ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Папка по самообразованию
«Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы с использованием современных педагогических технологий»
Учителя русского языка и литературы
МБОУ «Семьинская ООШ»
Солдатовой Л.А.
Ф.И.О. Солдатова Лариса Александровна
Год и место рождения 1981,город Юрьев - Польский
Адрес проживания и контактный телефон город Юрьев-Польский, улица Комсомольская , дом 53, 3-37-22, 89190243444.
Стаж педагогической работы 10 лет,2008г присвоена вторая квалификационная категория по должности «учитель русского языка и литературы»
Окончила Владимирский государственный педагогический университет, филологический факультет, по специальности «учитель русского языка и литературы» в 2004 году.
За данный период времени я показала стабильные результаты своей работы, как учителя русского языка и литературы(100% успеваемость,80%уровень качества ,рост качества знаний в 9-м классе по предметам). В итоге отличные результаты экзаменационной работы (ГИА-9).
Принимаю активное участие в учебно-методической работе школы, работе МО, занимаюсь организацией и проведением открытых уроков (разных типов). Подбираю наиболее целесообразные методы обучения с учётом уровня подготовленности учащихся, сочетаю коллективные и индивидуальные формы работы, осуществляю дифференцированный подход на уроке. Особое место в моей педагогической деятельности занимает внедрение современных технических средств обучения (компьютерных технологий, использование ИКТ на уроках русского языка) .Всегда стараюсь вызвать у детей интерес к предмету, стремление к творческой и поисковой деятельности. Публикуюсь в современных литературных журналах «Вопросы гуманитарных наук» 2011г.
2006 год-повышение квалификации в МИОО «Начинающий пользователь ПК»;2007год-МИОО «Основы информационные и коммуникационные),2009 год - обучение в Учебно-методическом центре ГО и ЧС СВАО города Москвы (курс ОБЖ );2009год- прошла педагогическую сессию повышения квалификации «Развитие профессиональной компетентности учителя-словесника»; 2010 год-МИОО «Содержание, формы и технологии итоговой аттестации школьников по русскому языку и литературе за курс основной и средней(полной) школы»; 2014 год прошла курсовую подготовку
в ВИПКРО «Организационно-управленческая деятельность руководителя по обеспечению реализации ФГОС в основной школе»
Методическая тема МБОУ «Семьинская ООШ»
«Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и внедрение новых педагогических технологий»
Тема самообразования учителя русского языка и литературы МБОУ «Семьинская ООШ» Солдатовой Л.А.
«Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы с использованием современных педагогических технологий»
Компетентностный подход к системе учебных занятий по русскому языку
призван способствовать развитию гуманитарной культуры учащихся, их
приобщению к духовным, нравственным ценностям народа, усилению мотивации
к социальному познанию и творчеству, воспитанию толерантности.
Компетентностный подход – один из новых потенциальных ориентиров, направлений развития содержания образования. Приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Она может быть выражена в такой формуле:
Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.
В государственном стандарте базового и полного среднего образования выделены такие группы ключевых компетентностей:
-
социальные – брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор; -
поликультурные – овладение достижениями культуры, понимание, уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков; -
коммуникативные – умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками; -
информационные – умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников; -
саморазвитие и самообразование – потребность и способность постоянно учиться; -
продуктивность творческой деятельности.
Пути формирования компетентностей довольно разнообразны. Потенциал современных продуктивных методик и технологий очень высокий. Но независимо от технологий, учитель должен помнить, на мой взгляд, такие важные правила, как:
-
Главное не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. -
Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. -
Не жалеть времени на воспитание активности учеников. -
Помогать ученикам овладеть наиболее продуктивными методами, учить их учиться.
Компетентности продуктивной творческой деятельности формируются на уроках русского языка при работе с текстовыми упражнениями. Логично думать, что эти умения не придут сами, а сформируются в многообразных и систематических упражнениях. Работа с текстом представляет собой последовательно выполняемый, логически завершенный цикл. В нем выделяются два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе учащимся предъявляется своеобразный текстовый полуфабрикат – это текст в незавершенном виде, без сформулированного к нему задания. Он дается в разных формах:
-
незаконченного текста с пропущенными в нем словами, словосочетаниями, предложениями, целыми абзацами; -
деформированного текста с переставленными предложениями или измененными по месту частями; -
текста с введенными в него словами, предложениями, абзацами, которые подлежат исключению по каким-либо признакам; -
текста, который следует дополнить определенными языковыми категориями.
Нередко исходный текст сопровождается дополнительной записью, которая позволяет направить в нужное русло мысль ученика при формировании им задания по восстановлению текста. На основании самостоятельного анализа исходного материала учащиеся сами формируют задание по восстановлению или составлению текста и выполняют его.
Ценность такого подхода состоит в том, что самостоятельно определяемый, разносторонний предварительный анализ исходного материала помогает приобретать школьникам важное умение – видеть без воздействия и подсказки со стороны орфографические, синтаксические и другие особенности той или иной записи. «А в момент формулирования школьниками задания к исходному материалу у них создается внутренняя установка, обеспечивающая его желаемое, качественное и эффективное выполнение. Важно, что у школьника в это время интенсивно работают внимание, память, мышление, речь. Соответственно они развиваются и совершенствуются.» На основном этапе учащиеся записывают текст и последовательно выполняют 3-4 задания. Первое – по орфографии, второе – по синтаксису, третье – по стилистике. В одно из них включается задание по изучаемой теме. Обычно эти задания носят поисковый характер. Они составляются так, чтобы учащиеся не получали точных указаний, с какой именно языковой категорией они будут работать. Школьникам сообщаются только ориентиры для ее нахождения и действия, которые необходимо осуществить с найденным языковым материалом.
Поисковые действия носят разнообразный и постепенно усложняющийся характер. По орфографии они могут быть следующими:
- сгруппируйте слова, в которых в качестве орфограммы выступает одна и та же буква;
- назовите слово одной и той же части речи с одинаковыми орфограммами;
- сгруппируйте слова по самостоятельно найденному орфографическому признаку;
- назовите орфограммы, которые встречаются в тексте только один раз и т.д.
Перечень орфографических заданий к предлагаемым на уроке текстовым упражнениям может быть другим с точки зрения их содержания и степени сложности. Важно другое. Необходимо сохранить принцип постепенного усложнения заданий с целью увеличения интенсивности орфографического действия.
Подобный подход сохраняется в составлении заданий по синтаксису. Примерный вариант заданий:
- выполните синтаксический разбор предложения с однородными подлежащими;
- исключите каждое предложение первой части текста по самостоятельно найденному признаку;
- назовите предложение, которое не соответствует теме, устно приведите его в соответствие с темой.
Синтаксические задания могут сочетаться с заданиями из других разделов русского языка. Это расширяет границы поисковой деятельности, формирует умение анализировать текст одновременно по нескольким направлениям. Пример такого типа заданий:
- найдите предложение, в котором отсутствует особая форма глагола, имеющаяся в остальных предложениях текста, дайте его характеристику;
- укажите простое, распространенное, повествовательное предложение, в двух словах которого отсутствуют окончания, назовите неотмеченные признаки этого предложения;
- сделайте фонетический разбор причастия с таким же морфемным составом, как в слове «освеженные»;
- найдите в тексте и назовите деепричастие, в котором число букв в приставке и корне одинаковые;
- подберите к стихотворным строчкам подходящие по смыслу пословицы;
- самостоятельное составление упражнения из предложенного учителем исходного материала.
Умение такой работы с текстом требуется на ЕГЭ, задания А. проверяет сформированность таких умений. Они напрямую работают на формирование коммуникативной компетентности учащихся
-
Бакунина Г.А. «Интеллект развития школьников» М., 2006., с.5
Очень важная поликультурная компетентность формируется при изучении темы «Культура речи» и на первых уроках русского языка в начале учебного года. Необходимо побуждать детей узнавать в Интернете этикетные слова близких нам славянских языков. Первые две недели мы здороваемся, благодарим, извиняемся и прощаемся на польском языке, далее – на белорусском, украинском и сербском. Особенно это нравится пятиклассникам, к тому же не занимает времени на уроке. Так в порядке общения учащиеся познают общность славянских языков. Приобретают дополнительные коммуникативные умения, воспитывают уважение к братским народам, интернационализм.
Поликультурные и компетентности продуктивной творческой деятельности формируются на таком общешкольном мероприятии, как неделя филологии. Предложенные задания:
-
Участие в конкурсе стихов по типу японских хокку. -
Участие в концертной программе, репертуар которого подбирают сами дети для инсценировки литературных произведений. -
Проведение поэтических переменок. На первой свои любимые стихи читали детям учителя (представьте степень удивления и любопытства, ведь стихи звучали и на украинском языке и на немецком). На второй поэтической переменке дети читали стихи, выбранные самостоятельно.
Необходимо создать на неделе филологии атмосферу всеобщей любви к этой науке. Отличившихся в разгадывании кроссвордов, викторинах и в сочинении хокку – японских трехстишиях – награждать фиалками (по звучанию это слово ассоциируется с филологией) и общей тетрадью с ручкой для дальнейшего творчества.