Файл: Актуальность выбранной темы дипломного реферата. Цель работы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Его единственная надежда и смысл дальнейшего существования – любовь, сильная и свободная, которая может принести ему обновление, духовное возрождение и обретение утраченного единства со всем миром и с творцом. Сценический костюм – черная рубашка и брюки – и длинные седые волосы подчеркивают импозантность и вековую мудрость этого героя.
Уже в первом монологе «Проклятый мир» исполнитель передает усталость и разочарование своего героя. Его проклятия скорее словесные, чем ощутимые внутри. Из начальных фраз героя он выделяет «Несчастный мир!», что воспринимается скорее как сочувствие миру, в котором герой не находит истинной любви Создателя. В интонациях нет ни напора, ни злобы, это скорее констатация факта. Настоящая мощь выражается в среднем разделе монолога («Я захочу – и разнесу леса и рощи ураганом»), где сила голоса певца перекрывает «бурю» в оркестре. Но в заключительных фразах («… все проклинаю, все ненавижу!») эмоции снова сдержанны, вместо ненависти ощущаются досада и презрение. Лишь когда вступает Ангел, в дуэте-споре с ним проявляется подлинный характер Демона-Хворостовского: он страстно отстаивает свое право на свободу и свое понимание настоящей любви («Хочу свободы я и страсти, а не покой»). Несмотря на то, что в этом фрагменте партии много коротких шестнадцатых нот, Хворостовский соединяет их в одну вокальную линию, добавляя персонажу лиричности и одновременно силы, но в то же время подчеркивая в обращении с Ангелом гордость и надменность, презрение к «рабской любви» своего противника.
Первое ариозо Демона, обращенное к Тамаре («Дитя, в объятиях твоих»), певец исполняет властно и мощно: Демон уверен, что нашел подругу, достойную себя, и готов положить к ее ногам весь мир.
Речитатив Демона над спящим Синодалом («Спи, спи, не видать тебе Тамары!») звучит без злобы и сарказма, тихо и спокойно. Князь не соперник Демону, он уже обречен им на гибель.
Во втором акте в большом ансамбле с хором сочувствующих Тамаре, потрясенной гибелью жениха, голос Демона-Хворостовского («Не плачь, дитя, не плачь напрасно») буквально парит над хором и оркестром. При этом он звучит очень мягко, утешающе, говоря о напрасно проливаемых героиней слезах. Зато совсем иначе артист исполняет знаменитый центральный романс-ариозо «На воздушном океане».
Большинство исполнителей трактуют этот вокальный номер традиционно как колыбельную, призванную успокоить и утешить отчаявшуюся Тамару, и проводят весь первый раздел легким звуком на p или pp. Демон Хворостовского является здесь как представитель высшего, надземного мира, космоса. Он не утешает и не убаюкивает, он властно убеждает Тамару отрешиться от всего мелкого, земного. Артист исполняет свою партию на большом дыхании и сильном посыле звука, как минимум на mf. Здесь в полной мере проявляется прекрасный тембр голоса Хворостовского и его великолепное легато. «Безграничное» по силе и длительности вокальное дыхание певца заставляет ощутить настоящую внутреннюю мощь Демона.
В начале 3-го акта во втором диалоге-споре с Ангелом герой Хворостовского твердо отвергает все притязания своего соперника, утверждая свое превосходство, свое право на любовь: «Здесь больше нет твоей святыни, здесь я владею, я люблю!» Последние слова, в отличие от предыдущих, звучат не грозно-утвердительно, а мягко и проникновенно, выявляя истинность и искренность чувства героя.
В большой дуэтной сцене с Тамарой Демон Хворостовского предстает как абсолютно лирический герой. Ради этого артист изменяет установленные автором темпы. Третий романс «Я тот, которому внимала», являющийся по сути признанием–исповедью, исполняется не Moderato con moto, a фактически Andante. Это позволяет исполнителю добиться большего legato и, соответственно, большей теплоты и задушевности. Артист нигде не форсирует звучание: его герой стремится не поразить Тамару своим откровением, а убедить в искренности своих чувств. Напротив, следующее ариозо «Меня добру и небесам…» вместо Andante артист исполняет как раз Moderato con moto, более взволнованно и воодушевленно, так как именно здесь Демон говорит Тамаре о своей любви.
В ариозо «О, если б ты могла понять» вновь быстрый темп Allegro moderato меняется на более медленный: Демон раскрывает Тамаре свою тоску одиночества и страдания. Ключевыми для исполнителя стали слова: «Моя ж печаль бессменна тут, и ей конца, как мне, не будет». Весь этот эпизод пронизан чувством глубокой печали и душевного страдания.
Ариозо-клятва Демона звучит у Хворостовского поначалу спокойно и торжественно, но постепенно со все большим воодушевлением. Его герой готов искренне примириться с небом и встать на сторону добра.
Только в последнем эпизоде дуэта в интонациях Демона слышится настойчивость и страстность. Его обращения к мятущейся Тамаре «Люби меня!» воспринимаются уже почти как требование, а не просьба.
Смерть Тамары становится страшным ударом для героя. Только теперь он превращается у Хворостовского в настоящего Духа Зла. Его последние слова-проклятья всему миру исполнены гнева и ненависти к небесам, отнявшим у него надежду на счастье и обновление. Кульминацией звучит последняя нота героя – соль первой октавы («Проклятье всем!..»). С отчаянием смотрит он на удаляющуюся от него в объятия Ангела душу Тамары.
Для Дмитрия Хворостовского Демон стал последней, 27 партией в опере. По воспоминаниям самого исполнителя, он очень кропотливо работал над ролью, собирая по крупицам штрихи, оттенки, исполнительские приемы. Слушал записи таких певцов как М. Баттистинни, Ф. Шаляпин, Т.Руффоо, М. Максаков. Из советских певцов, по мнению Хворостовского, Георг Отс исполнил «Демона» гораздо интереснее именитых солистов Большого театра.
Учитывая вышеизложенное, можно сказать что Демон у Хворостовского получился с одной стороны «собирательным» персонажем с исполнительской точки зрения, а с другой стороны великий артист добавил свой выразительный вклад в этот безусловно сложный, неоднозначный, но притягивающий внимание образ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опера А. Г. Рубинштейна «Демон» стала первым образцом жанра лирической оперы в истории отечественного оперного театра. Взяв за основу либретто сюжет одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова, композитор выделил и существенно усилил в нем, по сравнению с первоисточником, лирическую линию, связанную с взаимоотношениями главных героев. Опера Рубинштейна вобрала в себя типичные черты названного жанра, что проявилось в смещении акцента с внешней событийности на внутреннюю жизнь героев (это особенно ярко проявилось в третьем действии оперы), повышенном внимании к развитию их чувств и переживаний; фоновой роли массовых бытовых сцен; воссоздании локального колорита (в данном случае – кавказского); преобладании сцен сквозного развития; демократичности музыкальной стилистики, выразившейся в господстве романсовой стихии. Перечисленные черты составили основу жанровой модели лирической оперы, которая в дальнейшем получила плодотворное развитие в оперных произведениях ученика Рубинштейна - П. И. Чайковского.
В опере Рубинштейна перед слушателями предстал новый главный герой, непривычный для русской оперной сцены. Демон действительно явился одним из первых героев, в трактовке которого акцентировались не социально-бытовое, героико-патриотическое или народно-историческое начало (что так яростно отстаивали члены «Могучей кучки»), а чувства и переживания, движения души персонажа. Демон Рубинштейна был мало похож и на всесильного духа ада. Композитор придал ему черты, сближающие его с другим лермонтовским героем – Печориным, - страдающего эгоиста, одинокого в своем безразличии к судьбам других людей. Необычной была и тембровая составляющая характеристики героя, вопреки традиции предназначенная баритону. Образ Демона несомненно оказал влияние на создание Чайковским образа главного героя в опере «Евгений Онегин».
Композитор раскрывает образ главного героя в различных гранях. Его Демон – и мятежный бунтарь, восставший против диктатуры Бога, и лирический герой, впервые познавший истинную любовь
, и фантастическое существо из иного, надземного мира, и, в конечном итоге, Дух Зла, воплощение темной силы. Такая многогранная характеристика позволяла каждому исполнителю выбирать свою трактовку образа Демона, расставлять свои акценты в партии героя, выделяя то, что было ближе его творческой индивидуальности и художественному мышлению.
Одна из последних исполнительских интерпретаций образа Демона принадлежит выдающемуся певцу современности Дмитрию Хворостовскому, который создал своего героя, не похожего не предшественников, в постановке 2015 года. Демон Хворостовского безусловно положительный герой: сколько бы зла он ни сотворил, он обладатель высшей ценности – свободы. Артист показал самоуверенного, гордого и сильного персонажа, в котором сознание собственной нечеловеческой мощи сочетается с лиризмом. Его демонизм проявляется не в злобе и агрессивности, а во внутренней силе и величии души. Его герою чужды мелкие временные эмоции. Его чувства так же масштабны, как и он сам. Его любовь – не страсть, а великое чувство великого, воистину неземного существа. Ради этого артист не побоялся изменять авторские темпы и динамические оттенки.
Если Демона Шаляпина современники сравнивали с поверженным, но не сломленным Демоном М. Врубеля, то героя Д. Хворостовского в большей степени можно сравнить с врубелевским «Демоном сидящим», исполненным внешней мощи и внутренней силы, но глубоко одиноким среди вечного холода космоса, с глазами, исполненными тоски и со слезой на щеке. Демон Хворостовского безусловно открыл новую страницу в исполнительской истории оперы Рубинштейна и его главного героя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеев, А. Антон Рубинштейн /А. Алексеев.– М.; Л.: Музгиз, 1945. – 46 с.
2. Баренбойм, Л. А. А. Г. Рубинштейн: жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. Т.1: 1829—1867 / Л. А. Баренбойм. – Л.: Музиздат, 1957. – 454 с.
3. Гозенпуд, А. Русский оперный театр века: 1873 – 1889. /А. Гозенпуд. – Л., Музыка. – 1973. – 327 с.
4. Гозенпуд, А. Русский оперный театр между двух революций (1905 – 1917) / А. Гозенпуд. – Л., Музыка. – 1975. – 367 с.
5. «Демон» А.Г. Рубинштейна – 3-е изд. – М.: Музыка, 1980. – 62 с.
Уже в первом монологе «Проклятый мир» исполнитель передает усталость и разочарование своего героя. Его проклятия скорее словесные, чем ощутимые внутри. Из начальных фраз героя он выделяет «Несчастный мир!», что воспринимается скорее как сочувствие миру, в котором герой не находит истинной любви Создателя. В интонациях нет ни напора, ни злобы, это скорее констатация факта. Настоящая мощь выражается в среднем разделе монолога («Я захочу – и разнесу леса и рощи ураганом»), где сила голоса певца перекрывает «бурю» в оркестре. Но в заключительных фразах («… все проклинаю, все ненавижу!») эмоции снова сдержанны, вместо ненависти ощущаются досада и презрение. Лишь когда вступает Ангел, в дуэте-споре с ним проявляется подлинный характер Демона-Хворостовского: он страстно отстаивает свое право на свободу и свое понимание настоящей любви («Хочу свободы я и страсти, а не покой»). Несмотря на то, что в этом фрагменте партии много коротких шестнадцатых нот, Хворостовский соединяет их в одну вокальную линию, добавляя персонажу лиричности и одновременно силы, но в то же время подчеркивая в обращении с Ангелом гордость и надменность, презрение к «рабской любви» своего противника.
Первое ариозо Демона, обращенное к Тамаре («Дитя, в объятиях твоих»), певец исполняет властно и мощно: Демон уверен, что нашел подругу, достойную себя, и готов положить к ее ногам весь мир.
Речитатив Демона над спящим Синодалом («Спи, спи, не видать тебе Тамары!») звучит без злобы и сарказма, тихо и спокойно. Князь не соперник Демону, он уже обречен им на гибель.
Во втором акте в большом ансамбле с хором сочувствующих Тамаре, потрясенной гибелью жениха, голос Демона-Хворостовского («Не плачь, дитя, не плачь напрасно») буквально парит над хором и оркестром. При этом он звучит очень мягко, утешающе, говоря о напрасно проливаемых героиней слезах. Зато совсем иначе артист исполняет знаменитый центральный романс-ариозо «На воздушном океане».
Большинство исполнителей трактуют этот вокальный номер традиционно как колыбельную, призванную успокоить и утешить отчаявшуюся Тамару, и проводят весь первый раздел легким звуком на p или pp. Демон Хворостовского является здесь как представитель высшего, надземного мира, космоса. Он не утешает и не убаюкивает, он властно убеждает Тамару отрешиться от всего мелкого, земного. Артист исполняет свою партию на большом дыхании и сильном посыле звука, как минимум на mf. Здесь в полной мере проявляется прекрасный тембр голоса Хворостовского и его великолепное легато. «Безграничное» по силе и длительности вокальное дыхание певца заставляет ощутить настоящую внутреннюю мощь Демона.
В начале 3-го акта во втором диалоге-споре с Ангелом герой Хворостовского твердо отвергает все притязания своего соперника, утверждая свое превосходство, свое право на любовь: «Здесь больше нет твоей святыни, здесь я владею, я люблю!» Последние слова, в отличие от предыдущих, звучат не грозно-утвердительно, а мягко и проникновенно, выявляя истинность и искренность чувства героя.
В большой дуэтной сцене с Тамарой Демон Хворостовского предстает как абсолютно лирический герой. Ради этого артист изменяет установленные автором темпы. Третий романс «Я тот, которому внимала», являющийся по сути признанием–исповедью, исполняется не Moderato con moto, a фактически Andante. Это позволяет исполнителю добиться большего legato и, соответственно, большей теплоты и задушевности. Артист нигде не форсирует звучание: его герой стремится не поразить Тамару своим откровением, а убедить в искренности своих чувств. Напротив, следующее ариозо «Меня добру и небесам…» вместо Andante артист исполняет как раз Moderato con moto, более взволнованно и воодушевленно, так как именно здесь Демон говорит Тамаре о своей любви.
В ариозо «О, если б ты могла понять» вновь быстрый темп Allegro moderato меняется на более медленный: Демон раскрывает Тамаре свою тоску одиночества и страдания. Ключевыми для исполнителя стали слова: «Моя ж печаль бессменна тут, и ей конца, как мне, не будет». Весь этот эпизод пронизан чувством глубокой печали и душевного страдания.
Ариозо-клятва Демона звучит у Хворостовского поначалу спокойно и торжественно, но постепенно со все большим воодушевлением. Его герой готов искренне примириться с небом и встать на сторону добра.
Только в последнем эпизоде дуэта в интонациях Демона слышится настойчивость и страстность. Его обращения к мятущейся Тамаре «Люби меня!» воспринимаются уже почти как требование, а не просьба.
Смерть Тамары становится страшным ударом для героя. Только теперь он превращается у Хворостовского в настоящего Духа Зла. Его последние слова-проклятья всему миру исполнены гнева и ненависти к небесам, отнявшим у него надежду на счастье и обновление. Кульминацией звучит последняя нота героя – соль первой октавы («Проклятье всем!..»). С отчаянием смотрит он на удаляющуюся от него в объятия Ангела душу Тамары.
Для Дмитрия Хворостовского Демон стал последней, 27 партией в опере. По воспоминаниям самого исполнителя, он очень кропотливо работал над ролью, собирая по крупицам штрихи, оттенки, исполнительские приемы. Слушал записи таких певцов как М. Баттистинни, Ф. Шаляпин, Т.Руффоо, М. Максаков. Из советских певцов, по мнению Хворостовского, Георг Отс исполнил «Демона» гораздо интереснее именитых солистов Большого театра.
Учитывая вышеизложенное, можно сказать что Демон у Хворостовского получился с одной стороны «собирательным» персонажем с исполнительской точки зрения, а с другой стороны великий артист добавил свой выразительный вклад в этот безусловно сложный, неоднозначный, но притягивающий внимание образ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опера А. Г. Рубинштейна «Демон» стала первым образцом жанра лирической оперы в истории отечественного оперного театра. Взяв за основу либретто сюжет одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова, композитор выделил и существенно усилил в нем, по сравнению с первоисточником, лирическую линию, связанную с взаимоотношениями главных героев. Опера Рубинштейна вобрала в себя типичные черты названного жанра, что проявилось в смещении акцента с внешней событийности на внутреннюю жизнь героев (это особенно ярко проявилось в третьем действии оперы), повышенном внимании к развитию их чувств и переживаний; фоновой роли массовых бытовых сцен; воссоздании локального колорита (в данном случае – кавказского); преобладании сцен сквозного развития; демократичности музыкальной стилистики, выразившейся в господстве романсовой стихии. Перечисленные черты составили основу жанровой модели лирической оперы, которая в дальнейшем получила плодотворное развитие в оперных произведениях ученика Рубинштейна - П. И. Чайковского.
В опере Рубинштейна перед слушателями предстал новый главный герой, непривычный для русской оперной сцены. Демон действительно явился одним из первых героев, в трактовке которого акцентировались не социально-бытовое, героико-патриотическое или народно-историческое начало (что так яростно отстаивали члены «Могучей кучки»), а чувства и переживания, движения души персонажа. Демон Рубинштейна был мало похож и на всесильного духа ада. Композитор придал ему черты, сближающие его с другим лермонтовским героем – Печориным, - страдающего эгоиста, одинокого в своем безразличии к судьбам других людей. Необычной была и тембровая составляющая характеристики героя, вопреки традиции предназначенная баритону. Образ Демона несомненно оказал влияние на создание Чайковским образа главного героя в опере «Евгений Онегин».
Композитор раскрывает образ главного героя в различных гранях. Его Демон – и мятежный бунтарь, восставший против диктатуры Бога, и лирический герой, впервые познавший истинную любовь
, и фантастическое существо из иного, надземного мира, и, в конечном итоге, Дух Зла, воплощение темной силы. Такая многогранная характеристика позволяла каждому исполнителю выбирать свою трактовку образа Демона, расставлять свои акценты в партии героя, выделяя то, что было ближе его творческой индивидуальности и художественному мышлению.
Одна из последних исполнительских интерпретаций образа Демона принадлежит выдающемуся певцу современности Дмитрию Хворостовскому, который создал своего героя, не похожего не предшественников, в постановке 2015 года. Демон Хворостовского безусловно положительный герой: сколько бы зла он ни сотворил, он обладатель высшей ценности – свободы. Артист показал самоуверенного, гордого и сильного персонажа, в котором сознание собственной нечеловеческой мощи сочетается с лиризмом. Его демонизм проявляется не в злобе и агрессивности, а во внутренней силе и величии души. Его герою чужды мелкие временные эмоции. Его чувства так же масштабны, как и он сам. Его любовь – не страсть, а великое чувство великого, воистину неземного существа. Ради этого артист не побоялся изменять авторские темпы и динамические оттенки.
Если Демона Шаляпина современники сравнивали с поверженным, но не сломленным Демоном М. Врубеля, то героя Д. Хворостовского в большей степени можно сравнить с врубелевским «Демоном сидящим», исполненным внешней мощи и внутренней силы, но глубоко одиноким среди вечного холода космоса, с глазами, исполненными тоски и со слезой на щеке. Демон Хворостовского безусловно открыл новую страницу в исполнительской истории оперы Рубинштейна и его главного героя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеев, А. Антон Рубинштейн /А. Алексеев.– М.; Л.: Музгиз, 1945. – 46 с.
2. Баренбойм, Л. А. А. Г. Рубинштейн: жизнь, артистический путь, творчество, музыкально-общественная деятельность. Т.1: 1829—1867 / Л. А. Баренбойм. – Л.: Музиздат, 1957. – 454 с.
3. Гозенпуд, А. Русский оперный театр века: 1873 – 1889. /А. Гозенпуд. – Л., Музыка. – 1973. – 327 с.
4. Гозенпуд, А. Русский оперный театр между двух революций (1905 – 1917) / А. Гозенпуд. – Л., Музыка. – 1975. – 367 с.
5. «Демон» А.Г. Рубинштейна – 3-е изд. – М.: Музыка, 1980. – 62 с.