Файл: Умк Школа России. Основные положения. Методические особенности обучения математики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мониторинг развития логического мышления, предлагаемый в педагогических диагностиках за 1 и 2 класс показал:
Класс | Первое диагностическое обследование | Второе диагностическое обследование | Третье диагностическое обследование |
1 класс | 68% | 72% | 77% |
2 класс | 70% | 75% | |
22 Методы и приемы, способствующие поддержанию активности и инициативности, самостоятельности обучающихся
Необходимо отметить, что инициативность в подростках развивается при заинтересованности и активной системной поддержке всех участников учебно-воспитательного пространства образовательного учреждения: директора, заместителей директора, психолога, педагога-организатора, учителей-предметников, классных руководителей, родителей. При работе по развитию инициативности важно вовремя отрабатывать возникающие или проявляющиеся в связи с этим у детей, страхи и комплексы, постоянно поддерживать дружескую творческую атмосферу. Без учета данного подхода никаким способом обучающийся не захочет проявиться, сделать что-либо полезное себе и обществу (хотя бы школьному социуму).
Школа возможностями ученического самоуправления может содействовать становлению инициативной личности способной: найти для себя различные способы выстраивания личностного и делового общения; научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать, быть полезным; изучать современный социум, для того чтобы найти свое место в нем; научиться нести ответственность за выбранное дело и доводить задуманное до реализации; научиться видеть социальные проблемы и приносить пользу людям; учиться кооперировать с другими людьми и делать совместное дело; учиться проектировать свою деятельность.
Сущность, как правило, отражается в определении понятия, поэтому мы обращаемся к справочной литературе и научным публикациям по данной проблеме. Составители "Педагогического энциклопедического словаря" определяют самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Н.К. Крупская трактовала самоуправление как привлечение учащихся к управлению делами своего класса. Н.И. Приходько понимает под самоуправлением целенаправленную, конкретную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на решение задач, стоящих перед школьным ученическим коллективом. Н.М. Коротов рассматривает самоуправление как метод организации воспитательного коллектива, а известный белорусский исследователь В.Т. Кабуш делает вывод о том, что самоуправление учащихся ? это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации в интересах своего коллектива. Представления учёных о сущности самоуправления разделяют педагоги-практики и их воспитанники Цели самоуправленческой деятельности школьного классного коллектива: во-первых, содействие развитию учащегося; помогает сформировать такие качества человека, как самостоятельность, активность, инициативность, дисциплинированность; во-вторых, организация эффективного функционирования школьного классного коллектива; в-третьих, формирование у школьников готовности и способности играть свою роль в системе социальных ролей человека.
Принципы самоуправления:
деятельное наполнение работы органов самоуправления;
социальная значимость деятельности самоуправления;
соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития школьного классного коллектива;
взаимосвязь функций, полномочно реальных прав и возможностей органов самоуправления;
добровольность и выборность органов самоуправления;
инициатива, самодеятельное творчество учащихся;
гласность и актуальность принимаемых решений, коллегиальность их разработки;
сочетание деятельности постоянных и выборных органов самоуправления, последовательность и систематичность работы;
обязательное представительство школьных ученических коллективов в органах школьного самоуправления;
взаимодействие всех органов самоуправления;
сотрудничество учащихся и педагогов при подготовке, принятии и выполнении решений.
Так, в развитом сплоченном коллективе школы, проявляющем заботу о воспитании каждого из своих членов, могут быть классные коллективы, находящиеся в процессе первоначального сплочения. В то же время и в неорганизованном, еще не сплоченном школьном коллективе может быть первичный коллектив, обладающий признаками высокого развития. В таких случаях возникают противоречия, преодолевая которые коллектив продвигается вперед в своем развитии и достигает более высокого уровня.
Противоречия могут возникать: между классным коллективом и отдельными детьми, или группами детей, опережающих в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающих от этих требований; между перспективами, стоящими перед коллективом, и перспективными устремлениями отдельных его членов; между нормами, установившимися в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися во входящих в него группах; между группами детей с различными ценностными ориентациями. Возникновение противоречий имеет различные причины и объективный характер. Одни противоречия возникают в связи с развитием коллектива; другие являются следствием изменившегося состава коллектива, что сопровождается внесением новых ценностей, норм и отношений, содержания деятельности; третьи имеют субъективные проявления и возникают вследствие неправильной педагогической позиции воспитателей.
Некоторые противоречия могут перерастать в конфликты. Разрешение этих конфликтов зависит от зрелости классного коллектива и педагогического мастерства учителей.
Вместе с тем в психологической литературе отмечается и иной подход к определению уровней развития коллектива [36, с.146-151]. Ученые-психологи выделяют диффузную группу, группу-ассоциацию, коллектив как высший уровень развития группы.
В своей работе мы будем пользоваться первым подходом.
Известно, что движение коллектива к высшим уровням обеспечивает наличие перспективы (принятой цели). Отмечают, что цель - мысленное предвосхищение результата деятельности что это такое конечное состояние, к которому система стремится в силу структурной организации. "Цель, - отмечает К. Маркс, - как закон определяет способ и характер действия людей" В процессе движения коллектива к достижению цели, он "будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои способности, сохранять свою индивидуальность" Но по мере достижения коллективом конечной цели, она находит свое конкретное отображение на каждой стадии развития системы коллектива, в содержании его жизнедеятельности, каждом конкретном мероприятии. Поэтому реализация цели зависит от тех средств, которыми располагает коллектив. Отмечают, что средство - это все то, что используется для достижения какой-либо цели. Первым среди средств воспитания классного коллектива является содержание его жизнедеятельности, полнота представленной в жизни коллектива жизни нашего общества
Содержание жизнедеятельности классного коллектива осваивается благодаря определенным методам организации. Методами коллектива являются требования, приучения, упражнения, соревнование, поощрение, пример, взаимопомощь (Бабанский 1983, 325-340).
Арсенал методов воспитания личности в коллективе определяет его формы работы - внутреннюю организацию содержания его жизнедеятельности Чем больше этот арсенал, тем сложнее, значимее для личности, более творческие формы работы коллектива реализуются в нем. Это конференции, диспуты, конкурсы, организация взаимопомощи, политические акции Формы работы коллектива определяют не только его методические возможности, но и внутренние связи, обусловленные взаимоотношениями его членов, достижение целей, поставленных перед коллективом, организация форм его работы возможна лишь в условиях сплоченного коллектива, который определяют как дружный, единодушный, организованный Отмечают, что подлинную сплоченность следует искать в совпадении оценок и установок группы по отношению к объектам, значимым для группы в целом и относящимся к существенным сторонам ее совместной целенаправленной деятельности. Важным моментом классного коллектива является самоуправление с авторитетным активом. Последний определяют как заслуживающую безусловного доверия наиболее деятельную часть коллектива. Отмечают, что самоуправление — это способность решать дела внутреннего управления по собственным законам и в
соответствии с выработанными коллективом традициями, в качестве которых выступают определенные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды.
23. Методы и приемы развития творческих способностей младших школьников в процессе изучения начального курса математики по различным УМК
средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех де действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Как сделать уроки в начальной школе не просто уроками, где школьники учатся читать и писать, а уроками общения, творчества, развития; уроками, на которых учатся слушать и слышать, понимать, думать и рассуждать, видеть сложный и разнообразный окружающий мир, радоваться открытиями, выражать эту радость познания так, чтобы быть понятым?
Главная задача начальной школы на современном этапе - обеспечить развитие личности ребенка. Программа «Перспективная начальная школа», на наш взгляд, как раз и способна реализовать данную задачу, так как в основе этой программы заложена идея оптимального развития каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (способностей, интересов) в условиях специально организованной учебной деятельности.
Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности.
Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.
В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
Во-вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
Успешное развитие творческих наклонностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Реализуя цель «формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей», составители УМК «Перспективная начальная школа» разработали целую систему заданий, способствующих их развитию.