Файл: дневник читателя.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«ДНЕВНИК ЧИТАТЕЛЯ»

ЧАСТЬ 1 – Произведения для чтения детям первой и второй младшей групп



Анализ произведения (книги)

Педагогическая ценность (задачи) произведения

Формы работы с произведением (книгой) в ДОО

1

«Козлятки и волк». Русская народная сказка в обработке К. Ушинского. Художник П. П. Репкин. – М.: 1989.

Сказка показывает заботы мамы о детях; ее волнения; о том, как себя вести детям; о необходимости делать, как сказала мама.

Главные герои: коза, козлята.

Коза: заботливая, ласковая, трепетная, осторожная.

- Каждый день уходила коза за кормом в бор.

- Сама уйдёт, а деткам велит крепко-накрепко запереться и никому дверей не отпирать.

- Она покормит их и опять уйдёт пастись.

Козлята: исполнительные, любящие, слушающие маму.

- Козлятки выслушали волка и говорят: «Слышим, слышим! Не матушкиным голосом поёшь, матушка поёт тоньше и не так причитывает!» – И не отворили дверей волку.

Художественное своеобразие сказки:

В сказке использованы приемы:

Антропоморфизм – очеловечивание, коза и козлята представляются нам в сказке разговаривающими, поющими и думающими.

Персонификация животных (из каждого животного воссоздана отдельная персона, отдельная личность со своим характером, темпераментом и поступками).

Анимизм – наделение животных душой.

Лексика:

Используются архаизмы: причитывает, несолоно хлебавши.

В тексте используются различные приемы применения средств художественной выразительности речи. Например, эпитеты «Трава шелковая», «вода студеная»; метафора «Полны копытца водицы».
Сказка написана повествовательно с короткими диалогами.

Вывод: сказка учит быть послушным. А еще приучает быть осторожными с незнакомцами.

Формировать у ребенка умение внимательно слушать сказку, эмоционально откликаться на ее содержание. Побуждать вместе со взрослыми петь песенку Козы.

Чтение сказки.

Рассматривание иллюстраций.


2

Сказка «Теремок» в пересказе М. Булатова.

Сказка о взаимодействии и умении обращаться к другим людям (животным) о сопереживании другому, о дружбе.

Главные герои: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь косолапый.

Все герои дружные: Вот они все в теремке живут, песни поют.

Принялись они брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить.

Лучше прежнего выстроили!

Художественное своеобразие сказки:

В сказке использованы приемы:

Антропоморфизм – очеловечивание, в данной сказке все животные разговаривают, ведут диалог, выполняют действия, похожие на поведение человека.

Персонификация животных. Например, каждое животное персонифицировано, у него есть свой характер.

Анимизм – наделение животных душой.

Лексика:

В тексте нет архаизмов, сказка написана современным языком. Лексика упрощена для того, чтоб быть доступной маленьким детям.

В этом тексте практически нет способов применения средств художественной выразительности речи: метафор, эпитетов. Текст упрощен и доступен для понимания детям младшего дошкольного возраста.

Главный смысл сказки «Теремок» состоит в том, что совершенно разные по духу и характеру личности могут мирно сосуществовать вместе, если все они настроены дружелюбно друг к другу. Но бывает достаточно кого-то одного, кто настроен враждебно к дружному коллективу, чтобы разрушить мирную обстановку. Важно дружелюбно относиться ко всем гостям, но при этом внимательно оценивать, не настроен ли пришедший враждебно, чтобы суметь своевременно дать отпор разрушителю.

Вывод: Сказка «Теремок» учит всех жить в мире и дружбе, в добром согласии.

Познакомить детей с новым художественным произведением – сказкой.
Учить детей слушать сказку в сопровождении показа кукольного театра.
Формировать умение следить за развитием сюжета, помочь детям запомнить персонажей. Обогащать словарь детей словами-просьбами. Развивать интерес детей к просмотру иллюстраций в книге.
Воспитывать желание помогать друг другу.


Чтение сказки.

Рассматривание иллюстраций.

Показ настольного театра.

3

Сказка «Маша и медведь». Русская народная сказка в обработке МБулатова. Художник Николай Устинов. М.: Малыш. 1986.

Сказка показывает, что надо слушать взрослых; развивает находчивость.

Герои: Маша, медведь.

Маша: ласковая, доверчивая, находчивая, хозяйственная.

- Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю.

- Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти - не знает, спросить не у кого…

Медведь: добродушный, бестолковый.

Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

– Ага, – говорит, – теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Встал и пошел скорее.

Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота: 

– Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев принес. 

Маша волею судьбы оказалась в непростой ситуации – в жилище Медведя, который не хотел ее отпускать в родной дом. Характер ей достался совсем не простой: упрямый, несговорчивый, независимый, настойчивый, но в то же время добрый и отзывчивый.

Художественное своеобразие сказки:

В сказке использованы приемы:

Антропоморфизм – очеловечивание, в данной сказке медведь разговаривает, действует отчасти как человек

Персонификация животных. Например, Медведь здесь показан не очень смышленым, раз его обхитрила маленькая Маша. Анимизм – наделение животных душой.

Лексика:

В тексте несть архаизмы: короб, аукаться, почуяли, гостинцы.

В этом тексте практически нет способов применения средств художественной выразительности речи: метафор, эпитетов. Текст упрощен и доступен для понимания детям младшего дошкольного возраста.

Вывод: девочка должна научиться полноценно вести хозяйство. Кроме этого, из любой ситуации возможен выход, если проявить хитрость, смекалку и остроумие. Острый ум и сообразительность детей нельзя подавлять, и тогда они, когда подрастут, всегда смогут найти решение даже самой непростой проблемы.

Познакомить с содержанием, учить рассматривать рисунки-иллюстрации, понимать сюжет картинки.

Чтение сказки.

Рассматривание иллюстраций.


4

Сказка «Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршак.

Эта сказка показывает, как маме порой трудно уложить спать своего любимого малыша и о том, куда может завести капризность и привередливость маленьких детишек.

Герои: мама, мышонок.

Мама утка: заботливая, ласковая, стремящаяся сделать все для своего ребенка.

- Пела ночью мышка в норке:

- Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Побежала мышка-мать,

Стала утку в няньки звать и т.д.

Мышонок: вредный, капризный, привередливый, глупый.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос нехорош.

Слишком громко ты поешь!

Художественное своеобразие сказки:

В сказке использованы приемы:

Антропоморфизм – очеловечивание, мама Мышка и Мышонок представлены в сказке как люди – сынок и мама. Все животные, которые приходили в няньки – курица, лошадь – то же одушевлены.

Все животные представлены нам в сказке разговаривающими, поющими и думающими.

Персонификация животных (из каждого животного воссоздана отдельная персона, отдельная личность со своим характером, темпераментом и поступками).

Анимизм – наделение животных душой.

Лексика:

Применяются устаревшие слова: огарочек свечи.

В тексте используются некоторые средства художественной выразительности речи. Например, эпитеты «сладкая песня».

Сказка написана в стихотворной форме. Содержание сказки простое и понятное детям младшего дошкольного возраста.

Вывод: воспитывается любовь к матери, осуждаются непослушание и капризы.

Познакомить с содержанием, учить рассматривать рисунки-иллюстрации, понимать сюжет картинки, воспитывать любовь к маме.

Чтение сказки.

Рассматривание иллюстраций.


5

«Кто сказал «Мяу»?» В. Г. Сутеев.

Сказка показывает разных животных и птиц, некоторые их повадки.

Главные герои: щенок.

Щенок: напыщенный, важный, любопытный, думающий, внимательный, задумчивый, боязливый, бесстрашный, грустный, веселый.

- Вскочил щенок, обежал всю комнату, заглянул под кровать, под стол никого нет!

Влез на подоконник, увидел: во дворе гуляет Петух.

«Вот кто не дал мне спать!» – подумал Щенок и побежал во двор к Петуху.

- «Это тут!» – сказал себе Щенок и быстро начал рыть под крыльцом всеми четырьмя лапами.

«Вот он! – сказал себе Щенок. – Сейчас я его поймаю…» Он подкрался поближе…

Художественное своеобразие сказки:

В сказке использованы приемы:

Антропоморфизм – очеловечивание, все животные разговаривают, наделены человеческими качествами и своими характерами и привычками.

Персонификация животных (из каждого животного воссоздана отдельная персона, отдельная личность со своим характером, темпераментом и поступками).

Анимизм – наделение животных человеческой душой.

Лексика:

Текст простой и доступный для понимания детьми. В тексте умеренно используются средства художественной выразительности речи. Например, эпитеты «огромный лохматый пес».

Сказка написана в прозе доступным для детей языком.

Вывод: дети узнают, какие звуки издают те или иные животные. В щенке показана детская непосредственность и любопытство, что позволяет стимулировать детскую любознательность.

Познакомить со сказкой. развивать речь ребенка, память и внимание, обогащать пассивный и активный словарь, развивать умение запоминать сюжет; воспитывать любовь к животным, развивать речевые навыки в подражании и умении обращаться к другим.

Чтение сказки.

Рассматривание иллюстраций.

Диалог между взрослым и ребенком.

Подражание.

Просмотр мультфильма.

6

В. Бианки «Лис и мышонок».

Короткая сказка рассказывает о взаимоотношениях животных, их некоторых повадках.

Главные герои сказки Бианки «Лис и Мышонок» — настойчивый Лис и предусмотрительный Мышонок. 

Лис: хитрый, наглый, настойчивый.

– Мышонок, Мышонок, а я ведь твою норку разрою!

Мышонок: запасливый, хозяйственный. Мышонок оказался крайне предусмотрительным. Он хорошо подготовился к возможному нападению Лиса на его норку.

– А у меня в норке спаленка.

– А у меня в норке кладовочка!

– А я от тебя в отнорочек – и был таков!

Сказка в стихотворной форме с диалогом, использован прием анимизм – животные разговаривают, думают.

Главная мысль сказки Бианки «Лис и Мышонок» заключается в том, что предусмотрительность позволяет избегать многих опасностей. Лис всячески пытался найти слабые места, но у Мышонка все было предусмотрено – и спальня, чтобы переждать осаду хищника, и кладовка с припасами, чтобы не голодать, и запасной выход для бегства.

Художественное своеобразие сказки:

В сказке использованы приемы:

Антропоморфизм – очеловечивание персонажей-животных.

Персонификация животных (из каждого животного воссоздана отдельная персона, отдельная личность со своим характером, темпераментом и поступками).

Анимизм – наделение животных душой.

Лексика:

Текст простой, с небольшим применением средств художественной выразительности речи. Сказка написана в прозе. Сказки Бианки всегда опираются на факты из жизни животных в природе.

Вывод: Сказка Бианки учит планировать свою жизнь, и учитывать при таком планировании возможные неприятности.

Познакомить со сказкой, приучать внимательно слушать литературные произведения без наглядного сопровождения; различать животных, угадывать их по описанию.

Чтение сказки, вопросы к детям, рассматривание иллюстраций, игра-подражание.

7

Маршак Самуил Яковлевич «Сказка о глупом мышонке». Художник: Бордюг Сергей Иванович, Трепенок Наталья Альфонсовна. Издательство: АСТ, 2017 г. Серия: книжки-раскладушки

Эта сказка показывает, как маме порой трудно уложить спать своего любимого малыша и о том, куда может завести капризность и привередливость маленьких детишек. Маленькие капризули и непоседы, услышав сказку, больше никогда не будут вести себя плохо, а всегда слушаться взрослых.

Главные герои: мама, мышонок.

Мама: заботливая, ласковая, добрая.

- Пела ночью мышка в норке:

– Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

– Побежала мышка-мать,

Стала (утку) в няньки звать.

Мышонок: глупый, капризный.

– Нет, твой голос нехорош.

Слишком громко ты поешь!

Художественное своеобразие сказки:

В сказке использованы приемы:

Антропоморфизм – очеловечивание, мама Мышка и Мышонок представлены в сказке как люди – сынок и мама. Все животные, которые приходили в няньки – курица, лошадь – то же одушевлены.

Все животные представлены нам в сказке разговаривающими, поющими и думающими.

Персонификация животных (из каждого животного воссоздана отдельная персона, отдельная личность со своим характером, темпераментом и поступками).

Анимизм – наделение животных душой.

Лексика:

Применяются устаревшие слова: огарочек свечи.

В тексте используются некоторые средства художественной выразительности речи. Например, эпитеты «сладкая песня».

Сказка написана в стихотворной форме. Содержание сказки простое и понятное детям младшего дошкольного возраста.

Вывод: воспитывается любовь к матери, осуждаются непослушание и капризы.

Закрепить умение рассматривать животное (мышонка) по картинке, называть его внешний вид, повадки.

Закрепить знание детьми »Сказки о глупом мышонке»С. Я.Маршака.

Развивать наблюдательность, память, зрительное и слуховое внимание детей.

-развивать речевую активность детей через подбор прилагательных и глаголов, характеризующих внешние данные животного

Воспитывать в детях любовь к творчеству детского писателя С. Я. Маршака, вызвать интерес, отклик к его произведению, чувство сопереживания к мышонку.

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, показ настольного театра, беседа по произведению.


Вывод: о стремлении оказать помощь.


Вывод: всему живому требуется чистота и мама приучает детей к ней.

Воспитывать умение слушать новый рассказ, следить заразвитием действия.

Повторять отдельные наиболее интересные выразительные отрывки из прочитанного произведения.

Сопереживать героям произведений.

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.

39

«Умная птичка» М. Зощенко.

Одна умная птичка сумела обмануть любопытного мальчика, пожелавшего забрать себе птенчика из гнезда. 

- Мальчик понял, что эта птичка нарочно упала с дерева и нарочно бегала по земле, чтоб подальше увести мальчика от своего гнёздышка.

Художественное своеобразие сказки:

Это рассказ из жизни человека и птицы. Птицы в нем не наделены человеческими качествами.

Произведение написано в прозе. Содержание его простое и понятное детям младшего дошкольного возраста.

Вывод: мама всегда заботиться о детенышах и сильный тоже должен заботиться о слабых.

Формировать представления детей о птицах, их характерных признаках. Воспитывать любознательность, умение слушать произведение. Вести беседу с воспитателем по произведению.

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.

40

«Что ни страница-то слон, то львица» В. Маяковский.

Стихотворение Владимира Маяковского »Что ни страница – то слонто львица» в смешной и иронической форме рассказывает детям о животных, тем самым прививается доброе отношение к животным.

Художественное своеобразие сказки:

Это рассказ из жизни человека и животных. Животные в нем не наделены человеческими качествами.

Произведение написано в стихах. Содержание его простое и понятное детям младшего дошкольного возраста.
Вывод: мы говорим о взаимодействии человека и живой природы.

Познакомить детей с произведением В. Маяковского.

Развивать интерес к художественной литературе.

Воспитывать умение анализировать поступки литературных героев и оценивать их, аргументируя свои суждения.

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.

41

«Девочка чумазая» А. Барто, П. Барто.

Стихотворение о девочке, которая не следила за своим внешним видом. Подводит детей к пониманию, что чистота- залог здоровья, побуждает к выполнению элементарных гигиенических навыков: мыть руки, лицо, тело, расчесываться, следить за чистотой одежды. 

Художественное своеобразие стихотворения:

В данном стихотворении не использованы приемы очеловечивания и персонификации. Т.к. речь идет о девочке е и реальной жизненной ситуации с плаксивой девочкой.

Лексика:

Текст простой и доступный для понимания детьми младшего дошкольного возраста. В тексте нет средств художественной выразительности речи. Текст очень эмоционален и легко запоминается детьми. Стихотворная форма.

Вывод: воспитывается стремление к здоровому образу жизни и чистоте.

закрепить названия принадлежностей ухода за собой: мыло, зубная щётка, полотенце, мочалка;

развивать умение выполнять необходимые гигиенические процедуры: мытьё рук, лица с мылом, вытирание полотенцем, расчёсывание;

познакомить детей с произведением АБарто «Девочка чумазая».

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.

Игра с куклой

42

«Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский.

В стихотворении «Что такое хорошо и что такое плохо?» рассказ ведется от лица отца, который отвечает сыну на вопрос. Противопоставление позволяет ребенку быстро понято что хорошо, а что плохо.

Если »сын чернее ночи» или »в грязь залез и рад», то это очень плохо, ведь чистоплотность – это залог здоровья. А если »мальчик любит мыло и зубной порошок», а »также чистит валенки и моет сам калоши», то »он хотя и маленький, но вполне хороший».

В конце малыш делает вывод:

- Буду делать хорошо, и не буду плохо.

Художественное своеобразие стихотворения:

В данном стихотворении не использованы приемы очеловечивания и персонификации. Т.к. речь идет о реальной жизненной ситуации.

Лексика:

Текст простой и доступный для понимания детьми младшего дошкольного возраста. В тексте нет средств художественной выразительности речи. Текст очень эмоционален и легко запоминается детьми. Стихотворная форма.

Вывод: развивается понимание хорошо-плохо, воспитывает в детях навыки вежливого поведения.

Познакомить детей с произведением “Что такое хорошо и что такое плохо”.

Развивать интерес к художественной литературе.

Воспитывать умение анализировать поступки литературных героев и оценивать их, аргументируя свои суждения.

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.

43

«Как мыши с котом воевали» Н. Заболоцкий.

Отважные мыши отправились воевать с котом. А кот притаился и обманул мышей.

Вот какой он был, котище, хитрый!

Вот какой он был, котище, умный!

Всех мышей он обманул,

Всех он крыс переловил.

Не лазайте, мыши, по полочкам,

Не воруйте, крысы, сухарики.

Стихотворение написано приемом анимизма.

Художественное своеобразие стихотворения:

В данном стихотворении не использованы приемы очеловечивания и персонификации. Т.к. речь идет о реальной жизненной ситуации.

Лексика:

Текст простой и доступный для понимания детьми младшего дошкольного возраста. В тексте нет средств художественной выразительности речи. Текст очень эмоционален и легко запоминается детьми. Стихотворная форма.

Вывод: необходимо всегда искать выход из ситуации.

Познакомить с произведением, учить давать характеристику героям; обогащать словарный запас прилагательными учить отвечать на вопросы по произведению небольшими предложениями. 

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.

44

«Лиса Патрикеевна» К. Ушинский.

Показана красота лисы:

- Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

А также ее хитрость:

- Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса - хитрая: любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика.

Художественное своеобразие сказки:

Сказка, написанная с использованием приема антропоморфизма и персонификации. Животные очеловечены, наделены человеческими качествами.

Сказка написана в прозе. Содержание сказки простое и понятное детям младшего дошкольного возраста.

Вывод: сложившийся образ лисы в сказках очень стереотипный – лиса хитрая. Обманщица, а в этой сказке показана красота лисы.

Совершенствовать умение детей слушать внимательно текст, отвечать на вопросы.

Воспитывать доброту, отзывчивость, желание помогать.

Развивать речь детей, память, внимание, желание слушать рассказы, самостоятельность.

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.

45

«Про друзей» Г. Цыферов из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»

О том, как цыпленок выбирал себе друзей.

- Друзей у цыпленка было мало. Он искал друзей по цвету. 

Художественное своеобразие сказки:

Сказка, написанная с использованием приема антропоморфизма и персонификации. Животные очеловечены, наделены человеческими качествами.

Сказка написана в прозе. Содержание сказки простое и понятное детям младшего дошкольного возраста.

Вывод: выбирать друзей надо не по незначащим признакам (по цвету, он угощает меня конфетами).

Учить детей слушать короткое литературное произведение, отвечать на вопросы, продолжать учить воспринимать образное содержание сказки. Развивать у детей зрительную, слуховую память, творческое воображение.

Активизировать слова: важный, голосистый, глазки-бусинки, шпоры, клюв, пушистый, виляет.

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.

46

«Так и не так» К. Чуковский. Книжка-игрушка. Художник О. Рубина. К.: Веселка. 1983 г. 

Митя рисовал для Муры картинки, сначала не правильно, а затем верно. Митя был очень рассеянный.

Художественное своеобразие стихотворения:

В данном стихотворении не использованы приемы очеловечивания и персонификации. Т.к. речь идет о реальной жизненной ситуации.

Лексика:

Текст простой и доступный для понимания детьми младшего дошкольного возраста. В тексте нет средств художественной выразительности речи. Текст очень эмоционален и легко запоминается детьми. Стихотворная форма.

Вывод: прежде чем начинать рисовать, надо продумать сюжет рисунка.

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы. Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий. Развивать интерес и любовь к сказкам.

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.

47

«Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза. Короткий хвост» Д. Мамин-Сибиряк.

Главный герой– обычный заяц, живший в лесу вместе с другими зайцами. Он, как и все его сородичи, боялся всего и всех – лесных шорохов, взлетающей птицы и, конечно, волка. Шло время и вот однажды зайцу надоело бояться. Он громогласно объявил всем жителям леса, что никого теперь не боится.

Главный смысл сказки про храброго зайца состоит в том, что жизнь в значительной степени зависит от собственного отношения кого-либо к окружающему миру. Если все время бояться и опасаться разных неприятностей, то эти неприятности всё время будут вертеться в голове и мешать жить. А если найти в себе силы побороть страх, то удача будет на твоей стороне.

Художественное своеобразие сказки:

Сказка, написанная с использованием приема антропоморфизма и персонификации. Животные очеловечены, наделены человеческими качествами.

Сказка написана в прозе. Содержание сказки простое и понятное детям младшего дошкольного возраста.

Вывод: Сказка учит не бояться опасностей, а стараться преодолевать их, активно бороться с надуманными страхами.

Продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы. Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий. Развивать интерес и любовь к сказкам.

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.

48

«Ступеньки» Н. Носов.

Мальчик Петя учился считать, но научившись считать до пяти, решил посчитать ступеньки. Но каждый раз, когда он доходил до числа пять, приходилось возвращаться обратно. Т.к. он не умел считать дальше.

Художественное своеобразие сказки:

В данном стихотворении не использованы приемы очеловечивания и персонификации. Т.к. речь идет о реальной жизненной ситуации.

Лексика:

Текст простой и доступный для понимания детьми младшего дошкольного возраста. В тексте нет средств художественной выразительности речи. Текст очень эмоционален и легко запоминается детьми. Стихотворная форма.

Вывод: Овладевать знаниями следует очень прилежно и запоминать их накрепко, чтобы впоследствии не возникали такие досадные заминки, как у мальчика Пети.


Учить детей слушать короткое литературное произведение, отвечать на вопросы, продолжать учить воспринимать образное содержание рассказа.

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.

49

«Три котенка» В. Сутеев.

Три котенка были любопытные, и все хотелось узнать.

Главные герои – котята помогают узнать много чего интересного об окружающем мире.

Художественное своеобразие сказки:

Сказка, написанная с использованием приема антропоморфизма и персонификации. Животные очеловечены, наделены человеческими качествами.

Сказка написана в прозе. Содержание сказки простое и понятное детям младшего дошкольного возраста.

Вывод: побуждает быть любознательным и стремиться к изучению неизведанного, но с предосторожностями.

Познакомить с рассказом ВСутеева »Трикотёнка».

Формировать эмоционально-образное восприятие рассказа.

Учить отвечать на вопросы воспитателя, активизировать словарный запас детей.

Развивать звуковую культуру речи.

Развивать речь, внимание, мышление, память, познавательный интерес.

Воспитывать интерес к художественной литературе, желание слушать художественные произведения. Воспитывать уверенность в себе при чтении стихотворений, ответах на вопросы.

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.


Часть 2 – Произведения для чтения детям средней группы



Анализ произведения (книги)

Педагогическая ценность (задачи) произведения

Формы работы с произведением (книгой) в ДОО

1

Сказка «Про Иванушку-дурочка», обр. М. Горького.

Главный герой сказки Горького «Про Иванушку-дурачка» – красивый парень, у которого все дела несуразным образом выходят. 

Главная мысль сказки «Про Иванушку-дурачка» заключается в том, что доброта важнее недалекости.

Но Иванушке надо почаще «включать» благоразумие, ведь в жизни должно быть все сделано по уму.

Художественное своеобразие сказки:

В сказке использованы приемы:

Антропоморфизм – очеловечивание, медведь, медведица и медвежата представляются нам в сказке разговаривающими, поющими и думающими.

Персонификация животных (из каждого животного воссоздана отдельная персона, отдельная личность со своим характером, темпераментом и поступками).

Анимизм – наделение животных душой.

Лексика:

Используются архаизмы: кадка, похлебка, что позволяет вести словарную работу с детьми, разъяснять значение новых для них слов.

Сказка написана в прозе простым и доступным языком. В сказке много диалогов.

Вывод: К доброму человеку отношение всегда будет добрым, и люди, как правило, помогают тем, кто добр к ним.

Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.

Стимулировать и поощрять размышления детей о поступках героев произведения.

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.

2

«Война грибов с ягодами», обр. В. Даля.

Главный герой русской народной сказки «Война грибов с ягодами» – гриб-боровик. Увидал он как-то раз, что девушки в лесу ягоды разные собирают, которых в тот год уродилось много. Обиделся тогда гриб-боровик на ягоды и решил на них войной идти.

Если бы гриб-боровик не решил начать войну с ягодами, то не попал бы он в кузовок к тетке Варваре.

Тетка Варвара показала себя хозяйственной женщиной – она собрала много грибов, дома их аккуратно рассортировала и каждому виду грибов нашла свое место и применение.

Художественное своеобразие сказки:

В сказке использованы приемы:

Антропоморфизм – очеловечивание, грибы и ягоды представляются нам в сказке разговаривающими, поющими и думающими.

Персонификация персонажа (из каждого гриба воссоздана отдельная персона, отдельная личность со своим характером, темпераментом и поступками).

Анимизм – наделение персонажа живой душой.

Лексика:

Используются архаизмы: кадушка, бурачки.

В тексте используются различные приемы применения средств художественной выразительности речи. Например, эпитеты «лето красное».

У сказки интересный язык, привлекающий внимание своим хорошим чувством юмора: «Варвара – широкие карманы», «Мы опенки, у нас ноги тонки» и т.п.

Вывод: Человек, проявляющий агрессию, сам и страдает от своей агрессивности.

 Формировать у детей умение внимательно и заинтересованно слушать сказку.

Развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речиразвивать речь как средство общения

Вызвать положительный отклик на героев прочитанной сказки.

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.

3

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л.Н. Толстого

Сестра и брат жили вместе. Вышла Аленушка замуж за купца, а ведьма решила ее свести с белого света. Но у нее ничего не получилось.

Герои: Аленушка, Иванушка, ведьма

Аленушка: добрая, красивая, работящая, ласковая.

Иванушка: не послушный, добрый, боится за сестру.

Ведьма злая.

Главный смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в том, что детям надо обязательно слушаться старших. Дети должны понимать, что старшие – опытнее, мудрее, они уже знают, какие опасности может скрывать окружающий мир. Вот Иванушка не послушал Аленушку – а сколько бед и горя это принесло им обоим? Есть в сказке и определенный иносказательный смысл. Очень важно предоставить детям хорошие «источники» жизненного опыта. Если ребенок берет всё от хорошего «источника» — он станет хорошим человеком. А если «источник» плохой, то из ребенка может получиться плохой, вредный для общества человек. Применительно к данной сказке скажем так: «Из козьего источника напьёшься — козлом станешь, а из человеческого — человеком вырастешь».

Художественное своеобразие сказки:

В сказке использованы приемы:

Применен антропоморфизм – очеловечивание, козленок в сказке разговаривает, печка, яблонька и т.п.

Анимизм – наделение животных и других неживых персонажей душой. Лексика:

В тексте используются различные приемы применения средств художественной выразительности речи. Например, эпитеты «чистое поле», «вода туденая», «яблочки румяные».

Вывод: Прислушивайтесь к голосу старших, особенно родных людей. Они живут дольше, жизнь знают лучше, они и помогут избежать ненужных ошибок. А если уже попал в беду, то своих оставлять негоже. Помоги человеку исправиться, подняться. Терпение, любовь, вера в лучшее — этими понятиями никогда пренебрегать не стоит. Что ещё можно сказать? Любовь и радость творят чудеса. А вот коварство, интриги до добра не доведут. Интриги — это удел слабых. Слабые люди искренними не бывают. Интрига, которую затеяла ведьма, привела к её же падению.

Познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, используя распространенные предложения.

Развивать творчество, воображение, способствовать усвоению образного языка сказки.
 Воспитывать интерес к устному народному творчеству

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.

Просмотр мультфильма.

4

«Лисичка сестричка и волк», обр. М. Булатова.

Сказка «Лисичка-сестричка и волк» о хитрой лисе, которая сначала притворилась мертвой и съела всю рыбу на санях у деда, а потом подговорила волка опустить в прорубь хвост, чтоб рыбы наловить. Долго сидел волк у проруби. Захотел встать, но хвост его приморозило. А тут бабы пришли за водицей. Увидели волка и стали его бить ведрами. Оторвал волк себе хвост и убежал, пообещав отплатить лисице.

Тем временем лисица залезла в одну избу, чтобы что-то стянуть, но вымазалась тестом и выбежала с дома. Бежит ей навстречу волк и стал ей жаловаться, что его всего побили. Но лисица и тут исхитрилась. Сказала волку, что у него хоть только кровь выступила, а у неё мозг. Волк сжалился над лисицей и потянул её на себе.

Главные герои: волк, лиса.

Художественное своеобразие сказки:

Сказка написана повествовательно, с диалогами и с приемом анимизма и персонификации.

Лексика:

Архаизмы: бабы, ухват, квашенка.

В тексте не используются средства художественной выразительности речи. Текст простой, и доступный детям дошкольного возраста. Интересен текст сказки своими диалогами и присказками, которые хорошо запоминаются детьми «Ловись рыбка мала и велика», «Битый небитого везет».

Вывод: Эта сказка нас учит, что нельзя слепо всем верить. Прежде, чем что-то сделать, надо хорошо обдумать, можно ли так поступать.

Познакомить детей c руccкой народной cказкой »Лиcичка-cеcтричка и волк» (обр. М. Булатова, помочь оценить поcтупки героев, учить cтроить развёрнутые выcказывания.

Закреплять умение внимательно cлушать cказку. Формировать умение понимать cодержание cказки, отвечать на вопроcы по текcту полными предложениями.

Воcпитывать интереc к руccким народным cказкам; воcпитывать моральные качеcтва: уважение, доброту, чеcтноcть к другим людям.

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.

Игра-драматизация.

5

«Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова.

Животные решили жить отдельно от человека. Построили себе избу и стали жить.

- Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили брёвен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, моху натаскали – стали рубить избу. Избу срубили, печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли. Наготовили на зиму запасов и дров.

Решили волки съесть друзей. Но вместе они смогли одолеть волков.

Художественное своеобразие сказки:

Сказка написана повествовательно, с диалогами и с приемом анимизма и персонификации. Все животные наделены душой и сознанием, у каждого свой характер, все животные разговаривают, совершают поступки.

Лексика:

Архаизмы: натесали бревен, стены проконопатили и т.п.

В тексте умеренно используются средства художественной выразительности речи. Текст простой и доступный детям дошкольного возраста. Интересен текст сказки своими диалогами и сюжетом.

Вывод: вместе можно преодолеть все несчастья и победить врагов.

Продолжать учить слушать художественное произведение, оценивать поведение героев;

- формировать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу;

-активизировать словарный запас детей: зимовье, рубить избу, столбы тесать, щепу драть, стены конопатить;

Развивать умение эмоционально воспринимать содержание сказки;

Воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.

Показ настольного театра.

6

«Петушок и бобовое зернышко», обр. О.Капицы.

«Петушок и бобовое зернышко» – старинная русская народная сказка.

Главные герои сказки – это курочка, корова, петушок, кузнец, хозяин и хозяюшка.

Первой мыслю сказки, является наставление, что нельзя торопиться.Петушок кушал бобовые зернышки очень быстро и одно зерно застряло у него в горле.

Второй мыслю, является стремление к взаимопомощи, сострадание и неравнодушие к чужим проблемам. Курочка сталкивается с многочисленными проблемами, чтобы добыть масло, которое поможет петушку проглотить зернышко. Она не оставляет его в беде, хотя ей тоже трудно.

Художественное своеобразие сказки:

Сказка написана повествовательно, с диалогами и с приемом анимизма и персонификации. Все животные одухотворены, имеют свой характер и поступки.

Лексика:

В тексте умеренно используются средства художественной выразительности речи. Эпитеты «золотой гребешок» и т.п. Текст простой и доступный детям дошкольного возраста. Текст поучителен, о правилах безопасности.

Вывод: объясняем детям, что и в процессе еды, а также других важных дел - спешка не нужна. Из-за неё может случиться серьезная неприятность. И еще нельзя оставлять друзей в беде.

Формировать умения у детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, повторять отдельные слова и фразы из текста;

- познакомить с зерновой культурой – бобами, ввести в активный словарь детей слова: боб, бобы, бобовое зернышко;

-добиваться четкого произношения звуков в слогах и фразах;

-развивать связную речь, интонационную выразительность речи, мелкую моторику кистей рук; развивать внимание, наблюдательность, умение делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи.

-воспитывать взаимопомощь, любовь к русским народным сказкам, доброжелательное взаимодействие со сверстниками.

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.

7

«Три поросенка», пер. с анг. С. Михалкова.

Она о том, как трое поросят решили построить домики на зиму. Один построил домик из соломы, второй из веток, а третий из камня. Однажды пришел голодный волк и разрушил соломенный домик и из веток. Только в домике из камня трем поросятам удалось спастись от волка.

Эта сказка учит тому, что всякую работу нужно делать добросовестно и не лениться. Если бы все поросята построили прочные домики, то не пришлось спасаться от волка. Также сказка учит, что нужно помогать своим близким.

Художественное своеобразие сказки:

Сказка написана повествовательно, с диалогами и с приемом анимизма и персонификации, а также антропоморфизма. Поросята и волк имеют сознание, душу, свой характер, которые явно прослеживается в трех поросятах: они очень разные по характеру, хотя и братья.

Лексика:

Сказка написана в прозе, повествовательного характера. В тексте умеренно используются средства художественной выразительности речи. Текст простой, доступный детям дошкольного возраста. Интересен текст сказки своим сюжетом и кульминацией.

Вывод: сказка о взаимопомощи и о добросовестности в любом деле.

Познакомить детей с английской сказкой »Трипоросенка» (пер. С. Михалкова, помочь понять ее смысл и выделить слова передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.

Продолжать учить слушать содержание сказки, отвечать на поставленные вопросы

Развивать фантазию, творческое воображение

Воспитывать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки, уважительное отношение к труду, к дружбе.

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.

Игра-драматизация.

8

«Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака

Как решили еж и заяц бегать наперегонки. Умный и находчивый еж смог зайца обогнать.

Художественное своеобразие сказки:

Сказка написана повествовательно, с диалогами и с приемом анимизма и персонификации, а также антропоморфизма.

Лексика:

В тексте умеренно используются средства художественной выразительности речи. Эпитеты «ясный солнечный денек», Текст простой, доступный детям дошкольного возраста. Интересен текст сказки своими диалогами и занимательным, поучительным сюжетом.

Вывод: победить можно не только полагаясь на свои физические качества, но и на свой ум.

Учить детей давать характеристику Ежу. Познакомить детей с мимическими движениями. Воспитывать дружелюбие.

Словарная работадружелюбный, приветливый зазнайка.

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.

9

«Красная шапочка» из сказок Ш.Перро, пер. с франц. Т. Габбе.

Красная шапочка – доверчивая девочка. Несет пирожки бабушке и встречает волка. Все ему рассказывает, куда идет и зачем. Волк – хитрый, жадный съел бабушку и хотел съесть и красную шапочку. И только смелые охотники не позволили совершить плохие дела волку.

Художественное своеобразие сказки:

Сказка написана повествовательно, с диалогами и с приемом анимизма и персонификации, а также антропоморфизма. Волк очеловечен, наделен сознанием и характером. Образ волка изображен приемом анимизма – с одной стороны волк ведет себя как волк, с другой стороны он думает, составляет план действий.

Лексика:

В тексте умеренно используются средства художественной выразительности речи. Эпитеты «яркие бабочки», «душистые цветы» Текст простой, доступный детям дошкольного возраста. Интересен текст сказки своими диалогами, поучительным сюжетом. Быстро запоминаются детьми присказки «Дерни за веревочку – дверь и откроется».

Вывод: НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ на посторонние занятия и беседы, когда выполняешь важное поручение. Ведь в сказке мать Красной Шапочки поручила девочке навестить заболевшую бабушку и передать больной корзинку с гостинцами. А Красная Шапочка, идя через лес, выбрала наиболее длинную и небезопасную дорогу, так как хотела пособирать цветы, полюбоваться бабочками и жуками, послушать лесных птичек... Все это было бы очень милым занятием, если бы героиня была на лесной прогулке в сопровождении взрослых. Девочка не очень спешила навестить больную бабушку. Вдобавок, встретив незнакомого ей Серого Волка, Красная Шапочка поведала ему куда и зачем идет, что и позволило Волку обмануть и проглотить сначала больную бабушку, а затем и саму юную героиню.

Познакомить детей со сказкой ШПерро »Красная шапочка»; формировать умение внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения; развивать наблюдательность, зрительную память при рассматривании иллюстраций к сказке; воспитывать интерес к художественной литературе, сопереживание к героям сказки.

Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению.