Файл: Актуальность выбранной темы дипломного реферата. Цель работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Антон Григорьевич Рубинштейн является одной из крупнейших фигур русской музыкальной культуры второй половины XIX века. Значимость и влиятельность его были обусловлены сочетанием в одном лице гениального пианиста, крупнейшего организатора музыкальной жизни и музыкального образования, талантливого дирижера и, наконец, композитора, отличавшегося необычайной продуктивностью. Однако на сегодняшний день из его огромного творческого наследия, охватывающего почти все музыкальные жанры, в исполнительском репертуаре остается лишь небольшое количество произведений, сохраняющих свою эстетическую ценность. Подобное несоответствие сам Рубинштейн объяснял следующим образом: «Бывают художники (живописцы, скульпторы и др.), которые работают всю свою жизнь над одним и тем же произведением, чтобы довести его до совершенства; бывают другие, которые за всю свою жизнь создают неисчислимое количество работ, далеких, однако, от совершенства. Последнее мне кажется более логичным. Абсолютного совершенства в человеческом произведении не может быть, но в несовершенных произведениях может быть сколько угодно прекрасного и достойного оценки» [15, 120]. Эти слова автора в полной мере можно отнести к его наиболее известному и значительному произведению - опере «Демон».
Опера «Демон» неоднократно ставилась в самых разных театрах у нас в стране на протяжении всего ХХ века. Притягательность и востребованность ее объясняется прежде всего «вечным» сюжетом М.Ю.Лермонтова и сложным, неоднозначным образом главного героя, свою трактовку которого предлагал каждый его исполнитель. Новая постановка была осуществлена не так давно – 30 января 2015 года на сцене Московской филармонии с участием хора Московского театра «Геликон-опера», Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова и Дмитрия Хворостовского в главной роли. Этим объясняется актуальность выбранной темы дипломного реферата.
Цель работы: выявить особенности музыкальной характеристики образа Демона в одноименной опере А. Рубинштейна.
Для ее достижения ставятся следующие задачи:
- осуществить обзор оперного творчества А. Рубинштейна;
- сравнить содержание литературного первоисточника и либретто оперы;
- проанализировать музыкальную характеристику главного героя оперы;
- выявить особенности трактовки образа Демона в исполнении Д. Хворостовского.
В соответствии с идеей и поставленными задачами выстраивается структура работы: Введение, две главы, Заключение, список литературы и приложение с нотными примерами.
Объектом исследования является опера «Демон». Предметом – музыкальная характеристика главного героя.
Литература, посвященная данному произведению, как ни странно, немногочисленна и в большинстве своем относится к 50-м – 70-м годам прошлого века. Это небольшая работа С. Шейна «”Демон“ А. Рубинштейна», которая относится к разряду популярных «путеводителей по русской музыке». В капитальной 2-хтомной монографии Л. Баренбойма подробно рассматривается история создания либретто, а в анализе музыки затрагивается лишь вопрос ее интонационного единства и отображение в музыке Востока (автор оговаривает, что детальный анализ оперы в рамках его исследования был бы неуместен). Работы А. Гозенпуда, посвященные русскому оперному театру, в основном касаются особенностей сценических постановок «Демона» в разные годы и исполнительских трактовок главных ролей. Один из последних трудов – вузовский учебник «История русской музыки» (2-ой том), где в разделе, посвященном творчеству А. Г. Рубинштейна, представлен достаточно обобщенный анализ оперы «Демон». Подробный анализ характеристики главного героя к настоящему моменту в исследовательской литературе отсутствует.
Композиция работы выглядит следующим образом:
Введение содержит определение цели и задач реферата и краткий обзор использованной литературы.
Первая глава «Опера «Демон» в контексте оперного творчества А.Рубинштейна» - состоит из 2-х разделов. В первом дается обзор оперного творчества композитора с более подробным рассмотрением жанра лирической оперы. Во втором содержание либретто оперы «Демон» сравнивается с его литературным первоисточником.
Вторая глава «Воплощение образа главного героя в опере «Демон» - также состоит из 2-х разделов. Первый содержит анализ музыкальной характеристики главного героя оперы. Во втором рассматриваются особенности трактовки образа Демона Дмитрием Хворостовским в постановке 2015 года.
Заключение содержит итоговые выводы по содержанию реферата.
Список литературы насчитывает 18 наименований. Приложение 1 включает 5 нотных примеров. Приложение 2 - фотоиллюстрации.
ГЛАВА 1. ОПЕРА «ДЕМОН» В КОНТЕКСТЕ ОПЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА А.Г. РУБИНШТЕЙНА
1.1. Оперное творчество А. Рубинштейна
Композиторское наследие А. Рубинштейна огромно в количественном и весьма разнообразно в жанровом отношении. Однако ведущее место в нем безусловно принадлежит опере. К этому жанру композитор обращался постоянно на протяжении всей своей почти полувековой творческой деятельности. Первая опера, «Куликовская битва», была написана в 1850 году и поставлена спустя два года в Большом театре. Последняя, «Горюша», созданная в 1888-м, увидела свет рампы Мариинского театра в 1889 году.
Как известно, отношение к композиторскому творчеству Рубинштейна в России было достаточно неоднозначным, зачастую предвзятым. Добиваться и ожидать постановки своих произведений ему порой приходилось годами. «Русская императорская Дирекция театров меня всегда игнорировала… официальный мир меня не почитает», – признавался композитор на склоне лет [13; 97]. Неудивительно, что премьеры большинства его оперных опусов впервые проходили за границей, в театрах западноевропейских стран, где он уже в юности приобрел известность. Лишь некоторые оперы были впервые поставлены в России, другие в Веймаре, Вене, Дрездене, Берлине, Гамбурге (в последнем городе состоялись премьеры четырех опер). Поэтому в круг либреттистов, с которыми работал Рубинштейн, наряду с отечественными, входят и немецкие авторы. В разные годы Рубинштейн сотрудничал с В. А. Соллогубом и В. Р. Зотовым («Куликовская битва», по В. А. Озерову), Д. В. Аверкиевым («Горюша», по его же повести «Хмелевая ночь»); из зарубежных авторов – с Г.С. Мозенталем («Дети степей», «Маккавеи»), Ю. Роденбергом («Фераморс», по Т. Муру). Либретто оперы «Дети степей» было переведено с немецкого языка Аполлоном Григорьевым. А по заказу парижской Grand Opera был написан «Нерон» на французском языке (либретто Ж.Барбье).
Следует отметить, что композитора особенно привлекало творчество Лермонтова, к которому он обращался в течение 1850-х – 70-х годов. По его поэмам написаны оперы «Месть» («Хаджи Абрек»), «Демон» и «Купец Калашников», а также созданы несколько романсовых опусов и «Русалка» для контральто с женским хором и оркестром.
Картина оперного наследия Рубинштейна весьма пестра. Его оперы представляют собой довольно широкий в жанровом и тематическом отношении спектр. Здесь имеют место такие жанровые наклонения, как: лирическая («Фераморс», 1862; «Демон», 1871), комическая («Среди разбойников», 1883, «Попугай», 1884), традиционная большая опера («Нерон», 1876); чертами большой оперы отмечены и такие разные оперы, как «Купец Калашников» (1879) и «Маккавеи» (1884). Сюжеты рубинштейновских опер связаны с историческими событиями («Куликовская битва», «Нерон») и с библейской мифологией («Маккавеи» и духовные оперы-оратории), с ориентальной и цыганской романтикой («Фераморс» и «Дети степей»), с русским историческим бытом («Сибирские охотники», «Горюша», 1888), с персидской сказкой («Попугай», 1884).
Как отмечает исследователь: «Вопрос о том, каково в истории музыки значение произведений, не принадлежащих к шедеврам, но отразивших характерные тенденции времени или оказавших воздействие на вершинные достижения в следующие годы, весьма непрост» [2, 75]. Очевидно, что оперные сочинения Рубинштейна долго сохраняли в глазах современников жизненность и привлекательность. Объяснение этого видится в том, что многие его оперы общими и частными сторонами вливаются в основное русло отечественной и европейской оперности и являются примерами (пусть не слишком убедительными в художественном отношении) решения задач, выдвигавшихся художественной культурой.
Так, первая опера «Куликовская битва» явно имела в качестве ориентира «Жизнь за царя» Глинки с ее героико-исторической концепцией и патриотической идеей. Известно также, что в начале 50-х годов Рубинштейн принимался за оперу «Стенька Разин», однако замысел этот не осуществился по цензурным соображениям. Сюжет оперы «Купец Калашников» органично вписывается в историческую тематику, столь характерную для 60-х – рубежа 70-х годов (к этому времени относятся «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Воевода» Чайковского). Замысел «Стеньки Разина» в этом ряду – один из самых ранних. Известно, что Римский-Корсаков писал «Псковитянку» на либретто, сделанное по драме Л. А. Мея В. В. Крестовским для Рубинштейна в середине 60-х годов. В последние годы жизни Антон Григорьевич возвращался к мысли о либретто «непременно на историческую тему с невыдуманными действующими лицами», в качестве которых он представлял Петра I и царевича Алексея.
Особого внимания заслуживают духовные оперы-оратории А.Г. Рубинштейна. Духовная опера – жанр для русской музыки необычный. Однако Рубинштейн придавал ему большое значение. Будучи атеистом, он тем не менее был убежден, что сочинения духовного характера оказывают огромное этическое воздействие на аудиторию, а их сценическое воплощение усилит такое воздействие. Все зрелые годы своей творческой жизни композитор вынашивал идею создания театра духовной оперы, где можно было бы ставить подобные произведения на библейско-евангельскую тематику: оратории Генделя и Баха, Гайдна, Мендельсона и Листа.
Из биографии музыканта видно, что первоначальные мотивы обращения к данному жанру были связаны с потребностью утвердить свое имя в западно-европейской музыкальной культуре, а также с влиянием Мендельсона и особенно Листа. Композитор проявлял активный интерес к жанру духовной оперы еще и потому, что последний отвечал его склонности к монументальным формам и музыке возвышенного характера. В 1869 году он создает «Вавилонское столпотворение» (духовная опера-оратория в 1 действии) на известный библейский сюжет. Вслед за ней появляются «Суламифь» (библейское представление в 5 картинах, 1883), а в последние годы жизни «Моисей» (1891) и «Христос» (1893). К этому же ряду следует отнести раннюю ораторию «Потерянный рай» (1858) и написанных в 1874 году «Маккавеев». Все перечисленные произведения отличают эпическая неторопливость развертывания событий, музыка, написанная «крупным штрихом», и огромная роль хора. Интересно, что позже музыкальный критик, эстетик и композитор А. П. Коптяев считал духовные оперы лучшим из того, что создал Рубинштейн.
Рубинштейн придавал этим сочинениям большое значение. С художественной, собственно музыкальной точки зрения духовные оперы Рубинштейна написаны в традициях Генделя и еще более – Мендельсона. Наиболее удачны в них хоры. В "Вавилонском столпотворении" лучшие страницы – именно хоровые, рисующие споры, столкновения людей, ангелов и демонов, что несомненно впоследствии повлияло на появление аналогичных сцен в опере «Демон» (пролог и эпилог). А образ мятежного Немврода, как уже ранее образ Люцифера из "Потерянного рая", предвосхищает характерные черты главного героя лучшей рубинштейновской оперы - Демона.
«Духовные оперы» Рубинштейна (как известно, сам он не делал различия между своими ораториями и духовными операми) часто звучали на концертной эстраде и в России, и за границей. Однако главный вклад Рубинштейна в развитие отечественного оперного творчества связан с жанром лирической оперы. Предпосылки этого жанра возникли на русской почве задолго до Рубинштейна, а в «Русалке» и «Каменном госте» Даргомыжского реализовались уже в значительной степени, хотя и по-разному. Но только в произведениях Рубинштейна, а затем Чайковского русская лирическая опера предстает сложившимся явлением, а «Демон», «Евгений Онегин» и «Иоланта» справедливо считаются ее вершинами.
Возникновение лирической оперы во второй половине XIX века стало выражением одной из основных тенденций романтического искусства. Процесс формирования и развития нового жанра разворачивался параллельно в европейской и русской музыкальной культуре. В европейском оперном театре лирическое направление вскоре становится основополагающим, на протяжении нескольких десятилетий оно получает последовательное развитие в творчестве прежде всего французских композиторов. В его рамках возникают такие шедевры, как «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Миньон» и «Гамлет» А. Тома, «Самсон и Далила» К.Сен-Санса, «Манон» и «Вертер» Ж. Массне.
Безусловно Рубинштейн был знаком с образцами французских лирических опер, с влиянием которых обычно связывают эту жанровую разновидность в русской музыкальной культуре. Однако рассматривать лирические оперы Рубинштейна как подражательное явление абсолютно несправедливо. «Говоря о связи Рубинштейна с французской лирической оперой, следует отметить, что он отнюдь не был эпигоном течения, а его современником и во многом творческим "попутчиком"», – указывает Д. В. Житомирский [8, 98].
Для развития лирической оперы на русской почве имелись свои предпосылки. Углубленный психологизм характеризовал в те десятилетия и русскую литературу, и портретную живопись, что наложило отпечаток и на оперную культуру. Когда Чайковский писал в связи с «Онегиным», что