
Выберете один из представленных ответов
1. Коллегия Генеральной прокуратуры РФ является…
А) законодательным органом;
Б) руководящим органом;
В) совещательным органом.
2. Общее руководство прокуратурой Российской Федерации осуществляет:
А) коллегия Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
Б) генеральный прокурор РФ;
В) главное управление прокуратуры.
3. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается
от должности…
А) Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению
Президента РФ;
Б) Государственной Думой РФ по представлению Президента РФ;
В) Президентом РФ.
4. Срок полномочий Генерального прокурора РФ
А) три года;
Б) четыре года;
В) пять лет.
5. Могут ли прокуроры и следователи органов прокуратуры, быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления?
Б) нет;
В) да, но только в общественных организациях;
Г) да, но только в политических объединениях.
6. Правотворческая деятельность органов и должностных лиц прокуратуры выражается в следующем:
А) присутствие на заседаниях палат Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ и органов местного самоуправления;
Б) требовать точного и единообразного исполнения действующего законодательства; внесение в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов;
В) во всех вышеперечисленных функциях.
7. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:
А) Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные
к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
Б) Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
В) Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.