Файл: Урока Правда Раскольникова и правда Сони в романе по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта
по дисциплине «Литература»
Кулаковой Надежды Викторовны,
проведенного 23.12.2022
по теме урока : «Правда Раскольникова и правда Сони в романе»
(по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
в учебной группе МПО-022
в ОУ: ГБПОУМО «Сергиево-Посадский колледж»
Цели урока: Методическая: развитие у обучающихся общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной и социальной компетенций, способствующих самореализации личности, нахождению собственного решения проблемы, своего места в мире. Развивающая: продолжить формирование навыков поисково-исследовательской деятельности; закрепить навыки групповой работы: учиться анализировать в коллективе полученную информацию, видеть причинно-следственные связи, вести аргументированный спор.
Обучающая: систематизировать материал, полученный ранее, работать с разными по уровню заданиями, знать особенности содержания произведения; уметь характеризовать героев, сопоставлять его с другими персонажами; рассуждать, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению
4. Главная проблема урока: . Определить в чем «правда» Сони Мармеладовой и последить, как меняется взгляд Раскольникова на «преступление» Сони.
5. Тип урока: обобщение знаний
6. Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер.
7. План урока:
-
Организационный момент (2 мин) -
Актуализация опорных знаний (5 мин) -
Постановка целей занятия, мотивация учебной деятельности (2 мин) -
Анализ эпизодов художественного произведения (20 мин) -
Динамическая пауза (1 мин) -
Проверка понимания (14) -
Подведение итогов занятия. Рефлексия (2 мин)
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося/ обучающихся | Формы, методы, средства обучения | Формируемые образовательные результаты: знания, умения, практический опыт, компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организационный момент Подготовка учащихся к работе на занятии, психологическая подготовка к общению | Учитель подводит обучающихся к осознанию темы, цели и задач урока и их формулированию. Учитель читает «Заповеди блаженства» (Мф.5:3-8) Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Как эти слова отражают то, что происходит в романе? Можно ли эти слова отнести к Сонечке или Раскольникову? - Прежде, чем мы приступим к работе над темой, обратите внимание на листы самооценки. В конце урока оцените свою работу. | Слушают учителя, проверяют собственную готовность к уроку. Рассматривают заповеди. Дают ответы на вопросы. Обучающиеся высказывают предположения. | наглядный | Умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации. |
Актуализация опорных знаний Цель: закрепление и углубление знаний, установление правильности, полноты, и осознанности выполнения домашнего задания | Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока. Проблемный вопрос урока: - Как относиться к Злу, как на него реагировать? | Осознают границы своего знания и незнания. Обучающиеся планируют способы достижения намеченной цели, а учитель оказывает им помощь в этом, советует. | «мозговой штурм» | Развитие навыка планирования. Коммуникативное развитие: формирование компетентности в общении, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
Постановка целей занятия, мотивация учебной деятельности Цель: создание проблемной ситуации, формулирование проблемы | - Что для вас значит добро, а что - зло? - Давайте наполним эти категории человеческими качествами, встречающимися на страницах романа. Заполните таблицу «Добро и зло на страницах романа» Добро (любовь, сострадание, милосердие, прощение, жалость, самопожертвование, раскаяние, смирение) Зло (ненависть, злоба, одиночество, болезнь, месть, гордость, сребролюбие, жестокость, бесчеловечность, нищета, пьянство) | Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы учителя. Подготовленный ученик делает сообщение о понятиях «добро и зло». Работа обучающихся с таблицей «Добро и зло на страницах романа» Задание: заполните таблицу, опираясь на свои наблюдения. | сообщающее изложение с элементами проблемности Работа в парах | Развитие навыка планирования. Коммуникативное развитие: формирование компетентности в общении, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
Анализ эпизодов художественного произведения Цель: Обеспечение восприятия, осмысления, глубинного понимания изучаемого материала | Предлагает проследить отношение героев к добру и злу, проанализировав эпизоды из романа «Преступление и наказание». - По вашему мнению, с кем из героев романа связан основной путь отношения ко злу? - В чем видит зло Родион Раскольников? - Какой путь в отношении зла избирает герой? Почему? Какими мыслями он руководствуется? - Как вы думаете, зачем автору нужны были 2 жертвы, 2 сестры: злая Алёна Ивановна и добрая Лизавета? Почему они родственницы? (таким образом, автор показывает, что в душе человека одновременно могут существовать и Добро, и Зло. Поэтому человек, разрушая Зло, уничтожает и Добро. Родион Раскольников совершил преступление, и Зло заполнило его душу, не оставив места для добра и любви) -Как он относится к Соне, когда узнает о ее судьбе? Почему он именно ей признается в преступлении? - Докажите текстом, что душу героя заполняют злоба и ненависть, вытесняя добро Вывод: Примирение со злом – опасно. - Можно ли увидеть на страницах романа, что может стать с миром, если относиться ко злу таким образом? - Какие образы принимает здесь Зло? - Вспомните, в какое время снится Раскольникову этот сон? Случайно ли это? Вывод: Значит, есть путь к воскрешению. Писатель предчувствует, что наступит утро, когда раздастся благовест и для Раскольникова, и для всего человечества. - Кто, по вашему мнению, может указать этот путь? (Соня Мармеладова) (Подготовленный обучающийся рассказывает о героине) - В чём заключается путь этой героини? Ее «Правда»? ( Этот путь заключается в любви) - Как слово любовь раскрывается на страницах романа? (Полюбить означает понять, простить, помочь. Поэтому Соня выбирает путь добра и любви) | Работа обучающихся с текстом произведения (анализ эпизодов). Подготовленные обучающиеся делают сообщения о Раскольникове и о Соне | индивидуальная и групповая работа | Формирование читательской компетенции. Формирование умения детального анализа художественного произведения, умения понимать глубинный смысл произведения. Формирование умения работать с разными видами источников; составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы Личностные УУД: Уметь работать в группе Регулятивные УУД: Уметь анализировать собственную работу. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли |
Динамическая пауза. Цель: организация отдыха учащихся, снятие утомляемости. | Проведем физкультминутку. | Выполняют движения под руководством учителя | Разминка для глаз | Формирование ответственного отношения к своему здоровью |
Проверка понимания. Цель: формирование у учащихся личного отношения к добру и злу | - Обратимся к нашему главному вопросу. - Как вы относитесь ко злу? Чей путь вам близок? | Учащиеся должны сделать вывод по теме урока. Высказывают своё мнение о том, чей путь им близок. | нравственная беседа | Коммуникативная компетенция. Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в совместно-продуктивной деятельности и продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа. Нравственная ориентация. |
Подведение итогов занятия. Рефлексия Цель: Дать качественную оценку работы группы и отдельных учащихся. | Рефлексия «Облако тегов» (продолжить 1-3 предложения). | Ответить, что дал сегодняшний урок : Позиция: Я считаю, что… Обоснование: Потому что… Примеры: Я могу доказать это на примере… Следствие: Из этого следует… | | Регулятивные УУД: Уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой). Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в письменной речи |
| Оценивает индивидуальную и групповую работу обучающихся. | Самооценивание и взаимооценивание работы на занятии (на листах самооценивания и взаимооценивания). | | |
Домашнее задание Цель: обобщить домашнее задание и способы его выполнения | Напишите эссе-рассуждение на тему: «Как относятся ко злу в современном мире?» | индивидуальная работа | творческая работа | Формирование навыков письменной речи. |
Список использованной литературы:
Основные источники (ОИ):
№ п/п | Наименование | Автор (ы) | Издательство, год издания |
ОИ 1 | Литература: учебник для учреждений СПО: в 2 ч. | ОбернихинаГ.А.,Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. | Москва: «Академия», 2017. |
ОИ 2 | Литература: практикум: учебное пособие для учреждений СПО. | Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. | Москва: «Академия», 2017. |
ОИ3 | Русская литература первой трети XIX века : учебник для среднего профессионального образования | Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. | Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 207 с. |
ОИ4 | Русская литература второй трети XIX века : учебник для среднего профессионального образования | Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. | Москва : Издательство Юрайт, 2019 |
Дополнительные источники (ДИ):
Таблица
№ п/п | Наименование | Автор (ы) | Издательство, год издания |
ДИ 1 | Литература. 10 класс. Хрестоматия : учебное пособие для среднего профессионального образования | Сафонов, А. А. | Москва : Издательство Юрайт, 2020 |
Информационное обеспечение обучения
И-Р6 Образовательный портал "Учеба" (http://www.ucheba.com/);
И-Р8 Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru);
И-Р9 Национальная электронная библиотека (http://нэб.рф/);