Файл: Сёгунаты в Японии. Тема 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вне сословий находились бесправные «жители посёлков» (бура-кумин). Это были парии, т.е. бесправные, отверженные люди. В Японии их называли «эта». Они выполняли «нечистую» работу: обрабатывали кожи, убирали нечистоты, хоронили трупы, занимались акушерством и актёрской деятельностью. Их социальный статус был наследственным.

К бесправной категории населения относились также «хинин»

- буквально, «нелюди». Это были в основном преступники. Они могли быть прощены и восстановлены в прежнем статусе. Эта и хинин составляли 2% населения Японии.

Экономика
В период правления династии Минамото проводилась целенаправленная политика ослабления экономической мощи крупных феодалов, у многих из которых были конфискованы поместья. Государство раздавало эти земли самураям — сторонникам сёгуна, получавшим при этом статус военных дворян. Самураи получали земли не в полную собственность, а в форме лена, т.е. в условное владение на время службы. Тем самым самураи превращались в опору сёгуната. Но поскольку самураям приходилось нести большие расходы на военные доспехи, оружие, то многие из них закладывали и даже продавали свои земельные наделы. Власть же ограничивала эти операции, а в 1297 году и вовсе запретила самураям продажу их угодий.
К концу XIV века в социально-экономической структуре страны произошли большие изменения. Ведущим сословием вновь стали владельцы крупных феодальных княжеств (даймё), которые лишь формально признавали власть сёгуна, а реально обладали почти неограниченными правами в пределах своих имений. Даймё целенаправленно стремились ликвидировать небольшие поместья военных дворян-самураев. Самураи были вынуждены переселяться в города или возвращаться на службу к князьям и селиться в их замках. За службу они уже получали не лены, а всего лишь рисовые пайки. Кое- где самураи превращались в крестьян и должны были обрабатывать княжеские земли.

В XIV—XV веках произошли заметные изменения в сельскохозяйственном производстве. Благодаря улучшению агрикультуры крестьяне стали собирать на своих полях по два урожая в год: сначала выращивали рис, а потом, после его уборки, высевали ячмень или пшеницу, которые успевали созреть к осени. На засушливых полях создавались системы орошения. На различных видах работ стали использоваться быки и лошади. В XV веке началось культивирование хлопка и сахарного тростника.

Экономика городов находилась в прямой зависимости от развития сельского хозяйства. Распространение культуры хлопчатника привело к становлению производства хлопчатобумажных тканей (наряду с традиционным производством шелковых тканей). Государство оказывало различную помощь ремесленникам в виде налоговых льгот и пр. В свою очередь, многие князья-даймё стали поощрять создание в своих имениях ремесленных предприятий. Особенно эта тенденция усилилась в XVI веке, когда появилось сословие «новых даймё», которые вкладывали средства не только в сельское хозяйство, но и в ремесленное производство, развитие дорог, строительство торговых складов и магазинов. Все это во многом напоминало процессы, происходившие в Западной Европе, в частности в Англии, где в это же время формировалось «новое дворянство».


В XV—XVI веках Япония стала активно выходить на внешний рынок. Сначала это были торговые связи с Китаем и Кореей. В 1542—1543 гг. японских берегов достигли португальцы, а в 1584 году — испанцы, проявлявшие большой интерес к взаимной торговле. Вместе с европейскими купцами в Японию проникло христианство. В этот же период европейцы привезли в Японию огнестрельное оружие, которого японцы до той поры не знали.

Интересно отметить, что в японском языке есть слово «рангаку», переводимое дословно как «голландская наука». Дело в том, что именно голландские купцы, получившие раньше других монопольное право обосноваться в городе Нагасаки, оказали наибольшее влияние на проникновение европейской культуры в Японию.

Но политическая раздробленность страны затрудняла развитие японской экономики. Каждое княжество имело свою систему местных налогов и таможенных пошлин, в стране все еще преобладал товарный обмен, при котором вместо денег употребляли рис.
К XVIII веку Япония усилила внешнеторговые ограничения и взяла курс на международную самоизоляцию. Относительно открытыми оставались лишь некоторые города на западном побережье острова Кюсю. Так, дважды в год в порт Нагасаки разрешалось заходить голландским судам. Фактически это была форма государственного контроля над внешней торговлей. Попытки некоторых крупных стран «открыть» Японию для сбыта своих товаров оставались безуспешными.
Таким образом, несмотря на ограниченность земельного фонда, пригодного для занятий растениеводством, японскому социуму удалось создать достаточно эффективно функционирующий аграрный сектор экономики, хотя, конечно, доминирующей тенденцией в сельскохозяйственном производстве, как и в ремесленном, было не стремление увеличить объём продуктов питания и предметов потребления, а всемерно их экономить. Городам Японии, в отличие от других стран Востока, всё же удалось, хотя и на короткий промежуток времени, добиться статуса самоуправляющихся. Этот факт сближал Японию с Европой. Но всё-таки японские города, как и в целом в других странах Востока в новое время, так и остались скорее административными центрами, нежели очагами развития ремесла и торговли. Не только в экономической сфере функционирования японского общества, но и в социальной, есть элементы, аналогичные западноевропейскому социуму в новое время. Это, в частности, наличие самурайского сословия как ближайшего аналога западноевропейского дворянства, с закреплёнными за ним юридически правами и привилегиями. Для японского государства, как и государственных образований других стран Востока в новое время, было характерно проявление тенденций патернализма, опеки над своими подданными, что существенно сдерживало их инициативу во всех сферах жизни. Однако нали- соперничали друг с другом, суще-чие двух центров власти в Японии в ственно ослабляло давление госулице сёгуна и императора, которые дарства на подданных.


Сегунат в период Камакуры

Традиционные хронологические рамки периода Камакура - 1192-1333 гг.: от назначения Минамото Ёритомо (1147-1199) первым сётуном до уничтожения Камакура бакуфу.

В ХII в. разросся, превратившись во влиятельную силу, ведущий свою родословную от императорской линии дом Минамото-НО (или иначе - Гэндзи), обосновавшийся на востоке страны в долине Канто. А на западе набирал силу не менее родовитый клан Тайра (или Хэйкэ).

Между тем клан Фудзивара, узурпировавший власть в столице, хирел. Фактически отрезанный от провинции, он сохранял свое влияние лишь в Хэйане, полностью подчинив себе императора.

В конце XII в. между тремя этими кланами произошли вооруженные столкновения. Тайра вышли из этих войн победителями, оттеснив род Фудзивара от рычагов власти в столице. А разгромленных в бою мятежников из клана Минамото сурово покарали. Глава клана был казнен, а его 12-летний сын Минамото-но Ёритомо, самый старший из всех детей, был отправлен в изгнание - в дальний монастырь на малообжитом в то время полуострове Идзу.

Тайра, возведя своего отпрыска на престол, монополизировали все руководящие должности при дворе. Их воины, проводя время в праздности и безделье, теряли боевую выучку. Никто не обращал внимания на угрозу с востока, где набирали силу вооруженные отряды обделенного властью и почетом клана Минамото, группировавшиеся вокруг повзрослевшего и возмужавшего Ёритомо.

Скопив достаточно сил, Ёритомо в 1180 г. решил бросить вызов дому Тайра. Недолгим взлетом в эти годы оказалась судьба двоюродного брата Ёритомо - Минамото-но Ёсинака. В 1183 году он захватил столичный Киото, но вскоре вышел из доверия у Ёритомо и был убит. На помощь к старшему брату поспешил Ёсицунэ. Он и возглавил поход Минамото на Хэйан. Одержав серию блистательных побед, Ёсицунэ в завершение пятилетней военной кампании нанес войскам Тайра сокрушительное поражение в морской битве при Данноура в Симоносэкском проливе. Судя по хроникам того времени, в ней участвовало свыше ста тысяч человек, а семистам кораблям Минамото противостояли пятьсот кораблей Тайра.

Можно было ожидать, что победители воцарятся в столице, вновь запустив маховик придворных интриг и местнических споров. Но Ёритомо поступил иначе. Он заставил императора признать свою верховную власть над восточными районами страны. Там же, в маленькой приморской деревушке Камакура, подальше от столичной суеты, находилась и его штаб-квартира. Выбор места был обусловлен не только близостью его к родовым владениям Минамото, но и уникальными природными условиями: прижатая к морю деревня была со всех сторон окружена горными цепями, защищавшими ставку Ёритомо от нападения врагов. Свою новую резиденцию Ёритомо назвал бакуфу (полевая ставка).


Чтобы укрепить властные позиции бакуфу, Ёритомо пригласил к себе на службу ряд наиболее способных, но не добившихся успеха в столице чиновников. Самым влиятельным среди них стал Оэ-но Хиромото, которого еще при жизни называли мешком мудрости. Усилиями этих советников в Камакуре было создано правительство, по форме - теневое, но по сути - обладавшее всей полнотой власти в стране. Минамото позволил обитателям Хэйанского императорского дворца продолжать игры в государственное правление, но рычаги реальной власти сосредоточил в Камакуре. Это, кстати, соответствовало типично японскому стилю отправления властных функций, когда сохранялись внешние атрибуты императорской власти, а истинные дела вершились всемогущими регентами, наставниками, канцлерами как бы из-за ширмы.

Следуя рекомендациям Оэ-но Хиромото, Ёритомо стал формировать основу централизованного военного правления. От власти устранялись не только бывшие враги, но и недавние друзья и соратники. Ёритомо не нужны были конкуренты. Попал под нож чистки и прославленный полководец Минамото-но Ёсицунэ. Спасаясь от вероломного брата, конфисковавшего его земли, Ёсицунэ с кучкой приближенных сбежал на север, в полупустынный Тохоку, где попытался укрыться у своих недавних противников - феодалов из клана Фудзивара. Однако преданный друзьями, внезапно напавшими на него, Ёсицунэ вынужден был покончить жизнь самоубийством.

В 1192 г., расправившись со всеми своими врагами, Минамото-Но Ёритомо присвоил себе титул сэйи тайсёгун (великий полководец, покоритель варваров). Войны с айнами, которых постепенно отжимали на север, действительно велись. Но титул сёгуна как верховного военного правителя Японии просуществовал почти семь веков (как в военное, так и в мирное время), вплоть до Реставрации Мэйдзи в 1868 г.


Однако неограниченной властью сёгуна Ёритомо наслаждался сравнительно недолго. В 1199 г. он умер, оставив бразды правления своему старшему сыну Ёрииэ. Но и у того сёгунская власть в руках не задержалась. В события вмешалась Масако, вдова Ёритомо, урожденная Ходзё (а клан Ходзё состоял в близком родстве с поверженным домом Тайра). Вместе со своим отцом Токимаса Ходзё вдова Ёритомо заточила заболевшего сына в одном из храмов на полуострове Идзу, передав пост сёгуна его младшему брату Санэтомо. А Токимаса стал при 12-летнем сёгуне регентом. А затем пришла очередь и Санэтомо, злодейски убитого в 1219 г. В результате этих манипуляций мужская линия дома Минамото была истреблена. Сёгуном стал 2-летний (!) младенец из клана Фудзивара. А дела сёгуната в Камакуре с тех пор безраздельно вершили регенты Ходзё. Так продолжалось до 1333 г., когда в результате междоусобных войн Камакурский сёгунат пал, уступив место сёгунату Муромати.

Камакурский сёгунат (Камакура бакуфу) стал первым в истории страны правительством, возглавляемым военным лидером - сё:гуном. По мнению многих историков, двенадцатый век в Японии стал временем окончательного перехода от древности к средневековью. Традиции государственного управления, заложенные в этот период, продолжали доминировать вплоть до середины XIX в.

Начало перехода власти от аристократии к военному сословию - один из наиболее актуальных вопросов, поскольку он напрямую связан с процессом становления японского феодализма. Изучение данного периода в значительной степени помогает более полно воссоздать картину эволюции политических традиций, имевших место в истории страны. Эти традиции имеют яркую индивидуальную окраску, свойственную только истории Японии.

События, произошедшие в конце XII в., положили начало кардинальным изменениям в традиционной Японии. На историческую арену вышло сословие самураев, которое продолжало оставаться доминирующим еще на протяжении почти семи столетий - вплоть до эпохи Мэйдзи (1868-1912) - и стало символом японского средневековья. Начав свое восхождение с захвата власти и укрепления экономического могущества, сословие буси постепенно стало определять не только направление политической истории.