ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЧАСТЬ 4 – Произведения для чтения детям подготовительной группы
Вывод: нужно быть красивым, но не только, нужно воспитывать в себе смелость, решительность, сообразительность.
№ | Анализ произведения (книги) | Педагогическая ценность (задачи) произведения | Формы работы с произведением (книгой) в ДОО |
1 | «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского. В сказке отражается ценностная парадигма добра и зла. Проблема достижения жизненных благ решается умением делать добро и помогать окружающим, тогда они обязательно помогут тебе и отплатят благодарностью сполна (смирная, работящая девочка Машенька накормила мышку, а та помогла ей выиграть в игре в жмурки у медведя, и он отблагодарил Машеньку стадом коней, да возом добра ). Злая и ленивая девочка Наташа, должна была научиться у доброй Машеньки теплому и заботливому отношению к окружающим, трудолюбию и честности на собственном горьком опыте (после того как медведь ее избил, и мышка не помогла ей избежать этой участи). Чертами русского характера обладают и дед с Машенькой, и баба с Наташей. Первые: покорностью и послушанием, добротой и трудолюбием, бесстрашием и честностью. Вторые: завистью и злобой, верой в то, что все появится само собой. Художественное своеобразие сказки: Это волшебная сказка. В ней использованы приемы антропоморфизма и анимизма, есть очеловечивание животных – Медведь играет в жмурки. Лексика: Текст сказки доступный пониманию детей старшего дошкольного возраста, поучительный. Вывод: как ты относишься к окружающим, так и они к тебе. И без труда и усердия ничего само собой у тебя не появится. ( Машенька накормила мышку, та ее спасла от медведя, а он наградил девочку; Наташа же швырнула в мышку поленом и она пожелала злой Наташке избитой быть, - так и вышло). | Обогащать представления детей об окружающем мире с помощью детской литературы. Учить делать выводы, понимать суть произведения, его изюминку. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
2 | «Волк и лиса», обр. И.Соколова-Микитова. Хитрая лиса смогла остаться жить у волка в доме. Ее вранье и глупость волка привели к этому результату. Художественное своеобразие сказки: Сказка написана повествовательно, с диалогами и с приемом анимизма и персонификации. Лиса и волк очеловечены, разговаривает, думает. Лексика: Архаизмы: припеваючи. В тексте не используются средства художественной выразительности речи. Текст простой, и доступный детям среднего и старшего дошкольного возраста. Вывод: нельзя безоговорочно доверять можно остаться и совсем без дома. | Развивать в детях оригинальное творческое восприятие. Создать благоприятную психологическую среду. Учить изображать по выбору один из эпизодов знакомой сказки. Воспитывать у детей интерес к сказке. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
3 | Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер, Т. Габбе. Главный герой сказки «Кот в сапогах» – обыкновенный кот, который жил в семье мельника. Главная мысль сказки «Кот в сапогах» заключается в том, что не стоит по внешнему виду судить о возможностях того или иного человека. Младший сын мельника не ждал никакой выгоды от кота, что достался ему в наследство, но кот отказался энергичным и предприимчивым и не только сделал своего хозяина богатым человеком, а еще и устроил его брак с дочерью короля. Художественное своеобразие сказки: Кот, который, имея лишь мешок и сапоги, сумел в короткие сроки сделать жизнь своего хозяина богатой и благополучной. Характер кота изображен автором при помощи приема антропоморфизма. Вывод: Сказка Ш.Перро учит никогда не унывать и проявлять находчивость при достижении поставленных целей. | Познакомить детей со сказкой Шарля Перро«Кот в сапогах»; закрепить названия знакомых сказок; - развивать монологическую и диалогическую речь; -воспитывать у детей интерес к чтению художественной литературе. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
4 | «Про зайца» Н. Рубцов. Заяц пугливый, боится всех. Так и обмер, бестолковый, Но, конечно, в тот же миг Поскакал в лесок сосновый, Слыша мой весёлый крик. Художественное своеобразие стихотворения: В данном стихотворении не использованы приемы анимизма и антропоморфизма. Т.к. речь идет о зайце, который не разговаривает, не думает. Автор наблюдает за зайцем в живой природе. Лексика: Текст простой и доступный для понимания детьми дошкольного возраста. Текст очень эмоционален и легко запоминается детьми. Стихотворная форма. Вывод: стихотворение воспитывает любовь к животным. | Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно. чтение художественной литературы: - Продолжать учить ребят внимательно слушать художественное произведение. коммуникация: - Воспитывать интерес к художественным произведениям. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. Заучивание стихотворения. |
5 | «Страшная история» Э.Успенский. В этой книге Э. Успенский и А. Усачев собрали множество страшилок. Детектив с юмором на тему страшилок может быть жутковатым, но интересным. Художественное своеобразие историй: В данном стихотворении не использованы приемы анимизма и антропоморфизма. Речь идет о мальчике и парикмахере. Это юмористическая история. Лексика: Текст простой и доступный для понимания детьми дошкольного возраста. Текст очень эмоционален и легко запоминается детьми. Стихотворная форма. Вывод: всякие страшилки могут избавить от страха. | Познакомить с произведением Э. Успенского. Формировать речевой слух и память, внимание, наглядно-образное мышление | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
6 | «Слон» А. Куприн. Надя - это послушная, примерная и воспитанная девочка, которая не хочет расстраивать своих родителей. Но, к сожалению, она и сама не может разобраться, что же с ней не так, пока не приснился ей добрый сон о слоне. Надин отец – любящий, упорный, надежный человек, который поверил своему ребенку и решил всеми возможными способами претворить в реальность мечту из сновидения. Мама – идеальный образ женщины, которая готова выполнять все просьбы своего чада, лишь бы Надя пошла на поправку. И ей, как ни кому другому, не знать ли о том, что нет ничего хуже, чем заболевший ребенок. Немец-дрессировщик проявил чувство сострадания и постарался помочь, насколько бы абсурдной не показалась ему эта просьба изначально. А слон Томми с первых строк о нем вызывает лишь безграничное чувство симпатии. Даже соседи, на которых осыпалась сверху штукатурка от приседаний Томми, не обмолвились и словом. Неважно, что они подумали, но самое главное – не испортили праздник. И городовой не предстает камнем преткновения, а только спокойно просит разойтись зевак. И не забудем про хозяина булочной, у которого для такого случая наготове оказался фисташковый торт и булочки, хоть на улице и была уже глубокая ночь. Художественное своеобразие сказки: В данном произведении не использованы приемы анимизма и антропоморфизма. Речь идет о девочке Наде и ее семье. Это трогательная и эмоциональная история. Лексика: Текст простой и доступный для понимания детьми дошкольного возраста. Текст очень эмоционален и легко запоминается детьми. Сказка написана в прозе. Вывод: счастье маленьких детей всецело зависит от родителей; развитие гендерных признаков. | Познакомить с произведением А. Куприна «Слон», формировать умение оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения; развивать умение с помощью мимики, жестов, интонации создавать выразительные образы, развивать эстетический вкус, передавать свои чувства, ощущения в высказываниях. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
7 | «Великие путешественники» М. Зощенко. Главные герои рассказа Минька, Лёля и Стёпка – люботные, и не совсем послушные ребята. Но путешествие не принесло радости. Мама и бабушка Лёли и Миньки хотели их выпороть. Но взрослые поняли, что ребята напугались и поняли, какую глупость они совершили. Родители Миньки и Лёли объяснили им, что прежде чем отправиться в такое путешествие, надо сначала изучить много наук. Художественное своеобразие рассказа: В данном произведении не использованы приемы анимизма и антропоморфизма. Речь идет о реальных детях и их родителях. Это эмоциональная и поучительная история. Лексика: Текст простой и доступный для понимания детьми дошкольного возраста. Текст очень эмоционален и легко запоминается детьми. Рассказ написан в прозе. В тексте практически нет незнакомых детям слов. Вывод: нельзя уходить из дома без спроса у родителей, а то могут произойти неприятности. | Развить речь, мышление, любознательность; развивать экологическую культуру. стимулировать развитие аналитических навыков, (установление причинно-следственных связей, расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. Рассматривание портретов путешественников. |
8 | «Как ворона на крыше заблудилась» Е. Носов. Рассказ о природе. Образно автор описал старую суетливую ворону и молодых воробьев. - Обыкновенная ворона, такая же, как и все другие вороны в марте: с забрызганным грязью хвостом и взъерошенным загривком. Зима заставила ее позабыть о чувстве собственного достоинства, о туалете, и она правдой и неправдой с трудом добывала хлеб свой насущный. Но уж очень несообразительна эта грязная, лохматая птица. Художественное своеобразие сказки: Это рассказ из жизни человека и птицы. Птицы в нем не наделены человеческими качествами. Произведение написано в прозе. Содержание его простое и понятное детям младшего дошкольного возраста. Вывод: рассказывает о мире птиц. | Продолжать учить различать жанровые особенности сказки. Формировать оценочное отношение к героям. Учить осмысливать содержание прочитанного; связно передавать содержание средствами игры. Развивать связной речи Формировать умение следить за развитием действия в произведении. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
9 | «На танцах» С. Романовский. Рассказ о пробуждении природы весной. Просыпается все живое. И мальчик видит это пробуждение. Тут мальчик услышал и увидел журавлей. Сперва ему подумалось, что они бродят по поляне, кто куда, и не найдут себе места. Почему это не найдут? Нашли! Праздник у них: танцуют журавли. Собрались в широкий круг, крыльями машут и голоса подают. Художественное своеобразие стихотворения: Это стихотворение о взаимоотношениях человека и природы, красоте природы. жизни человека и птицы. Птицы в нем не наделены человеческими качествами. Нет приемов антропоморфизма и анимизма. Произведение написано в стихотворной форме. Содержание его простое и понятное детям старшего дошкольного возраста. Вывод: еще одно стихотворение показывающее красоту и необычность родной природы. | Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл произведения. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
10 | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. Пушкин. Произведение о том, как от зависти к красоте Царевны, Мачеха пыталась погубить Царевну. Но Царевна спаслась, спрятавшись в доме Семи богатырей. Царевна-добрая, милая и очень красива как по душе, так и по внешности. (Она положительный персонаж) Мачеха – злая, завистливая. (Она отрицательный персонаж). Царевич – добр и очень сильно любит Царевну. (Второстепенный персонаж). Художественное своеобразие сказки: Сказка написана повествовательно, с диалогами и с приемом анимизма и персонификации. Оживлена неживая природа: ветер, месяц и т.п. Лексика: Архаизмы: припеваючи, втихомолку. В тексте умеренно используются средства художественной выразительности речи. Текст более сложны для восприятия, но доступный детям старшего дошкольного возраста. Вывод: Это произведение учит тому что, не надо брать все подряд у незнакомцев. Что не надо быть злым и кому-нибудь завидовать, ведь каждый хорош по-своему. | Продолжать знакомить детей с творчеством А.С. Пушкина. - Способствовать развитию умения выделять основные действующие лица и последовательность основных эпизодов художественного текста. - Обогащать словарь детей словами обозначающими предметы и явления по сказке. - Способствовать развитию речевой и коммуникативной активности детей во время обсуждения сказки. - Развивать память, воображение, образное восприятие. - Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, умение содержательно и выразительно передавать литературный текст в процессе рассказывания отрывка из сказки по ролям. - Воспитывать любовь к книге, вызвать эмоциональное отношение к героям путём использования выразительных средств (поэзии, музыки, авторских иллюстраций к сказкам). | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
11 | «Старик годовик» В. Даль. Главный герой этой сказки – старик, которого автор называет «годовик». В сказке старик годовик выходит и взмахивает рукой. Делает он так четыре раза. С каждым взмахом из его рукава вылетают три необычных птицы. Необычность состоит в том, что каждая вылетевшая тройка птиц меняет погоду в окружающем мире. Автор в самой сказке дает подсказки к загадке. Описывая, как при появлении каждой тройки птиц меняется погода, он намекает читателю на смену времен года. А каждое время года включает в себя три месяца. Значит, птицы, которых выпускает старик годовик – это календарные месяцы , по три на каждое время года. Главный смысл сказки «Старик годовик» состоит в том, чтобы в интересной и привлекательной для детей форме познакомить их с понятием «времена года», объяснить, что такое месяц, неделя, день и ночь. Загадки очень нравятся всем и, разгадывая ту загадку, которую автор заложил в сказке, дети лучше усвоят новые для них знания об окружающем мире. Художественное своеобразие сказки: Сказка написана повествовательно, с диалогами и без применения приемов анимизма и персонификации. Птицы не очеловечены, не разговаривают. Лексика: В тексте не используются средства художественной выразительности речи. Текст доступный детям старшего дошкольного возраста. Текст знакомит детей с временами года в занимательной форме. Это дидактическая сказка. Вывод: Сказка «Старик годовик» учит внимательно наблюдать за природными явлениями и подмечать закономерности, свойственные окружающему миру. | Продолжить учить понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения; уточнять знания детей о временах года; развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ; воспитывать желание познавать новое. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
Отличать русские народные сказки от зарубежных и авторских. Воспитывать желание и умение сопереживать, анализировать и сравнивать поступки героев сказок | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. | ||
22 | «Семь Симеонов – семь работников», обр. И. Карнауховой. Русская народная сказка рассказывает о чудесных умениях братьев. Семь братьев Симеонов были на все руки молодцы - они могли выполнять каждый свое дело-работу: ковать, поднимать тяжести, хорошо видеть вокруг, плавать по морю (мореход), считать звезды (звездочет), растить хлеб, веселить людей игрой на дудке и песнями-плясками. Кроме этого они были очень дружны, что, в конечном счете, помогло им справиться со всеми кознями злого воеводы и выручить из беды своего самого младшего брата, певца и музыканта. Художественное своеобразие сказки: Это сказка без применения приемов анимизма и антропоморфизма. Она о трех братьях. Животные не очеловечены в сказке. Лексика: Текст занимает своим сюжетом, интересным построением. Словарь простой и доступный детям среднего и старшего дошкольного возраста. Вывод: семья – это самое главное. | Воспитывать умение сопереживать героям сказки. Создать положительный эмоциональный фон. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
23 | «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок) Главный герой былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» – русский богатырь из города Мурома, Илья. Главный смысл былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» состоит в том, что нет ничего непреодолимого для русских богатырей. С любой темной силой они могут справиться. Илья Муромец так и поступил. Не испугался он Соловья Разбойника и поехал в Киев по прямой дороге, да и разбойника по пути пленил и в Киев привез его, показать князю Владимиру. Илья Муромец - русский богатырь обладает не только огромной физической силой, но и силой нравственной, силой духа русского, которая и помогла ему справиться и с темными силами и с Соловьем Разбойником. Художественное своеобразие сказки: Это волшебная сказка без применения приемов анимизма и антропоморфизма. Лексика: Текст занимает своим сюжетом, интересным построением. Словарь простой и доступный детям среднего и старшего дошкольного возраста. Вывод: Былина учит не искать в жизни легких обходных путей, а идти дорогой прямой, пусть и трудной. | Познакомить с жанром былины, помочь выделить его особенности. Познакомить с одеждой и вооружением русских воинов, побуждать видеть различия между богатырями. Закрепить умение действовать вместе, помогать товарищу. Воспитывать чувство солидарности, уважение друг к другу. Побуждать к сопереживанию героям произведения. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
24 | «Снегурочка» (по народным сюжетам). Люди могут, так или иначе, исполнять свои желания: Захотели дед с бабой дочку, которой иметь не могли. Пошли, слепили и вот тебе радость в доме поселилась. Стали они жить, поживать и радоваться. В радости люди забывают порой, как это досталось и благодаря чему. Вот и второй урок: забыли дед с бабой, что из снега девочка, поверили в то, что ей гулять надо со всеми, под солнышком. За добром и хорошей жизнью порой забывают о прежнем. Снегурочка не послушала своего сердца и предчувствия, а пошла с девушками в лес. И прыгнула по их понуканию через костер. Ведь это и привело к беде. Надо бы делать то, что сама думала, а не то, к чему другие понуждают. Совет совету рознь, этому и учит сказка Снегурочка. Художественное своеобразие сказки: Это волшебная сказка без применения приемов анимизма и антропоморфизма. Лексика: Текст занимает своим сюжетом, интересным построением. Сказка эмоциональная и хорошо воспринимается детьми. Словарь простой и доступный детям среднего и старшего дошкольного возраста. Вывод: надо потрудиться, чтобы исполнилось желание; не всегда надо слушать всех, а понимать что тебе нужно и что тебе можно. | Учить понимать образное содержание сказки, характеры героев и мотивировать свою оценку; воспитывать любовь к русскому народному творчеству; развивать эмоциональную отзывчивость на весеннее пробуждение природы; закреплять умение рисовать акварельными красками; развивать образное представление, воображение. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
25 | «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон. Сказка «Беляночка и Розочка» о том, как вдова воспитывала двух трудолюбивых и красивых дочерей. Художественное своеобразие сказки: Это волшебная сказка без применения приемов анимизма и антропоморфизма. Лексика: Текст занимает своим сюжетом, интересным построением. Сказка эмоциональная и хорошо воспринимается детьми. Словарь простой и доступный детям среднего и старшего дошкольного возраста. Вывод: Эта сказка учит трудолюбию, доброте, отзывчивости. Путь к счастью у любого человека пролегает через преодоление жизненных трудностей и работу над собственными недочетами. У каждого человека найдется на жизненном пути свой личный «карлик», коего нужно победить. Ни одному читателю не жаль Карлика, поскольку существо, ругающее своих спасителей – не заслуживает симпатии. А доброта и трудолюбие всегда приводят к благополучию и счастью, как это случилось с Беляночкой и Розочкой и их мудрой матерью. | Расширить представления детей о видах сказочного жанра; -продолжать учить детей давать оценку поступкам персонажей сказок; -развивать умение делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы; - развивать способности творческого самовыражения; -воспитывать эмоциональную отзывчивость, эмпатию. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
26 | «Белка» (в сокр.) К. Коровин. Прекрасный рассказ о взаимодействии человека и живого мира. – Ручная, брат, белка... Вот до чего ласковая. Спасибо скажешь. Игрунья... От тебя не уйдёт. Орешками кормить будешь. А пусти, так она сама прокормится, к тебе придёт. Этакий умный зверь, вот подумай, а лесной, дикий. Я её ведь тут недалече нашёл. Из гнезда ушла маленькая. Знать, мать-то коршун взял. Я люблю с ними заниматься, ну, и привыкают. Только дорого, менее красненькой не отдам. Художественное своеобразие рассказа: Это рассказ о животных без применения их очеловечивания. Нет приемов антропоморфизма и анимизма. Лексика: Текст тесно связан с реальными наблюдениями в природе. В тексте используются различные приемы применения средств художественной выразительности речи. Текст похож на сказание, сказ. Вывод: воспитывается любовь к живому миру. | Учить высказывать свое мнение об услышанном произведении. Обобщить представления детей о жизни животных в осеннее-зимний период, об их повадках и особенностях поведения. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
27 | «Первый ночной таран» С. Алексеев. С. Алексеев «Первый ночной таран» (посвящено Великой Отечественной войне). Рассказ о смелом летчике, который протаранил вражеский самолет. Смелый, храбрый человек, он один из миллионов людей спасших нашу страну от фашистских захватчиков. Художественное своеобразие рассказа: Это рассказ о подвиге человека, о войне. Нет приемов антропоморфизма и анимизма. Лексика: Рассказ эмоционален и поучителен. Словарь и содержание рассказа доступен детям старшего дошкольного возраста. Вывод: воспитывается уважение к победителям, к их смелости и отваге. | Учить выделять главную мысль рассказа; углублять знания детей о Великой Отечественной войне; развивать связную речь детей: умение отвечать на вопросы полным ответом; продолжать работу по обогащению словаря детей; продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; развивать внимание, мышление и память; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти погибших бойцов. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
28 | «Хитрые старушки» Э. Мошковская. Шутливое стихотворение, которое возвращает старушек в детство. Наверно, у старушек Полным-полно игрушек! Матрешек и петрушек И заводных лягушек. Но хитрые старушки Припрятали игрушки И сели в уголок Вязать себе чулок, И гладить свою кошку, И охать понарошку. А сами только ждут, Когда же все уйдут! Художественное своеобразие стихотворения: Это юмористическое стихотворение без применения их очеловечивания. Нет приемов антропоморфизма и анимизма. Лексика: Текст простой и понятный детям. Вывод: юмор помогает преодолевать трудности. | Продолжать формировать умение детей внимательно слушать новое поэтическое произведение, понимать содержание стихотворения. Помочь осмыслить значение образных выражений в тексте. Формировать умения отвечать на вопросы по тексту стихотворения, называть автора и название стихотворения. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
29 | «Какие бывают подарки» Э. Мошковская. Стихотворение о детстве. Что именно в детстве отсутствует меркантильная составляющая и ребенок хочет друга. Но каждый, наверное, хочет Подарок, Который ходит! Который хвостом виляет! И лает… Каждый желает! Художественное своеобразие стихотворения: Это юмористическое стихотворение без применения их очеловечивания. Нет приемов антропоморфизма и анимизма. Лексика: Текст простой и понятный детям. В тексте присутствует эмоциональность и обращение к чувствам детей. Вывод: о желании иметь животного, а значит желания ухаживать. | Воспитывать умение сопереживать героям сказки. Создать положительный эмоциональный фон. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
30 | «Веселый старичок» Д. Хармс. Веселое стихотворение о старичке. Вывод: Юмор помогает справиться с любыми сложностями. Художественное своеобразие стихотворения: Это юмористическое стихотворение без применения их очеловечивания. Нет приемов антропоморфизма и анимизма. Лексика: Текст простой и понятный детям. В тексте присутствует эмоциональность и обращение к чувствам детей. | Продолжаем знакомить детей с детским писателям Даниилом Хармсом, с его стихами. Развивать воображение Уметь воссоздавать неожиданные ситуации Размышлять о различных возможностях их толкования Учить с помощью картинок, символов обозначать каждый значимый эпизод сказки и кратко воспроизводить его, используя сказочные образные выражения. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
31 | «Про умную собачку Соню» (главы) А. Усачев. Эта умненькая Соня, с ее толстеньким мохнатым задиком, на который она неизменно отыскивает себе приключения, чем-то неуловимо близка детской душе. Рассказывает, как можно беззаботно плевать с балкона вишневые косточки и мечтать, как из них вырастет вишневый сад и вишни я буду рвать прямо там, сидя на балконе, а потом, наевшись тех вишен, пойду ловить эхо во дворе и превращать белую скатерть с пятном от вишневого варенья в прекрасную вишневую без всяких пятен – чтобы не ругались. Художественное своеобразие рассказа: Это рассказ о животных без применения их очеловечивания. Нет приемов антропоморфизма и анимизма. Лексика: Текст тесно связан с реальными наблюдениями за жизнью животных и человека. В тексте используются различные приемы применения средств художественной выразительности речи. Вывод: ум всегда поможет в жизни. | Воспитывать у детей бережно-осознанное отношение к домашним питомцам и бродячим животным. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений и в драматизации. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
32 | «Иван Торопышкин» Д. Хармс. Стихотворение-путаница или то чего на свете не бывает. Юмористическое, веселое, легко дается детям. Художественное своеобразие стихотворения: Это юмористическое стихотворение без применения их очеловечивания. Нет приемов антропоморфизма и анимизма. Лексика: Текст простой и понятный детям. В тексте присутствует эмоциональность и обращение к чувствам детей. Вывод: С помощью таких стихотворений дети легко воспринимают окружающий мир, понимают сущность вещей. | Развивать интерес к художественной литературе, к развитию художественного восприятия и эстетического вкуса. Воспитывать умение сопереживать героям произведения. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
33 | «Зеркало в витрине» Л. Фадеева. Еще одно веселое стихотворение. В витрине магазина отражается все и это привлекает любопытную девочку. Она начинает строить рожицы. Она веселая девочка. Художественное своеобразие стихотворения: Это юмористическое стихотворение без применения их очеловечивания. Нет приемов антропоморфизма и анимизма. Лексика: Текст простой и понятный детям. В тексте присутствует эмоциональность и обращение к чувствам детей. Вывод: воспитывает любознательность. | Учить детей внимательно следить за ходом действия, развивать умение всматриваться, вслушиваться, выделяя характерные детали. Развивать интерес к художественной литературе, к развитию художественного восприятия и эстетического вкуса. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |
34 | «Дракон» В. Берестов. Веселое стихотворение, юмористической направленности, про дракона, которого нарисовал, скорее всего, ребенок. И в желаниях дракона отразились желания самого ребенка. Художественное своеобразие стихотворения: Это юмористическое стихотворение без применения их очеловечивания. Нет приемов антропоморфизма и анимизма. Лексика: Текст простой и понятный детям. В тексте присутствует эмоциональность и обращение к чувствам детей. Вывод: в рисунках можно выразить свои желания, свое настроение. | Познакомить детей с творчеством В. Берестова; - Развивать интонационную выразительность речи, творческое восприятие, образное мышление; - Способствовать созданию эмоционального настроения, развитию умения сопереживать, радоваться. | Слушание произведения, рассматривание иллюстраций, беседа по произведению. |