Файл: Глупов и глуповцы под судом сатиры. (По роману Салтыкова Щедрина История одного города).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Какие главы ещё подчёркивают идею градоначальнического однообразия?

(глава «Оправдательные документы» «Мысли о градоначальническом единомыслии»

Оказывается однообразие это далеко не случайно, оно закономерно, необходимо. С этого начинается трактат Василиска Бородавкина).
- Какова цель единомыслия и единовластия?

(Подчинение глуповцев).
- О чём гласит трактат «О благовидной всех градоначальников наружности?

(Все градоначальники должны быть унифицированы).
- Что должно быть главным в их облике?

(Мундир)

Вывод. Получается, что градоначальник это мундир, а кто в мундире – это неважно. В нём может быть Клементий, вывезенный из Италии за искусную стряпню макарон, или Фердыщенко, бывший денщик князя Потёмкина, большой любитель буженины и гуся с капустой, или Негодяев, бывший гатчинский истопник, или более зловещая фигура – Угрюм – Бурчеев ( глава «Подтверждение покаяния. Заключение»).
- Прочитайте портретную характеристику, данную писателем этому герою. Почему герой изображается на фоне пейзажа, в котором вместо неба нависла серая солдатская шинель?

( Шинель – символ, который должен создать иллюзию безгрешности тирана.

Этот приём с простой солдатской шинелью не раз использовался русскими деспотами всех мастей: чем жестче режим, тем больше заботился тираноб аскетизме своего облика и быта).
- Как вы думаете, почему именно Угрюм – Бурчеев завершает вереницу градоначальников?

(Он всех превзошёл своим безграничным идиотизмом, неиссякаемой энергией, ограниченностью, непреклонностью, уравниловкой, наличием казарменных идеалов. Его идеалы: прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведённая до наготы, равниловка).
- Чем он опасен?

(Тем, что у власти идиот. В его голове созрел целый систематический бред. Кроме

того, он хотел покорить природу, естество, но природа не покорилась мертвящей воле

мрачного идиота).
Вывод: Таким образом, природа, ставшая для писателя олицетворением нормальной, новой жизни – вот главное и, к сожалению, единственной, до конца последовательный противник бесчеловечной, мертвенной идеи государства. Вспомним Органчика. В чём причина его поломки? То ли под влиянием прекрасного весеннего дня (естество!) он улыбнулся, и машина государственности вдруг заработала в несвойственном для неё режиме – режим естественности, человечности и сломалась. Вот эта – то несовместимость идеи государственности и идеи человечности доводится Угрюм – Бурчеевым до предела.


Одним из прототипов этого градоначальника был Аракчеев (военный министр в последние годы царствования Александра Второго).
- Как вы думаете, можно ли свести образ Угрюм – Бурчеева к сатире только на Аракчеева?

(Нет. Аракчеевщина – явление конкретно – историческое, а потому «кратковременное». Угрюм – Бурчеевщина – нечто более широкое, страшное. Это явление обобщенное).

Градоначальникам, олицетворяющим собой самодержавие, противопоставлены в книге щедрина глуповцы.
4.Глуповцы.

-Что представляют из себя глуповцы? Как ведут себя под игом самовластия?

( Основное их качество: неиссякаемое терпение и сильная вера в начальство.

На эти качества указывают даже звукоизобразительные характеристики. Звукоизобразительные характеристики градоначальников и глуповцев резко отличаются.


Черты характера

звукоизобразительные

характеристики

градоначальников

звукоизобразительные

характеристики

глуповцев

черты характера

тупость

грубость

жестокость

идиотизм

ограниченное

властолюбие

окрики, крики!

звуки трубы и барабана

пушечная стрельба

раскаты грома

хлопки

гул

свист

треск

грохот

стоны

вопли

тишина

безмолвие

лепет

шёпот

вздохи

ропот

плач

тихо гудела

шипела толпа

неразвитость

покорность

долготерпение

начальстволюбие

смирение

темнота


- На какие характерные черты глуповцев и градоначальников указывают звукоизобразительные характеристики?

(Жесткий бюрократический режим самодержавной власти, подавляя всё человеческое в человеке, выступает и как враг подлинно прекрасной музыки. Музыка редко звучит в Глупове, а если звучит, то претерпевает странные метаморфозы, лишаясь одухотворённости, красоты, гармонии. Потому и слышим здесь какофонию).
- Вспомните главу «Фантастический путешественник». Как приказал встечать себя Фердышенко после путешествия по городскому выгону?
Писатель создаёт своеобразный аналог музыкального гротеска.

- На кого же направляет свою сатиру М.Е.Салтыков – Щедрин?

(Судя по звукоизобразительным характеристикам, мы можем сказать, что сатира писателя направлена и на самодержавие правителей, и на покорность и долготерпение народа).


- Но возможно ли смеяться над народом?

(Ведь именно в этом обвиняет Щедрина критик Суворин. А сатирик отвечает:

« Мне кажется, что в слове народ надо отличать два понятия: народ исторический и народ, представляющий собой идею демократизма. Первому, вынесшему на своих плечах Бородавкиных, Бурчеевых и т.п., я действительно сочувствовать не могу. второму я всегда сочувствовал, и все мои сочинения полны этим сочувствием).
- О каком же народе идёт речь в произведении?

( Скорее всего о народе историческим. Этот народ в 60-е годы 19 века продолжал нести ярмо царского самодержавия.

Надежды революционеров – демократов на близкую народную революцию оказались тщетными. Писатель приходит к выводу, что корень зла состоит в политической неразвитости масс, в их общественной пассивности).
Понаблюдайте за историей брожения глуповских умов бурчеевского правления.

РАБСКАЯ ПРИВЫЧКА К ПОВИНОВЕНИЮ
БУНТ НА КОЛЕНЯХ. ЗНАЛИ ОНИ, ЧТО БУНТУЮТ, НО НЕ СТОЧТЬ НА КОЛЕНЯХ НЕ МОГЛИ.

ГЛУПОВЦЫ ВЗЯЛИСЬ НА УМ.
ВЫБОР ХОДОКА К ВЛАСТЯМ (ХОДОК ЕВСЕИЧ).
СНОВА ПОСЫЛАЮТ ХОДОКА (ХОДОК ПАХОМ)
СИДЕЛИ И ЖДАЛИ.
ВЗГЛЯНУЛИ ДРУГ НА ДРУГА И УСТЫДИЛИСЬ
РАЗДРАЖЕНИЕ РОСЛО

НОЧНЫЕ СОВЕЩАНИЯ
ВЗРЫВ. КРУШЕНИЕ ТИРАНА.
Крушение тирана было внезапным.
5. Смысл финала.

Взбунтовавшееся естество сметает с лица земли угрюм – бурчеевскую утопию. Но финал книги остаётся тёмным, о чём свидетельствуют различные трактовки эпизода в литературоведении.

- ОНО означает предсказание народной революции.

-ОНО знаменует начало ещё более жёсткоё реакции.

Обе версии спорны.

Есть и третья точка зрения. Сатирик пишет: «История прекратила течение своё».

Есть несколько значений слова история. Салтыков – Щедрин скорее всего использует это слово в значении «непрерывная связь времён, естественно вбирающая в себя и прошлое, и настоящее, и будущее, процесс общественного развития, неостановимое течение жизни».

« История одного города» - это сатира современности. Писатель отобрал и обобщил то, что было равно характерно для эпох, отстающих друг от друга на десятилетия и даже на столетия, т.е. созданные им образы, черты были присущи как прошлому, так и настоящему.

Сам писатель подтверждал эту мысль, разъясняя своеобразие замысла: «Те же самые основы жизни, которые существовали в 18 веке, существуют и теперь. Следовательно, историческая сатира вовсе не будет для меня целью, а только формою».


По Щедрину, история – неостановимое течение жизни. «История не останавливает своего хода и не задерживается прыщами. События следуют один за другим с быстротою молнии.
- Почему же в данном произведении она прекратила течение своё?

Поможет в этом разобраться жанр книги. «История одного города» - это антиутопия, т.е. изображение опасных последствий, связанных с построением общества, т.е. книга – предупреждение о том, что будет, если у власти будут такие градоначальники и им будут подчиняться такие, как глуповцы.
Вывод. История города Глупова, с точки зрения сатирика, обречена на гибель как нечто противоестественное, уродливо – неразумное и бесчеловечно – жестокое. В связи с этим ОНО символизирует неминуемое возмездие, которое посылает Глупову истинная история. Это произведение не только антиутопия, но и пророчество. Угрюм – бурчеевская прямая линия напоминает о генеральной линии коммунистической партии, а его любимые слова, барак, масса долгое время были любимыми и в нашем лексиконе. Сила щедринской «Истории…» столь велика, что она способна привести к возникновению новых фантазий на вечную тему – общество и власть.
-