Файл: Тема Власть и лидерство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тема 3. Власть и лидерство

  1. Типы лидерства

  2. Природа власти

  3. Источники и инструменты власти


1. Типы лидерства
В современной науке существует множество попыток выделить какие-то типы и построить какие-либо типологии лидерства. Рассмотрим кратко некоторые из основных типологий первой половины XX века, так как именно они заложили основу для современных классификаций как лидеров, так и стилей лидерства, так и всего феномена лидерства в целом. Одним из первых Е.С. Богардус выделил следующие типы:

  • автократический (в сильной организации);

  • демократический (представитель интересов группы);

  • исполнительный (в состоянии выполнить ка­кую-либо работу);

  • рефлексивно-интеллектуальный (неспособный руководить большой группой).

Чуть позже, Ф.С. Бартлетт классифицировал лидеров несколько по-другому:

  • институциональный тип (лидер вследствие пре­стижа занимаемой позиции),

  • доминирующий (получает и сохраняет свою по­зицию с помощью силы и влияния),

  • убеждающий (оказывает влияние на настрое­ния подчиненных и побуждает их к действиям).

Затем С.С. Кичело выделил особый тип «лидера без офиса» и назвал его «пророком». Пророки выходят на авансцену истории в смутные времена и, вызывая поддержку ведомых, становятся символами инициированного ими самими движения.

Ф. Редл считал, что институциональные и эмоциональные групповые процессы могут происходить только вокруг девяти типов личностей. В его терминологии это – «патриарх», «лидер», «тиран», «объект любви», «объект агрессии», «организатор», «искуситель», «ге­рой» и «пример для подражания» (причем как позитивный, так и негативный).

Дж. В. Гетцель и Е.Г. Губа подразделяли:

  • «законодательное (nomothetic) лидерство», когда роли и ожидания определяют нормативные измерения деятельности в общественных системах,

  • «идеографическое лидерство», при котором потребности и предрасположенности индивидов определяют личностные измерения групповой деятельности;

  • «синтетическое лидерство», примиряющее конфликтующие стороны.

В. Белл, Р.Дж. Хилл и С.В. Миллз рассматривали следующие типы лидеров:


  • «формальный» (на официальных постах);

  • «известный» (считается влиятельным в обществе);

  • «влиятельный» (реально оказывающий влияние);

  • «общественный» (активно участвующий в самодеятельных организациях).

М. Конвей наблюдал лидеров толпы и выделил три лидерские роли:

  • вожак (стремящийся «пасти» толпу, находящуюся в гипнотическом экстазе, и вести ее за собой по избранной им дороге — например, Наполеон);

  • представитель толпы (выражает известные устоявшиеся «правильные» мнения народа — например, Т. Рузвельт);

  • толкователь мнений (стремится артикулировать то, что смутно чувствует толпа, ее скрытые страхи и переживания).

Свою классификацию типов лидеров дал и Б.Д. Парыгин. По содержанию деятельности он выделил «вдохновителей», «организаторов» и «вдохновителей и организаторов»; по стилю деятельности – авторитарных и демократических лидеров; по характеру деятельности – универсальных, ситуативных и смешанных.

Еще одну классификацию лидеров – по критерию исполняемой роли – создал Л.И. Уманский. По его мнению, лидер может быть:

  • организатором (функция групповой интеграции);

  • инициатором (выдвижение идей и решение новых проблем);

  • генератором эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);

  • эталоном (образец, идеал, «звезда»);

  • мастером (специалист в каком-то виде деятельности);

  • эрудитом (отличается обширными знаниями).

Какова характеристика лидеров в данной классификации? Чем они отличаются друг от друга?

Лидер-организатор воспринимает нужды коллектива как свои собственные и действует активно. Он оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, поскольку он не предлагает пустое дело. Этот лидер склонен убеждать и поощрять, а свое неодобрение выражает, не задевая чужого достоинства. В результате люди стараются работать лучше.

Лидер-творец привлекает способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не проявляет авторитарности, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечет людей.

Лидер-борец – волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть.



Лидер-дипломат, используй он свои способности во зло, вполне мог был назваться мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе всех сплетен и пересудов. Поэтому он хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи, позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов.

Лидер-утешитель – человек, к которому тянутся, потому что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

Таким образом, из приведенного краткого обзора видно: в первой половине XX века типологии классифицировали лидеров одновременно как по выполняемой функции (представитель, исполнитель), так и по стилю лидерства (доминирующий – демократический). Более современные теории, в основном, изучают авторитарный, демократический и либеральный стили.
Таблица 1 – Стили лидерства

Стиль лидерства и характеристики

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Способ принятия решений

Детерминируется самим лидером

Детальное обсуждение вопроса группой, при котором лидер выполняет функцию регулятора и корректора

Анархический

Активность ведомых и технология

Жестко и полностью подчинены лидеру

Подчиненные обладают достаточной степенью свободы в период обсуждения решения; после принятия решения лидер внушает 2 или более альтернативные процедуры исполнения решения

Поливариативностъ в процедурном плане, отсутствие возможности контроля за исполнением решений

Форма исполнения принятого решения и регламентация деятельности каждого члена группы

Жесткий диктат в отношении формы исполнения решений и контроль вплоть до отдельного индивида

Члены группы в целом свободны в выборе формы исполнения решений; демократия внутри группы как способ самоорганизации ее членов

Полное отсутствие предписаний лидера

Критика и санкции по отношению к деятельности каждого члена группы

Лидер обладает воз­можностью жестокой критики и очень строгих санкций по отношению к подчи­ненным; обратная связь запрещена степень свободы; отдельного индивида стремится к нулю: отношение к члену группы зависит не от результата работы, а от лидера

«Объективное» отно­шение к деятельности каждого члена группы в зависимости от конкретного результата работы

Полная спонтанность в реакциях лидера на деятельность своих ведомых, непрогнозируемая возможность осуществления неопределенных санкций



Лидерство также классифицируют как формальное и неформальное.

Формальные группы обычно выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя, формально определенную структуру ролей, должностей и позиций внутри группы, а также формально закрепленные за ними функции и задачи.

Неформальные группы создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. В неформальных группах складывается определенное распределение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера.

Пути воздействия на неформальные группы:

  • налаживание хороших отношений с лидером группы

  • обучение лидера групповому поведению

  • поддержка усилий членов группы сохранить групповые отношения

Особенности группы:

  • члены группы идентифицируют себя и свои действия с группой в целом и во внешних взаимодействиях выступают от имени группы.

  • взаимодействие между членами группы носит характер непосредственных контактов, личного разговора, наблюдения поведения друг друга, придавая формальным взаимодействиям «человеческую» форму.

  • в группе наряду с формальным распределением ролей, обязательно складывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое группой.

С течением времени члены группы дифференцируются на основе таких факторов, как компетентность, агрессивность, власть и статус; каждый член занимает определенную должность в группе.

Лидер может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть.

Лидерство в группе представляет собой весьма важную характеристику. Лидер в группе оказывает определенное влияние на членов группы.

В формальной группе лидер имеет разумную санкционированную власть. Лидер может награждать или наказывать членов группы, которые не выполняют директивы, приказы, правила.

В неформальных группах роль лидера также имеет важное значение. Человек, который становится лидером неформальной группы, обычно является уважаемым человеком с высоким статусом.

Характеристики неформального лидера:

  • вносит вклад в выполнение задач группы

  • позволяет членам группы удовлетворять свои потребности

  • воплощает в себе основные ценности группы (фактически лидер является олицетворением ценностей, мотивов и стремлений членов группы)

  • представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп

  • сглаживает все противоречия в группе.


В зависимости от микро- и макро- уровней управления лидерство различают как микролидерство (микролидер) и макролидерство(макролидер). В этой связи принято говорить о лидерских ступенях:

Внутреннее лидерство. Это базовый этап развития лидерской компетенции. На этом этапе закладываются предпосылки для возникновения и развития лидерства. Человек должен в первую очередь уметь руководить собой. Уметь мотивировать и настраивать себя на работу. Брать ответственность за свои поступки и держать ситуацию под контролем.

Ситуативное или контекстуальное лидерство (микролидерство). Проявляется, когда человек берет на себя роль лидера в зависимости от сложившейся ситуации и в конкретном контексте. На нём лежит временная ответственность за происходящее. Чаще всего такие лидеры мотивируются больше необходимостью, чем возможностью. Когда же актуальность ситуации спадает, человек снимает с себя лидерскую роль и возвращается к повседневным занятиям.

Командное или тактическое лидерство (макролидерство). Лидер постоянно руководит своей командой. Является её вдохновителем. Берет инициативу в свои руки на протяжении большого промежутка времени. Отвечает за свою команду и её членов. Обычно ставит тактические цели и стремится к их достижению.

Системное или стратегическое лидерство (мегалидерство). Лидер руководит всей системой в целом. Это лидер лидеров. Ставит стратегические цели, формирует видение компании, определяет далеко идущие планы и перспективы развития. Он даже не мотивирует, он вдохновляет.

2. Природа власти
Природой власти люди интересовались во все времена. Платон, Аристотель, Н. Макиавелли, М. Вебер – вот лишь некоторые философы и ученые, изучавшие вопросы власти.

Власть – это форма социальных отношений, отличающаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия.

Некоторые люди считают, что чем выше должность у кого-либо, тем большей властью он обладает. Но это не совсем так. Власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в конкретной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от других лиц.

Любой лидер организации может увеличить свою власть, дав ключевым членам организации возможность увидеть