Файл: В. А. Сухомлинский Вопросы здоровьесбережения подрастающего поколения в последние годы становятся актуальными для многих образовательных учреждений. К нарушению здоровья обучающихся приводит ряд проблем компьютеризация.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Здоровьесберегающие технологии в преподавании ОБЖ»
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Вопросы здоровьесбережения подрастающего поколения в последние годы становятся актуальными для многих образовательных учреждений. К нарушению здоровья обучающихся приводит ряд проблем: компьютеризация, недостаточная освещенность, перегрузка учебными занятиями и т.д. Проблемы сохранения здоровья учеников стали особенно актуальны на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья.
(Сл.__)
По словам профессора Н. К. Смирнова, здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающемуся. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения их сформулировал Н. К. Смирнов: «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
(Сл.____)
ФГОС второго поколения определяет задачу здоровьесбережения как одну из приоритетных. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.
(СЛ___)
В школе ОБЖ рассматривается как один из предметов, выполняющих не только познавательную, но также развивающую и воспитательную функции. Этот предмет необходим всем, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, дающий возможность развивать мышление, формировать мировоззрение, воспитывать эстетическое чувство и духовность, сохранять здоровье учащихся. Поэтому учитель ОБЖ должен владеть здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ).
Главный отличительный признак ЗОТ – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья. Условием реализации ЗОТ является осознание учителем ответственности за сохранение здоровья и получение необходимой профессиональной подготовки по этому направлению.
1. Теоретические основы здоровьесбережения.
Среди факторов, влияющих на здоровье обучающихся можно выделить ряд психолого-педагогических факторов, которые зависят в большей степени от учителя, а также позволяют с наименьшим для здоровья учащихся риском внедрить ФГОС ОО:
1. Стиль педагогического общения учителя с учащимися.
2. Психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок
3. Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок
4. Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)
5. Особенности работы с «трудными подростками» в классе
6. Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
7. Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)
8. Личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений, его способность психоэмоционального переключения.
9. Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.
10. Компетентность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
(Сл__)
Здоровьесберегающие технологии не могут по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из важных задач, связанных с достижением главной цели.
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Выделяют четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
(Сл___)
Правило 1. Правильная организация урока.
Во-первых,это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Во-вторых,главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос.
Задавание вопросов является:
- показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
- проявлением и тренировкой познавательной активности;
- показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.
Организация урока должна обязательно включать три этапа:
- 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
- 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
- 3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия
(Сл__)
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
-левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
-правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
- аудиальное восприятие;
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие. ( картинка 1 и 2)
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели.
Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.
Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.
2. Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе учителя ОБЖ.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования по предмету основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) дано описание портрета выпускника школы, с указанием характеристик в области безопасности жизнедеятельности раздела «Основы здорового образа жизни» (основы ЗОЖ). И преподаватель предмета ОБЖ, имея перед собой представление цели, которой необходимо достичь, создает условия, обеспечивающие успешность каждого обучающегося в изучении раздела основы ЗОЖ предмета ОБЖ. Актуальность темы ЗОЖ в том, что соответствующий раздел в предмете ОБЖ изучается в недостаточном объеме. А проблема здоровья обучающихся всегда одна из главных направлений развития любой общеобразовательной организации. Во
многих школах отсутствует должное внимание к преподаванию предмета ОБЖ, которому принадлежит ведущая роль в обучении основам ЗОЖ и безопасности жизни. Так как на главном месте любого общеобразовательного учреждения это результаты ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому все силы направлены на подготовку учащихся к ГИА, а изучение курса ОБЖ осуществляется по «остаточному принципу». Так что же можно говорить о знаниях обучающихся раздела основы ЗОЖ на уроках ОБЖ?
Перед преподавателем ОБЖ стоит не легкая задача – применять в работе такие формы и методы для обучения раздела основы ЗОЖ, используя различные подходы и принципы при разработке методики преподавания предмета, которые обеспечили бы хорошие образовательные результаты.
Во время обучения в общеобразовательных учреждениях, очень важна роль педагога, он становится проводником на пути к формированию здорового образа жизни, направляя интересы в нужное русло. Несомненно, что все это даст свои результаты и в отношении эффективности и продуктивности жизнедеятельности человека, и в уровне и динамике его здоровья.
В школе обучающиеся получают первичные знания о понятиях «здоровье» и «здоровый образ жизни», о культуре безопасного отношения к себе и окружающему миру. Это способствует формированию практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, которые в жизни могут возникнуть в любой момент, угрожая здоровью и жизни.
Если преподаватель ОБЖ научит обучающихся беречь и укреплять свое здоровье, личным примером демонстрируя здоровый образ жизни, использовать многообразие форм, методов и приемов при изучении раздела ЗОЖ в предмете ОБЖ, то очень хочется надеяться, что будущее поколение будет более здоровым, развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Для улучшения результата знаний о ЗОЖ, необходимо установить контакт с родителями обучающихся общеобразовательной организации, по вопросам здорового образа жизни их детей. Например, привлекая родителей -