ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сёгунаты в Японии. Тема 7
Источники
1. Мендрин В.М. История сёгуната в Японии: Нихон гайси. В 2-х тт. / Пер. с. яп. М.; СПб.: Рос. гос. б-ка: Летний сад, 1999. - 480+384 с.
Введение
Япония - уникальная страна. Повышенный интерес к её истории и культуре наблюдается не только среди узких специалистов-японоведов, но и широких кругов общественности, в том числе и в нашей стране. По истории и культуре прошлого и настоящего Японии в нашей стране написаны сотни монографических исследований, которые зачастую очень быстро превращаются в библиографическую редкость. Такого рода бум интереса к историческому прошлому и настоящему Японии во многом оправдан. Япония, будучи страной Востока, в значительной степени отличается от восточных цивилизаций. Японская цивилизация, с одной стороны, глубоко привержена своей культуре и традициям, с другой - никогда ни кичилась ими и была склонна к мимесису, т.е. к подражательству, к органичному заимствованию чужого опыта. И эта черта японской цивилизации сближает её с европейской христианской культурой.
Особенностью развития Японского государства является то, что оно довольно поздно встало на путь капиталистического развития, чему послужили определенные причины. Одной из которых например является сегунат.
В истории Японии большой период занимал сегунат.
Условно период сегунта в Японии подразделяют на два больших периода: камакурский сёгунат и сегунат Токугава.
Изучение процесса создания камакурского сёгуната в значительной степени проясняет и корректирует представление о генезисе социального значения служилого сословия в Японии.
Освещение политической истории данного периода имеет особое значение, так как способствует более точному пониманию роли императорской власти и личности императора в Японии.
Период сегуната Токугавы показывает одновременно и расцвет и сверженеие сегуната.
Цель написания настоящей работы исследование режима сегуната в Японии в XI XIX веках.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:
- рассмотреть процесс установления сегуната в Японии;
- рассмотреть развитие сегуната в период Камакуры и в эпоху Токугавы;
- рассмотреть процесс свержения сегуната.
Сёгунат
Термин «сёгунат» происходит от слова «сёгун» — сокращенного обозначения одной из функциональных должностных обязанностей военачальника (в данном случае обязанностей по усмирению мятеж- ных варварских племен). В более общем значении это военный дик- татор, ставший наследственным должностным лицом, которое доми- нировало над всеми властными структурами в Японии с 1192 по 1867 г. Режим такого правления именовался бакуфу — «правительст- во в походной палатке», называемое также сёгунатом. Всего в исто- рии было три сёгуната, когда правили представители трех династий сегунов со столицами в трех разных городах. (Графский)
Сёгун — в японской истории так назывались люди, которые управляли (в отличие от императорского двора в Киото) Японией большую часть времени с 1192 г. до периода Мэйдзи, начавшегося в 1868 г.
Правительство сёгуна называлось бакуфу («палаточный лагерь» в смысле места расположения полководца). Государственный строй, при котором верховная власть принадлежала сёгуну, обозначается как сёгунат.
Исторически в клановом японском обществе верховная власть принадлежала одному (императорскому) клану, но чтобы удержать фактическую власть, императорский клан был вынужден объединяться с каким-либо крупным родом. Таким образом, рядом с императорами всегда стоял ещё один клан.
До 456 г. таким кланом был клан Кацураги, до 498 г. им был клан Хэгури, до 539 г. — Отомо, затем род Мононобэ, а во второй половине века — клан Сога. В 645 г. власть захватил клан Фудзивара.
Установление сёгуната в Японии в 1192 г.
В XII в. императорская власть (и власть Фудзивара) в Японии сильно ослабела и фактически над страной властвовал то один, то другой выдвинувшийся род. В конце этого столетия власть над страной оспаривали друг у друга два рода: Тайра и Минамото. С 1156 г. по 1184 г. страной фактически правил род Тайра. В частности, большая часть министров была именно из этого рода.
Перемены наступают в XII в., когда к власти приходят сегуны — военные диктаторы, которые образуют свои правящие династии. На их правление приходится расцвет городов, ремесел и торговли, причем цехи и гильдии регулировали не только свою, но и общественную и личную жизнь своих сотоварищей. Сегуны правили под девизом «начал, продолжил, завершил».(графский)
В 1184 г. решительный перевес оказался на стороне клана Минамото, один из представителей которого, Минамото-но Ёсинака, вступил во главе многочисленной армии в Киото, тогдашнюю столицу Японии, откуда клан Тайра бежал с остатками своих приверженцев на юг. Тогда фактическая власть над страной почти целиком очутилась в руках рода Минамото и лично Минамото Ёсинака, в распоряжении которого была собственная сильная армия. Де-факто Ёсинака был полным хозяином своего войска, но де-юре он все же был самозванцем, полномочия которого не были санкционированы императорской властью. Поэтому в том же 1184 г. он добился того, что император пожаловал ему титул сэйи-тайсёгун. К тому времени это звание уже не имело никакого отношения к походам против эдзо, которых, между прочим, было немало в армии того же Ёсинака. Дело было в другом. Походы против эдзо были связаны с громадным напряжением ресурсов государства и зачастую требовали сбора всей наличной военной силы страны, собирателем и распорядителем которой и становился сэйи-тайсёгун. Став сэйи-тайсёгуном, Ёсинака монополизировал право собирать войска и распоряжаться ими и тем самым исключил возможность появления в стране равного ему по силе противника.
Тем не менее, его двоюродный брат Минамото-но Ёритомо сумел собрать собственную, преданную ему армию, с помощью которой он уничтожил Ёсинака. Затем он покончил с остатками клана Тайра и предпринял поход против областей Муцу и Дэва, населенных уже замиренными эдзо, но ещё пользующимися некоторой самостоятельностью. После этого Ёритомо стал единоличным фактическим правителем всей страны. Для того, чтобы не выглядеть самозванцем, ему необходима была санкция императора, поэтому Ёритомо потребовал себе звание сэйи-тайсёгун. Это звание он получил в 1192 г. С этого времени сэйи-тайсёгун (или просто сёгун) из временного военного звания превратилось в постоянный и притом передаваемый по наследству титул фактического военного правителя страны.
Битва при Яффе
Политика сёгуната
Политика сёгуната была направлена на ограничение потребления, а не на увеличение производства [Всемирная история: в 6 т. Т. 4: Мир в XVIII в. М.: Наука, 2013.]. При сёгунате Токугава не было кричащей разницы в материальном положении между простыми японцами и японской элитой, хотя в социальном статусе разрыв
был огромным. Иногда сегуны появлялись перед своими вассалами в простом одеянии.
Все города в Японии делились на три категории. Все категории городов не имели юридической стабильности своих прав. К первой категории относились города, принадлежавшие сёгунату. Полномочия губернаторов сёгунских городов могли расширяться в зависимости от ситуации в стране.
Ко второй категории причислялись княжеские города. В них не было жёсткой регламентации сёгунских властей. Но в княжеских городах находились мэцукэ со своим аппаратом политического сыска (в переводе на русский - «прикрепить око» - А.И.).
Были в Японии и «вольные» города. К этой категории относились лишь несколько самоуправляющихся, независимых городов. В частности Сакаи, Хаката, Нагасаки, Осака. Но их независимость также ограничивалась бакуфу (сё-гунское правительство - А.И.).
К началу XVIII в. в городах проживало до 10% населения страны. В городе в основном жили самураи. Они обязаны были жить рядом со своим сюзереном.
Большинство городов были призамковыми поселениями, т.е. прежде всего они являлись политическими центрами, а не центрами развития торговли. Даже самые крупные японские города были, по сути, «большими деревнями». В японских городах не произошла «промышленная революция» [Масе Ф., Mace М. Япония эпохи Эдо. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2013].
Регламентация жизни японцев была чрезвычайно высокой. В период Токугава для Японии было характерно наличие наследственных занятий, местожительство тоже было наследственным. Существовало регулирование цен на товары, за нарушение - закрытие торговых точек.
Для совершения путешествия требовалось разрешение властей.
Японцы не искали «лучшей доли» за морем. Дух первооткрывателей отсутствовал. Будущее время рассматривалось как предсказуемое. Так, например, в 1836 г. даймё княжества Сацума обязался выплатить свой долг кредиторам в 2085 г.
Сёгун был не только руководителем государства, но и учителем народа. Народ определялся как «неразумный». Указы сёгуна требовали исполнения семейных обязанностей. Перед частными домами устанавливались таблички. Они гласили: здесь проживают чадолюбивые родители, т.е. многодетные, и дети, любящие родителей.
Были указы, запрещавшие или ограничивавшие излишества: фейерверки, выступления уличных артистов, театральные постановки, соревнования по борьбе сумо (вид борьбы на круглой площадке - А.И.). Японскими властями осуждалось: ношение драгоценностей; использование изысканных курительных трубок; гребней; пышные свадьбы; дорогое питание, в частности сладости, ранние овощи и фрукты; неумеренное потребление спиртных напитков.
Поощрялись экономия и бережливость, рекомендовалось пользоваться домашней утварью максимально долго, откладывать ремонт в своём доме до последней возможности. Запрещались азартные игры, «нескромные» картинки и книги.
За нарушение регламентаций следовало наказание в виде тюремного заключения. Выполнение регламентирующих указов сёгуна контролировали тайные агенты бакуфу. Доносительство было в порядке вещей. Основные указы сёгуна выполнялись, а мелкие ограничения не всегда. Мелкие ограничения иногда называли «трёхдневными законами».
Положение императора
На протяжении нескольких веков статус императора в качестве главы государства был номинальным, поскольку вся административ- ная и судебная иерархия находилась под контролем сегуна — военачальника. Император почти безвыездно жил в своем дворце, его лицезрели преимущественно прислуживавшие ему лица и близкие родственники. Обычно по достижении некоторого возраста государи отказывались от престола и проводили остаток дней в уединении и молитвах. Этому способствовала и буддийская традиция с ее поощрением удаления от мирских дел в уединенные монастырские общины. При попытке совершеннолетнего монарха вмешаться в политику его тем или иным способом устраняли. Власть сегуна переходила к сыну. Характерно, что в договорах с иностранцами сегуну, сильно ослабевшему в своих властных возможностях, давали титул тайкун (великий государь). (Графский)
На вершине общества находился император, столь удаленный от земных проблем, что, казалось, он едва ли принадлежал этому миру. Сегуны периода Токугава обращались с императорами с должным уважением, заполняя их дни церемониальными обязанностями и «джентльменскими» занятиями и держа венценосцев под пристальным и непрерывным наблюдением. Передвижения императоров ограничивались, контакты с ними тоже контролировались. Они жили в окружении 140 придворных семей, населявших императорский дворец, и им разрешалось иметь скромный — не слишком большой — доход. Фактически они были узниками собственного замка, а их жизнь была настолько изолированной, что иностранцы, приезжавшие в Японию периода Эдо, считали императора либо кем-то вроде папы римского, либо зачастую вообще не были уверены в его существовании.
Соответственно, на практике «вожаком собачьей стаи» был сегун. Это сравнение не кажется неуместным, поскольку пятый сегун Цунаеси (1646-1709) держал собак в таком количестве, что подданные прозвали его «собачьим сегуном». Он также запретил распространенное прежде развлечение, когда при стрельбе из лука вместо мишеней использовали собак. Цунаеси родился в год собаки, и один священнослужитель сказал ему, что его бездетность, возможно, является наказанием за убийство в прошлой жизни пса, поэтому во искупление вины он строил приюты и кормил бездомных животных. Историк и судья Мицуку-ни (1628-1700), чье имя сделалось синонимом правосудия, как говорят, послал сегуну шкуры двадцати собак в знак протеста против его прихотей.
Император традиционно именовался «тэнно» (угодный небу правитель), сам себя он именовал «котей», а для иностранцев наиболее употребительным оказался титул «микадо», заимствованный из поэтического словаря и означающий что-то вроде «свет-государь».
Сословия в Японии при сегунате
ДАЙМЕ
Следующей категорией были симпан даймё - это князья, которые являлись родственниками дома Токугава. Насчитывалось 23 таких княжеских рода. (Военное дворянство - или самураи - принадлежало к «военным домам» -букэ. Князем, т.е. даймё, мог быть тот самурай, который имел земельный надел, приносивший ему ежегодный доход в 10 тыс. коку риса (примерно 1500 тонн) - А.И.).
Далее следовали фудай даймё, или «внутренние князья». Это союзники рода Токугава в борьбе за объединение Японии. Они боролись против западной коалиции князей - даймё, которые выступали против Токугава. К концу XVIII в. насчитывалось 145 таких князей.