ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3. Власть и лидерство
-
Типы лидерства -
Природа власти -
Источники и инструменты власти
1. Типы лидерства
В современной науке существует множество попыток выделить какие-то типы и построить какие-либо типологии лидерства. Рассмотрим кратко некоторые из основных типологий первой половины XX века, так как именно они заложили основу для современных классификаций как лидеров, так и стилей лидерства, так и всего феномена лидерства в целом. Одним из первых Е.С. Богардус выделил следующие типы:
-
автократический (в сильной организации); -
демократический (представитель интересов группы); -
исполнительный (в состоянии выполнить какую-либо работу); -
рефлексивно-интеллектуальный (неспособный руководить большой группой).
Чуть позже, Ф.С. Бартлетт классифицировал лидеров несколько по-другому:
-
институциональный тип (лидер вследствие престижа занимаемой позиции), -
доминирующий (получает и сохраняет свою позицию с помощью силы и влияния), -
убеждающий (оказывает влияние на настроения подчиненных и побуждает их к действиям).
Затем С.С. Кичело выделил особый тип «лидера без офиса» и назвал его «пророком». Пророки выходят на авансцену истории в смутные времена и, вызывая поддержку ведомых, становятся символами инициированного ими самими движения.
Ф. Редл считал, что институциональные и эмоциональные групповые процессы могут происходить только вокруг девяти типов личностей. В его терминологии это – «патриарх», «лидер», «тиран», «объект любви», «объект агрессии», «организатор», «искуситель», «герой» и «пример для подражания» (причем как позитивный, так и негативный).
Дж. В. Гетцель и Е.Г. Губа подразделяли:
-
«законодательное (nomothetic) лидерство», когда роли и ожидания определяют нормативные измерения деятельности в общественных системах, -
«идеографическое лидерство», при котором потребности и предрасположенности индивидов определяют личностные измерения групповой деятельности; -
«синтетическое лидерство», примиряющее конфликтующие стороны.
В. Белл, Р.Дж. Хилл и С.В. Миллз рассматривали следующие типы лидеров:
-
«формальный» (на официальных постах); -
«известный» (считается влиятельным в обществе); -
«влиятельный» (реально оказывающий влияние); -
«общественный» (активно участвующий в самодеятельных организациях).
М. Конвей наблюдал лидеров толпы и выделил три лидерские роли:
-
вожак (стремящийся «пасти» толпу, находящуюся в гипнотическом экстазе, и вести ее за собой по избранной им дороге — например, Наполеон); -
представитель толпы (выражает известные устоявшиеся «правильные» мнения народа — например, Т. Рузвельт); -
толкователь мнений (стремится артикулировать то, что смутно чувствует толпа, ее скрытые страхи и переживания).
Свою классификацию типов лидеров дал и Б.Д. Парыгин. По содержанию деятельности он выделил «вдохновителей», «организаторов» и «вдохновителей и организаторов»; по стилю деятельности – авторитарных и демократических лидеров; по характеру деятельности – универсальных, ситуативных и смешанных.
Еще одну классификацию лидеров – по критерию исполняемой роли – создал Л.И. Уманский. По его мнению, лидер может быть:
-
организатором (функция групповой интеграции); -
инициатором (выдвижение идей и решение новых проблем); -
генератором эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); -
эталоном (образец, идеал, «звезда»); -
мастером (специалист в каком-то виде деятельности); -
эрудитом (отличается обширными знаниями).
Какова характеристика лидеров в данной классификации? Чем они отличаются друг от друга?
Лидер-организатор воспринимает нужды коллектива как свои собственные и действует активно. Он оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, поскольку он не предлагает пустое дело. Этот лидер склонен убеждать и поощрять, а свое неодобрение выражает, не задевая чужого достоинства. В результате люди стараются работать лучше.
Лидер-творец привлекает способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не проявляет авторитарности, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.
Лидер-борец – волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть.
Лидер-дипломат, используй он свои способности во зло, вполне мог был назваться мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе всех сплетен и пересудов. Поэтому он хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи, позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов.
Лидер-утешитель – человек, к которому тянутся, потому что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.
Таким образом, из приведенного краткого обзора видно: в первой половине XX века типологии классифицировали лидеров одновременно как по выполняемой функции (представитель, исполнитель), так и по стилю лидерства (доминирующий – демократический). Более современные теории, в основном, изучают авторитарный, демократический и либеральный стили.
Таблица 1 – Стили лидерства
Стиль лидерства и характеристики | Авторитарный | Демократический | Либеральный |
Способ принятия решений | Детерминируется самим лидером | Детальное обсуждение вопроса группой, при котором лидер выполняет функцию регулятора и корректора | Анархический |
Активность ведомых и технология | Жестко и полностью подчинены лидеру | Подчиненные обладают достаточной степенью свободы в период обсуждения решения; после принятия решения лидер внушает 2 или более альтернативные процедуры исполнения решения | Поливариативностъ в процедурном плане, отсутствие возможности контроля за исполнением решений |
Форма исполнения принятого решения и регламентация деятельности каждого члена группы | Жесткий диктат в отношении формы исполнения решений и контроль вплоть до отдельного индивида | Члены группы в целом свободны в выборе формы исполнения решений; демократия внутри группы как способ самоорганизации ее членов | Полное отсутствие предписаний лидера |
Критика и санкции по отношению к деятельности каждого члена группы | Лидер обладает возможностью жестокой критики и очень строгих санкций по отношению к подчиненным; обратная связь запрещена степень свободы; отдельного индивида стремится к нулю: отношение к члену группы зависит не от результата работы, а от лидера | «Объективное» отношение к деятельности каждого члена группы в зависимости от конкретного результата работы | Полная спонтанность в реакциях лидера на деятельность своих ведомых, непрогнозируемая возможность осуществления неопределенных санкций |
Лидерство также классифицируют как формальное и неформальное.
Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.
Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера.
Пути воздействия на неформальные группы:
-
налаживание хороших отношений с лидером группы -
обучение лидера групповому поведению -
поддержка усилий членов группы сохранить групповые отношения
Особенности группы:
-
члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и во внешних взаимодействиях выступают от имени группы. -
взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга, придавая формальным взаимодействиям «человеческую» форму. -
в группе наряду с формальным распределением ролей, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой.
С течением времени члены группы дифференцируются на основе таких факторов, как компетентность, агрессивность, власть и статус; каждый член занимает определенную должность в группе.
Лидер может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть.
Лидерство в группе представляет собой весьма важную характеристику. Лидер в группе оказывает определенное влияние на членов группы.
В формальной группе лидер имеет разумную санкционированную власть. Лидер может награждать или наказывать членов группы, которые не выполняют директивы, приказы, правила.
В неформальных группах роль лидера также имеет важное значение. Человек, который становится лидером неформальной группы, обычно является уважаемым человеком с высоким статусом.
Характеристики неформального лидера:
-
вносит вклад в выполнение задач группы -
позволяет членам группы удовлетворять свои потребности -
воплощает в себе основные ценности группы (фактически лидер является олицетворением ценностей, мотивов и стремлений членов группы) -
представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп -
сглаживает все противоречия в группе.
В зависимости от микро- и макро- уровней управления лидерство различают как микролидерство (микролидер) и макролидерство(макролидер). В этой связи принято говорить о лидерских ступенях:
Внутреннее лидерство. Это базовый этап развития лидерской компетенции. На этом этапе закладываются предпосылки для возникновения и развития лидерства. Человек должен в первую очередь уметь руководить собой. Уметь мотивировать и настраивать себя на работу. Брать ответственность за свои поступки и держать ситуацию под контролем.
Ситуативное или контекстуальное лидерство (микролидерство). Проявляется, когда человек берет на себя роль лидера в зависимости от сложившейся ситуации и в конкретном контексте. На нём лежит временная ответственность за происходящее. Чаще всего такие лидеры мотивируются больше необходимостью, чем возможностью. Когда же актуальность ситуации спадает, человек снимает с себя лидерскую роль и возвращается к повседневным занятиям.
Командное или тактическое лидерство (макролидерство). Лидер постоянно руководит своей командой. Является её вдохновителем. Берет инициативу в свои руки на протяжении большого промежутка времени. Отвечает за свою команду и её членов. Обычно ставит тактические цели и стремится к их достижению.
Системное или стратегическое лидерство (мегалидерство). Лидер руководит всей системой в целом. Это лидер лидеров. Ставит стратегические цели, формирует видение компании, определяет далеко идущие планы и перспективы развития. Он даже не мотивирует, он вдохновляет.
2. Природа власти
Природой власти люди интересовались во все времена. Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, М. Вебер – вот лишь некоторые философы и ученые, изучавшие вопросы власти.
Власть – это форма социальных отношений, отличающаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия.
Некоторые люди считают, что чем выше должность у кого-либо, тем большей властью он обладает. Но это не совсем так. Власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в конкретной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от других лиц.
Любой лидер организации может увеличить свою власть, дав ключевым членам организации возможность увидеть