ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обсуждена на заседании МО Протокол №____ От « ___»______2018г. | Согласовано зам. директора по УВР ________Т.Е.Инжеватова «_____»_________2018 г. | Утверждаю Директор школы-интерната _________ Л. В.Калугина «_____»__________2018г. |
Кемеровская область
Новокузнецкий район МБОУ
«Кузедеевская школа-интернат»
Рабочая программа по предмету
«Изобразительное искусство»
для 2 класса на 34 часа
Разработана
Вдовенко Раисой Николаевной
учителем первой
квалификационной категории
Кузедеево, 2018
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по рисованию составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)» Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.
Цель: использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.
Задачи:
-
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их положения в пространстве; -
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство
и различие;
-
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
-
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; -
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; -
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования; -
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально - эстетическое отношение к ним; -
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
-
словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником); -
наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций); -
практический метод (упражнения, практическая работа); -
репродуктивный метод (работа по алгоритму); -
коллективный, индивидуальный;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Рисование»
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображения, направления штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме, цвету);
- различать и знать названия цветов;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Достаточный уровень:
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы;
- умение ориентироваться в пространстве листа;
- размещать изображение одного предмета в соответствии с параметрами изобразительной поверхности.
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- умение ориентироваться в пространстве листа;
- умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта.
Личностные результаты
• осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
• формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
• развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
• умение обращаться за помощью, принимать помощь;
• умение организовать своё рабочее место;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
• формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно);
• формирование мотивации к творческому труду;
• формирование бережного отношения к материальным ценностям.
Нормативная база
-
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; -
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.; -
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»; -
Основная образовательная программа начального общего образования; -
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017; -
Учебный план образовательного учреждения на 2016/2017 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание программы
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев помогают в формировании у учащихся эстетического вкуса.
Задачи по декоративному рисованию на 2 класс
Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование с натуры
Рисованию с натуры предшествуют наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Основная задача обучения рисованию с натуры – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
Задачи уроков рисования с натуры во 2 классе
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путём расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Рисование на темы
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. Во 2 классе задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют ёлочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Задачи по уроков рисования на темы во 2 классе
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
Беседы об изобразительном искусстве
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
Во 2 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10— 15 минут в начале или в конце урока. В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображённые предметы. Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
Задачи бесед об изобразительном искусстве во 2 классе
Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц, изображённых на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.
Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачёва, Б. Чарушина и др.).
Календарно-тематическое планирование
«Изобразительное искусство» во 2 классе
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | |||
план | факт | Предметные | Личностные | |||||
| 1 четверть | | | 9 | | | | |
1 | Рисование с натуры овощей и фруктов. | | | 1 | Уметь ориентироваться на плоскости листа бумаги. Знать основные цвета. |
| Рисование цветными карандашами овощей и фруктов с натуры. | |
2 | Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор). | | | 1 | Знать названия съедобных грибов, название ядовитого гриба: мухомор. |
| Рисование с натуры грибов. | |
3 | Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу). | | | 1 | Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы. |
| Работа с красками. | |
4 | Самостоятельное составление узора в полосе. | | | 1 | Уметь делить полоску на равные части и использовать природные формы в декоративном рисовании; определять структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей. |
| Рисование узора в полосе цветными карандашами. | |
5 | Рисование в квадрате узора из веточек с листочками. | | | 1 | Уметь изображать с натуры листья различных деревьев, анализировать форму и цвет листьев, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа. |
| Рисование узора в квадрате из веточек с листочками цветными карандашами. | |
6 | Рисование узора для коврика. | | | 1 | Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. |
| Рисование узора для коврика акварельными красками. | |
7 | Рисование на тему «Деревья осенью». | | | 1 | Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева. |
| Рисование акварельными красками "Деревья осенью" | |
8 | Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике. | | | 1 | Уметь рисовать прямоугольник и делить его на равные части; совершенствовать навык проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии. Правильно чередовать цвета. |
| Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике цветными карандашами. | |
9 | Рисование узора в круге. | | | 1 | Уметь обводить по шаблону круг, называть и различать цвета, закрашивать детали рисунка, соблюдая контур. |
| Рисование узора в круге акварельными красками. | |
| 2 четверть | | | 7 | | | | |
1 | Знакомство с народными промыслами (городецкая роспись). Декоративное рисование орнамента в круге. | | | 1 | Уметь составлять растительный узор с простым чередованием элементов в круге (по краю и в середине). |
| Беседа "Городецкая роспись". Рисование декоративного орнамента в круге. | |
2 | Узор из веточек ели в квадрате (на осевых линиях). | | | 1 | Знать правила построения узора. |
| Рисование узора из веточек ели в квадрате цветными карандашами. | |
3 | Рисование с натуры веточки ели. | | | 1 | Знать правила построения узора на листе бумаги. |
| Рисование с натуры веточки ели цветными карандашами. | |
4 | Рисование с натуры праздничных флажков. | | | 1 | Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету. |
| Рисование праздничных флажков. | |
5 | Рисование с натуры елочных украшений. | | | 1 | Уметь чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету. |
| Рисование с натуры елочных украшений разной формы акварельными красками. | |
6 | Веточка с елочными игрушками | | | 1 | Уметь рисовать предметы округлой формы. |
| Рисование веточки ели с игрушками. | |
7 | Рисование поздравительной открытки "С Новым годом!" | | | 1 | Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги. |
| Рисование поздравительной открытки "С Новым годом!" | |
| 3 четверть | | | 10 | | | | |
1 | Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка). | | | 1 | Знать о существующем в природе явлении осевой симметрии. |
| Рисование с натуры зимних вещей. | |
2 | Рисование на тему: "Снеговик". | | | 1 | Знать характерные признаки изображаемого. |
| Рисование снеговика по образцу. | |
3 | Рисование с натуры рамки для картины. | | | 1 | Уметь обводить по шаблону прямоугольник. |
| Рисование рамки с натуры для картины. | |
4 | Рисование с натуры игрушки рыбки. | | | 1 | Уметь видеть и выделять существенные признаки предмета. |
| Рисование с натуры игрушки рыбки. | |
5 | Рисование на тему: «Рыбки в аквариуме среди водорослей». | | | 1 | Уметь передавать строение и форму предмета, взаимное расположение частей. |
| Рисование по образцу. | |
6 | Рисование с натуры портфеля. | | | 1 | Проводить от руки прямые линии вертикально и горизонтально. |
| Рисование с натуры портфеля. | |
7 | Рисование узора в полосе. | | | 1 | Проводить от руки прямые линии вертикально и горизонтально |
| Рисование узора в полосе. | |
8 | Декоративное рисование узора для косынки треугольной формы. | | | 1 | Уметь рисовать узоры из геометрических фигур в треугольнике, использовать осевые линии. |
| рисование узора для косынки треугольной формы. | |
9 | Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность!» | | | 1 | Уметь выполнять построение предмета треугольной формы. |
| Рисование дорожного знака "Впереди опасность!" | |
10 | Рисование узора в круге - расписная тарелка. | | | 1 | Знать правила построения узора в круге. | Выполнять правила безопасного
| Рисование узора в круге (расписная тарелка) | |
| 4 четверть | | | 8 | | | | |
1 | Рисование с натуры башенки из элементов строительного конструктора. | | | 1 | Уметь передавать в рисунке расположение кубиков, прямоугольных брусков, треугольных призм в постройке. |
| | |
2 | Рисование на тему:"12 апреля - День космонавтики". | | | 1 | Уметь правильно размещать элементы рисунка на альбомном листе. |
| | |
3 | Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров. | | | 1 | Уметь делить полосу на прямоугольники при помощи мерки. |
| | |
4 | Декоративное оформление открытки «ракета» | | | 1 | Уметь работать по образцу. |
| | |
5 | Рисование узора в полосе. | | | 1 | Знать правила построения узора в полосе. |
| | |
6 | Рисование узора в круге. | | | 1 | Знать правила построения узора в круге. |
| | |
7 | Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам (народные сказки). | | | 1 | Знать названия весенних цветов. |
| | |
8 | Рисование весенних цветов. | | | 1 | Уметь рисовать акварельными красками. |
| |