ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рангом ниже располагались тод-зама даймё, или «внешние князья». Эти КНЯЗЬЯ были бывшими противниками рода Токугава в политике объединения Японии под его руководством. Насчитывалось 98 таких князей. Внутри трёх вышеназванных категорий даймё была своя градация вассальных отношений. Переход из одной категории даймё в другую был почти невозможен, хотя были исключения.
Сегуну подчинялись дайме («большое имя»), возглавлявшие 250 хан (земельные владения кланов), на которые делилась Япония. Дайме подразделялись на две большие группы, фудай и тозама, внутренних (наследственных) и внешних (союзников), — в зависимости от того, примкнули ли они к Токугава до или после битвы при Сэкига-хара. Тозама не могли служить в правительстве сегуната. Распределение земель отражало реалии политического порядка: владения многих «внешних» дайме находились буквально по краям национальных границ на севере и западе. Все земли в дне пешего марша от Эдо принадлежали или напрямую самим Токугава, или их наиболее преданным вассалам. Сегун был не только самым крупным землевладельцем, который имел в личной собственности почти четверть всех обрабатываемых земель, но и держал под контролем все главные маршруты, порты и поставки цветных металлов.
Чтобы приобрести статус дайме, феодал должен был иметь столько земли, чтобы она давала 10 000 коку риса, один коку равнялся количеству риса для пропитания взрослого мужчины в течение года. Владения самых крупных дайме давали свыше миллиона коку, около пятидесяти дайме получали 100 000 коку и больше. Владения менее 10 000 коку имели ранг хатамото — с правом личного доступа к сегуну; в середине XVII века насчитывалось около 5000 таких имений. Доход в 260 коку и менее означал, что самурай — го-кэнин (относится к младшей бюрократии); к 1800 году их число достигало 20 000 человек.
Контроль над дайме осуществлялся при помощи системы шпионов и заложников. Под строгим надзором сегуна также находились заключение браков, строительство мостов и оборонительных сооружений; за исключением этих вопросов дайме правили в своих землях в целом так, как хотели. Прямое вмешательство осуществлялось, только если их власть оказывалась очевидно неэффективной или начинала угрожать национальной безопасности. На практике самой частой причиной вмешательства сегуна в дела хан становились наследственные споры. За первые сорок лет XVII века власти лишились или были понижены в статусе семьдесят дайме, и примерно треть всех обрабатываемых земель была перераспределена.
Главным способом контроля, который придумали То-кугава, было требование «альтернативного присутствия» — санкин котай. Часть времени дайме могли жить у себя в имениях, но периодически они должны были лично являться в Эдо к сегуну. Эта обязанность требовала дорогостоящих трат на достаточно престижную резиденцию в столице, много времени и сложностей с организацией впечатляющей свиты, необходимой для сопровождения правителя в путешествии. Поездки осуществлялись по оговоренному маршруту в заранее известное время и были предметом периодических проверок, которые должны были установить, не провозятся ли в столицу контрабандой ружья и не вывозятся ли из нее тайком заложники.
САМУРАИ
Воины занимали первое место в социальной иерархии, поскольку они защищали от нападения и осуществляли общественные санкции. Считалось, что они обладают такими добродетелями, как храбрость, преданность, повиновение и скромность. До официального запрещения в 1663 году подобной практики многие младшие самураи совершали самоубийство после смерти своего сюзерена, чтобы доказать ему собственную верность. Генерал Ноги поступил аналогичным образом после смерти императора Мэйдзи в 1912 году.
Незадолго до своей смерти, Иэясу издал «Букэ-се-хат-то» («Уложение о самурайских родах»), где призывал самураев культивировать свои способности «и мечом, и кистью». В отличие от военной аристократии Европы, самураи должны были владеть грамотой, а не только оружием; это было не вопросом доброй воли, а относилось к профессиональным умениям. Большинство самураев тратили много времени на административные дела, которые с необходимостью включали в себя составление отчетов и корреспонденции — хотя некоторые консерваторы и прибегали для этого к помощи торговцев, к их работе относились с крайним подозрением. Военные навыки оттачивались в ходе формального обучения и на охоте. Периодически все эти умения пригождались: в эпоху Токугава произошло около 2000 крестьянских восстаний, которые, в основном, были спровоцированы чрезмерным налогообложением в неурожайные годы. (Поговорка того времени уподобляла крестьян масляным зернам: «Чем больше жмешь, тем больше получишь».) Обычно зачинщиков мятежа казнили, а затем на время приостанавливали оброк — до тех пор пока экономика деревни не восстанавливалась настолько, чтобы его можно было ввести снова.
От самурая требовалась скромность, но это качество присутствовало далеко не всегда. «Кварталы удовольствий» и коммерция больших городов открывали дорогу к искушениям. Многие самураи получали деньги, закладывая будущий урожай риса, и попадали в серьезные долги, оказываясь во власти презираемых ими торговцев.
Остро сознавая свой высочайший статус, самураи имели право защищать себя и убить любого человека, оскорбившего их (кирисутэ-гомэн, «право зарубить и оставить»). Оскорбление не могло быть нанесено по ошибке и списано на случайность; самураев было легко отличить не только по самоуверенным манерам, но и по двум мечам, которые они всегда носили, и по необычной прическе. Длинный меч (катана) использовался в бою, короткий (вакидзаси) — для отрубания головы или совершения самоубийства. Волосы самураи убирали в тугой пучок на макушке, брови и остальную часть черепа обривали.
В 1700 году была написана книга «Хагакурэ» («Сокрытое в листве») — обобщенный воинский кодекс, призывавший самураев культивировать самодисциплину и никогда не изменять чувству собственного достоинства. Каждый день следовало проживать так, будто он последний, и настоящий воин всегда должен был быть готов пожертвовать своей жизнью. Бутоны сакуры символизировали этот идеал тем, что они опадают в полном цвету, а не увядают на ветке. Самураи составляли свыше 5% населения, что намного больше относительной численности знати и дворянства в Европе. Хотя они были отдельной кастой и концентрировались преимущественно в городах-замках, само их количество помогало распространению в обществе военных ценностей.
Сословие самураев занимало высшую ступеньку японского общества. Самураи составляли 5%
населения страны. Численность самураев с семьями доходила до 2 млн человек. Самураи появились в VII в. В ХП-Х1У вв. началось формирование самураев как сословия.
Источниками формирования самураев были зажиточные крестьяне; домашние слуги, наделённые землёй; главы административно-территориальных единиц в Японии, превратившиеся в крупных феодальных собственников.
Самураи объединялись в отряды. Эти отряды возглавляли представители наиболее влиятельной самурайской семьи в округе. Враждующие группировки феодалов в Японии использовали отряды самураев в борьбе за власть в стране.
Основные положения кодекса самурайской чести - «Путь воина» (бусидо) - базируются на ценностях синтоизма, дзэн-буддизма и конфуцианства. Из синтоизма взята идея патриотизма, доходящая до верно-подданничества. Из дзэн-буддизма извлечена концепция самоконтроля и самообладания. Выработка психологического настроя путём самососредоточения, т.е. медитации. Вхождение в небытие перед лицом смертельной опасности. Кроме того, учение о предопределённости судьбы (карма).
Из конфуцианства взята идея верности долгу, послушания господину. Пример верности самурая своему господину - самоубийство самурая после гибели своего господина. Т.е. проведение харакири или сэппуку, а именно - вспарывание живота (сэппуку проводилось также, когда была затронута честь самурая - А.И.). Моральное совершенствование, презрение к производительному труду, убеждённость в извечности эксплуатации крестьян также являлись важными положениями кодекса самурайской чести.
Самурай, отправлявшийся в поход, брал на себя три обета: забыть навеки свой дом; забыть о жене и детях; забыть о собственной жизни [Горбачёва Е.Г., Хвостухина С.А., Бурлуцкая JI.A. Тайны самураев. М.: Восточ. лит., 2002.].
Социальный статус самураев предполагал набор целого ряда прав и обязанностей. Так, например, самураи не могли поменять своего господина; им запрещался переход в сословие горожан; только они имели право носить оружие. Им разрешалось иметь фамилии, остальные японцы получили это право после 1868 г.
За оскорбление самурая представителем несамурайского сословия обидчика можно было зарубить на месте. Самураи должны были заниматься только военными и административными делами. Но были среди самураев и врачи, владельцы частных школ и даже те, кто занимался крестьянским трудом. Жили самураи на рисовые пайки, которые платили их сюзерены.
Самураи имели право передвигаться в паланкине, т.е. в крытых носилках, а простые люди - только пешком. Суть в том, что в Японии в период Токугава почти полностью отсутствовал рабочий скот, в частности лошади. Это связано с прекращением межфеодальных войн и большими затратами на содержание лошадей при нехватке в Японии земли для занятий растениеводством.
Только самураи имели право носить одежду из шёлка. Кроме того, самураи носили особую «самурайскую» причёску. (В конце XVI в. они выбривали на лбу и темени волосы. Волосы на висках оставляли
, а торговцы и ремесленники должны были их сбривать. Волосы, оставшиеся на макушке, завязывали в толстый узел и собирали сзади. Выбривание волос у лба было заимствовано у айнов. Самураи делали себе «самурайскую» причёску при достижении совершеннолетия, т. е. с 11-17 лет - А.И.).
Самурайское сословие подразделялось на отдельные категории. Одной из таких категорий были кугэ - аристократическая придворная знать, которая проживала в императорской столице - Киото.
КРЕСТЬЯНСТВО
Крестьянство было самым многочисленным. Крестьяне составляли до 80% всего населения Японии.
Жизнь японских крестьян также подвергалась жёсткой регламентации. Им запрещалось иметь оружие; нельзя было есть рис, надо было питаться лишь грубой пищей: овсом, ячменём, просом. В случае неурожаев или стихийных бедствий крестьянам запрещалось производить и продавать рисовую водку (сакэ), макароны, пшеничную муку и лепёшки. Это считалось излишней тратой зерна.
Крестьянам разрешалось носить одежду только из хлопчатобумажной ткани. Им нельзя было строить больших домов; использовать
носилки на свадьбах; класть на седло ковёр. Сёгун Токугава Иэясу говорил: «Крестьяне - это кунжутное семя, чем больше жмёшь, тем больше выжмешь» [История Востока: в 6 т. Т. 3. Восток на рубеже средневековья и нового времени (XVI-XVIII вв.). М.: Восточ. лит., 1999.].
Ремесленники
Следующим сословием японского общества были ремесленники. Ремесленники с торговцами составляли до 8% населения. Формально социальный статус крестьян был выше статуса ремесленников, как и торговцев. Но в реальности налогообложение в городе было значительно ниже, чем в деревне.
Жизнь ремесленников, как и торговцев, также регламентировалась, но со значительно меньшими строгостями. На практике эта регламентация нередко нарушалась.
Ещё в конце XVI в. ремесленники и торговцы составляли одно сословие - «горожан». В начале XVII
в. при Токугава ремесленники и торговцы были поделены на отдельные сословия. Ремесленники были организованы в цехи (дза). Ремесло было наследственным занятием.
И, наконец, четвёртое сословие составляли торговцы. Они объединялись в гильдии (накама). В 17 больших городах Японии торговцы и ремесленники подчинялись не феодалам, а непосредственно баку-фу. К таким городам, например, относились: Эдо, Киото, Осака и другие. В каждом из них проживало свыше 300 тыс. жителей.
Среди торговцев было немало состоятельных людей. Эти люди пытались обойти правительственные ограничения, в частности в строительстве домов. Среди купцов г. Осака даже появился особый вид жилого дома - «Осака госи». Фасад дома по регламенту имел ширину в 9 метров. Зато в глубину двора он имел протяжённость в 36 метров. Окна на фасаде купцы не делали, чтобы не платить налог. На фасаде оставляли одну узкую дверь, закрытую как окно, деревянной решёткой. Скромность фасада торговцы компенсировали роскошью интерьера дома.