Файл: Папка по самообразованию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Папка по самообразованию

«Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы с использованием современных педагогических технологий»

Учителя русского языка и литературы

МБОУ «Семьинская ООШ»

Солдатовой Л.А.


Ф.И.О. Солдатова Лариса Александровна

Год и место рождения 1981,город Юрьев - Польский

Адрес проживания и контактный телефон город Юрьев-Польский, улица Комсомольская , дом 53, 3-37-22, 89190243444.

Стаж педагогической работы 10 лет,2008г присвоена вторая квалификационная категория по должности «учитель русского языка и литературы»

Окончила Владимирский государственный педагогический университет, филологический факультет, по специальности «учитель русского языка и литературы» в 2004 году.

За данный период времени я показала стабильные результаты своей работы, как учителя русского языка и литературы(100% успеваемость,80%уровень качества ,рост качества знаний в 9-м классе по предметам). В итоге отличные результаты экзаменационной работы (ГИА-9).

Принимаю активное участие в учебно-методической работе школы, работе МО, занимаюсь организацией и проведением открытых уроков (разных типов). Подбираю наиболее целесообразные методы обучения с учётом уровня подготовленности учащихся, сочетаю коллективные и индивидуальные формы работы, осуществляю дифференцированный подход на уроке. Особое место в моей педагогической деятельности занимает внедрение современных технических средств обучения (компьютерных технологий, использование ИКТ на уроках русского языка) .Всегда стараюсь вызвать у детей интерес к предмету, стремление к творческой и поисковой деятельности. Публикуюсь в современных литературных журналах «Вопросы гуманитарных наук» 2011г.


2006 год-повышение квалификации в МИОО «Начинающий пользователь ПК»;2007год-МИОО «Основы информационные и коммуникационные),2009 год - обучение в Учебно-методическом центре ГО и ЧС СВАО города Москвы (курс ОБЖ );2009год- прошла педагогическую сессию повышения квалификации «Развитие профессиональной компетентности учителя-словесника»; 2010 год-МИОО «Содержание, формы и технологии итоговой аттестации школьников по русскому языку и литературе за курс основной и средней(полной) школы»; 2014 год прошла курсовую подготовку

в ВИПКРО «Организационно-управленческая деятельность руководителя по обеспечению реализации ФГОС в основной школе»

Методическая тема МБОУ «Семьинская ООШ»

«Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и внедрение новых педагогических технологий»

Тема самообразования учителя русского языка и литературы МБОУ «Семьинская ООШ» Солдатовой Л.А.

«Реализация компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы с использованием современных педагогических технологий»

Компетентностный подход к системе учебных занятий по русскому языку

призван способствовать развитию гуманитарной культуры учащихся, их

приобщению к духовным, нравственным ценностям народа, усилению мотивации

к социальному познанию и творчеству, воспитанию толерантности.

Компетентностный подход – один из новых потенциальных ориентиров, направлений развития содержания образования. Приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени. Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Она может быть выражена в такой формуле:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.

В государственном стандарте базового и полного среднего образования выделены такие группы ключевых компетентностей:



  1. социальные – брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор;

  2. поликультурные – овладение достижениями культуры, понимание, уважение к людям других национальностей, религий, культур, языков;

  3. коммуникативные – умение общаться устно и письменно родным и иностранным языками;

  4. информационные – умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников;

  5. саморазвитие и самообразование – потребность и способность постоянно учиться;

  6. продуктивность творческой деятельности.

Пути формирования компетентностей довольно разнообразны. Потенциал современных продуктивных методик и технологий очень высокий. Но независимо от технологий, учитель должен помнить, на мой взгляд, такие важные правила, как:

  • Главное не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.

  • Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

  • Не жалеть времени на воспитание активности учеников.

  • Помогать ученикам овладеть наиболее продуктивными методами, учить их учиться.

Компетентности продуктивной творческой деятельности формируются на уроках русского языка при работе с текстовыми упражнениями. Логично думать, что эти умения не придут сами, а сформируются в многообразных и систематических упражнениях. Работа с текстом представляет собой последовательно выполняемый, логически завершенный цикл. В нем выделяются два этапа: подготовительный и основной. На подготовительном этапе учащимся предъявляется своеобразный текстовый полуфабрикат – это текст в незавершенном виде, без сформулированного к нему задания. Он дается в разных формах:

  1. незаконченного текста с пропущенными в нем словами, словосочетаниями, предложениями, целыми абзацами;

  2. деформированного текста с переставленными предложениями или измененными по месту частями;

  3. текста с введенными в него словами, предложениями, абзацами, которые подлежат исключению по каким-либо признакам;

  4. текста, который следует дополнить определенными языковыми категориями.

Нередко исходный текст сопровождается дополнительной записью, которая позволяет направить в нужное русло мысль ученика при формировании им задания по восстановлению текста. На основании самостоятельного анализа исходного материала учащиеся сами формируют задание по восстановлению или составлению текста и выполняют его.


Ценность такого подхода состоит в том, что самостоятельно определяемый, разносторонний предварительный анализ исходного материала помогает приобретать школьникам важное умение – видеть без воздействия и подсказки со стороны орфографические, синтаксические и другие особенности той или иной записи. «А в момент формулирования школьниками задания к исходному материалу у них создается внутренняя установка, обеспечивающая его желаемое, качественное и эффективное выполнение. Важно, что у школьника в это время интенсивно работают внимание, память, мышление, речь. Соответственно они развиваются и совершенствуются.» На основном этапе учащиеся записывают текст и последовательно выполняют 3-4 задания. Первое – по орфографии, второе – по синтаксису, третье – по стилистике. В одно из них включается задание по изучаемой теме. Обычно эти задания носят поисковый характер. Они составляются так, чтобы учащиеся не получали точных указаний, с какой именно языковой категорией они будут работать. Школьникам сообщаются только ориентиры для ее нахождения и действия, которые необходимо осуществить с найденным языковым материалом.

Поисковые действия носят разнообразный и постепенно усложняющийся характер. По орфографии они могут быть следующими:

- сгруппируйте слова, в которых в качестве орфограммы выступает одна и та же буква;

- назовите слово одной и той же части речи с одинаковыми орфограммами;

- сгруппируйте слова по самостоятельно найденному орфографическому признаку;

- назовите орфограммы, которые встречаются в тексте только один раз и т.д.

Перечень орфографических заданий к предлагаемым на уроке текстовым упражнениям может быть другим с точки зрения их содержания и степени сложности. Важно другое. Необходимо сохранить принцип постепенного усложнения заданий с целью увеличения интенсивности орфографического действия.

Подобный подход сохраняется в составлении заданий по синтаксису. Примерный вариант заданий:

- выполните синтаксический разбор предложения с однородными подлежащими;

- исключите каждое предложение первой части текста по самостоятельно найденному признаку;

- назовите предложение, которое не соответствует теме, устно приведите его в соответствие с темой.

Синтаксические задания могут сочетаться с заданиями из других разделов русского языка. Это расширяет границы поисковой деятельности, формирует умение анализировать текст одновременно по нескольким направлениям. Пример такого типа заданий:


- найдите предложение, в котором отсутствует особая форма глагола, имеющаяся в остальных предложениях текста, дайте его характеристику;

- укажите простое, распространенное, повествовательное предложение, в двух словах которого отсутствуют окончания, назовите неотмеченные признаки этого предложения;

- сделайте фонетический разбор причастия с таким же морфемным составом, как в слове «освеженные»;

- найдите в тексте и назовите деепричастие, в котором число букв в приставке и корне одинаковые;

- подберите к стихотворным строчкам подходящие по смыслу пословицы;

- самостоятельное составление упражнения из предложенного учителем исходного материала.

Умение такой работы с текстом требуется на ЕГЭ, задания А. проверяет сформированность таких умений. Они напрямую работают на формирование коммуникативной компетентности учащихся

  1. Бакунина Г.А. «Интеллект развития школьников» М., 2006., с.5

Очень важная поликультурная компетентность формируется при изучении темы «Культура речи» и на первых уроках русского языка в начале учебного года. Необходимо побуждать детей узнавать в Интернете этикетные слова близких нам славянских языков. Первые две недели мы здороваемся, благодарим, извиняемся и прощаемся на польском языке, далее – на белорусском, украинском и сербском. Особенно это нравится пятиклассникам, к тому же не занимает времени на уроке. Так в порядке общения учащиеся познают общность славянских языков. Приобретают дополнительные коммуникативные умения, воспитывают уважение к братским народам, интернационализм.

Поликультурные и компетентности продуктивной творческой деятельности формируются на таком общешкольном мероприятии, как неделя филологии. Предложенные задания:

  • Участие в конкурсе стихов по типу японских хокку.

  • Участие в концертной программе, репертуар которого подбирают сами дети для инсценировки литературных произведений.

  • Проведение поэтических переменок. На первой свои любимые стихи читали детям учителя (представьте степень удивления и любопытства, ведь стихи звучали и на украинском языке и на немецком). На второй поэтической переменке дети читали стихи, выбранные самостоятельно.

Необходимо создать на неделе филологии атмосферу всеобщей любви к этой науке. Отличившихся в разгадывании кроссвордов, викторинах и в сочинении хокку – японских трехстишиях – награждать фиалками (по звучанию это слово ассоциируется с филологией) и общей тетрадью с ручкой для дальнейшего творчества.