Файл: Сёгунаты в Японии. Тема 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Традиции буси стали в значительной степени влиять на культурную жизнь страны. В связи с этим представляется актуальным изучение истоков власти самураев, поскольку это господство началось именно с политического влияния, а уже потом распространилось на другие сферы жизни.[5]

Эпоха Камакура была временем суровых войн и становления военного сословия - самураев. Подчеркнутый аскетизм воинской жизни ярко контрастировал с изнеженностью и блеском столичного бытия. Это нашло свое отражение в искусстве, культуре и формировании национального характера. Официальной религиозной доктриной сёгуната стало учение буддийского монаха Догэна, проповедовавшего философию дзэн. Простота и внутренняя сосредоточенность этого религиозного течения, самодисциплина, необходимость постоянного духовного и физического самосовершенствования были созвучны представлениям сурового воинства об основах мироздания. Принципы внутренней концентрации дзэн были положены в основу практически всех боевых искусств Японии - фехтования, стрельбы из лука, дзюдо и каратэ.
Сегунат в эпоху Токугава
Новый военно-бюрократический аппарат назывался бакуфу (правительство). Эпоха Токугава (1603-1867) была эпохой внутреннего мира. Такого длительного периода без войн, который воцарился в Японии с приходом к власти дома Токугава, не знала ни одна другая страна. Характерной чертой сёгуната стало сохранение императора как номинального главы государства, обладающего некоторыми представительскими и церемониальными функциями.

Императору отводились все причитающиеся по рангу почести, однако реальной политической силы у него не было. Главной функцией императора было отправление религиозных обрядов. Забегая вперёд, можно сказать, что до сих пор в Японии, в отличие от Китая, не признаётся смена династий, считается, что правит клан, установившийся ещё в VI веке.[6]

Сёгунский период является важным компонентом для понимания специфики японского госаппарата.

Сёгун, военный правитель, не пошёл на низложение императора, потому что в этом случае возникло бы подозрение в нелегитимности новой власти. Теперь создалось двоевластие: император и сегун. Разумеется, эти два титула не были равноправными в глазах японцев - в данном случае речь идёт о политической ситуации. Император стал править в Киото, а сёгун создал свою столицу в Камакура.[7]

Двоевластие было юридически закреплено указом императора 1205 года, согласно которому все апелляции невассалов сёгуна надлежало направлять в Киото на рассмотрение экс-императора.


Черты абсолютистского правления сёгунат приобретает лишь в XVII-XVIII веках, когда при третьем сёгунате Токугава (1603-1867) происходит ужесточение методов управления, создаётся полицейский аппарат, земли феодалов (даймё - большое имя) конфискуются государством.

Вассалы сегуна, а также полузависимые от центральной власти князья (даймьо) известное под названием самураев мелкое дворянство владело сравнительно небольшими земельными участками или же вовсе не имело земли, существуя на выделяемый сеньорами рисовый паек или на доходы от занятий торговлей, интеллигентными профессиями и т.п.

В это время наиболее законченные формы приобретает сословное деление, скреплённое законом и властью сёгуна, выраженное формулой си-но-ко-сё: самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы.

У самураев была одна важная привилегия - они и только они могли занимать административные и военные должности.

Исключительно самурайским занятием была военная служба. В дворянском сословии самураев имелось две группы - высшая и низшая.

Высший слой делился на: фудай-дайме - занимали все административные посты при сегуне, в том числе при его правительстве бакуфу тодзама-дайме - внешние князья, отстраненные от дел управления.

В Японии существовали фактическое прикрепление крестьян к земле и полная зависимость от феодала. Уплачиваемая крестьянином продуктовая рента достигала 60-80% урожая. Помимо нее существовали денежная рента и отработки. Система пятидворок связывала крестьян круговой ответственностью, круговая порука была и в самой японской семье: брат отвечал за брата, отец за детей и т.д.

В городах существовали феодальные цехи и купеческие гильдии. Цеховые и гильдийские уставы регламентировали не только производство товаров, но и личную жизнь своих членов.

Верхом и окончательной победой самурайской политики и культуры (но вместе с тем и началом ее заката) стала эпоха Токугава (XVII - первая половина XIX вв.), которая кодифицировала и ревизовала самурайский образ, ставший в следующую эпоху символом Японии в представлении западной культуры.

Однако события периода начала эпохи феодализма долгое время воспринимались сквозь призму более поздних образов. Заключительный период истории господства самураев - эпоха Токугава - заслонила собой начальный период - эпоху Камакура. Вследствие этого события XII - XIII . Образ жизни военного сословия к этому времени в значительной степени определял характер японского общества.



К середине XVII в. в Японии закрепилась социальная модель, в рамках которой (за исключением императора и придворной, - аристократии), самураи стояли выше других сословий - крестьян, ремесленников и торговцев, что было закреплено в законодательстве того времени.
Свержение сегуната
Революция, открывшая дорогу буржуазному развитию, совершилась в Японии в конце 60-х годов XIX столетия. Она известна под названием "реставрации Мейдзи" или Мэйдзи-исин, что переводится как "просвещенное правление".

Феодальные отношения, в течение многих веков господствовавшие в Японии, в своих основных чертах были сходны с европейскими.

Историки замечают, что "Япония с ее чисто феодальной организацией землевладения и с ее широко развитым мелкокрестьянским хозяйством дает гораздо более верную картину европейского средневековья, чем все наши исторические книги, проникнутые по большей части буржуазными предрассудками".

В первой половине XIX века еще более обострился кризис феодально-абсолютистского режима Токугавского сегуната, причем в Японии в отличие от других стран Азии в недрах феодального общества формировался капиталистический уклад. В Японии совершается процесс первоначального накопления капитала, отмеченный теми же чертами, что и в Европе. Возникают крупные состояния. Товарно-денежные отношения захватывают не только город, но и деревню. К этому времени натуральный оброк уже принял в японской деревне смешанную, денежно-натуральную форму. Потребность в деньгах усиливала зависимость крестьян от ростовщиков, купцов, кулаков. Несмотря на господство цехов, появляются капиталистические мануфактуры. Феодальные отношения вступают в полосу разложения.[8]

В первой половине XIX в. значительно увеличилось число и размеры мануфактур. Если за весь XVIII в. было основано 90 мануфактур, то за первые две трети XIX в. их возникло 300. Расширялись крупные горные разработки меди, золота, железа. Особенно значительное распространение мануфактурные предприятия получили в юго-западных районах. В большинстве мануфактур применялся труд наемных рабочих. В 1854 г. в Японии насчитывалось свыше 300 промышленных предприятий с числом рабочих более 10. На некоторых мануфактурных предприятиях имелось по нескольку десятков ткацких станков.[9]

Появление капиталистических мануфактур означало, что в Японии наряду со сложившейся ранее торговой буржуазией начала формироваться и промышленная буржуазия. В своеобразных условиях происходил процесс первоначального накопления капитала. Обнищавшие крестьяне устремились в города. Тяжелый гнет, непосильные налоги, усилившаяся эксплуатация со стороны торгово-ростовщического капитала приводили к массовому разорению ремесленников. Так складывалась категория людей, лишенных собственных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу.


Первая половина XIX в. характеризовалась почти непрерывными массовыми восстаниями японского крестьянства. Только в 1833 г. в различных районах Японии произошло 30 крестьянских восстаний. Восставшие боролись за ликвидацию феодального гнета.

Во время восстания 1842 г. в провинции Оми повстанцы уничтожили кадастровые книги.

Хотя крестьянские восстания носили неорганизованный и локальный характер, они подрывали японский феодализм. Все чаще происходили волнения в городах. Нередко поводом к ним были недостаток риса или резкое повышение цен на него в результате спекулятивных махинаций оптовых купцов и властей.

В 1837 г. в Осака вспыхнуло восстание, возглавленное Хэйхатиро Осио - выступавшего против спекуляции, дороговизны, произвола властей. Проявившееся в ходе осакского восстания стремление объединить городские низы и крестьянство показывало, что антифеодальная борьба народных масс поднималась на более высокую ступень. Восстание в Осака не было единичным. Волнения охватили многие города. Обострялись также противоречия между буржуазными и феодальными кругами. Но формировавшаяся буржуазия, связанная в той или иной мере с феодальным землевладением и ростовщичеством, как правило, враждебно относилась к восстаниям крестьянства и городской бедноты.

Недовольны были и самурайские элементы, одни - из-за стремления поправить свои материальные дела за счет крупных сеньоров, другие - в силу своего отношения к промышленности и торговле, с которыми они уже были прочно связаны. Наиболее организованные, лучше других вооруженные самураи прибрали к своим рукам движение буржуазии. Последняя и сама искала союза с дворянством, ибо не менее самураев страшилась революционных стремлений японского крестьянства. В отличие оттого, что было в Европе, японская буржуазия выступала в революции не в союзе с крестьянством, а против него. Этим обстоятельством объясняется компромиссный характер революции: японский капитализм оказался оплетенным густой сетью феодальных отношений.

Правительство сегуната сурово расправлялось с крестьянским революционным движением. Японская буржуазия была недовольна раздробленностью Японии и относительной слабостью центральной власти (крупные феодалы содержали собственное войско, чеканили монету и полновластно распоряжались в своих владениях), наличием цехов и гильдий, мелочной регламентацией ремесла и торговли и т.п. Но самую большую опасность она видела в иностранном капитале.[10]


Военно-политическими центрами антисегунской оппозиции стали южные княжества Сацума, Тесю, Тоса и Хидзэн. Объединившись, эти княжества возглавили сильную коалицию, требовавшию ликвидации сегуната и восстановления императорской власти. Франция энергично поддерживала сегуната.[11]

Англичане же надеялись, что победа антисегунской коалиции приведет к раздроблению и ослаблению Японии, и установили поэтому контакт с Сацума и другими южными княжествами. После событий 1862 - 1864 гг. значительно усилились антифеодальные выступления народных масс. В 1865 г. особенно сильное крестьянское восстание охватило район Осака. Восстание вспыхнуло даже в сегунской столице Эдо. В этих условиях руководители южных княжеств склонились к ликвидации сегуната.

В 1867 г. на императорский престол вступил пятнадцатилетний Муцухито.

Летом 1869 г. сегунат прекратил свое существование. Была провозглашена феодально-самурайская "республика".

Заключение

Япония длительное время была феодальной страной. Если в веке почти все зарубежные государства уже перешли на капиталистический путь развития, то Япония была еще полуфеодальной страной. Немаловажной значение в этом имел сегунат.

По нашему мнению сегунат тормозил общественное и экономическое развитие Японии, стоя на охране давно уже отживших феодальных порядков.

Система сёгуната с некоторыми перерывами просуществовала с 1192 по 1868 год.

В период сегуната в Японии существовала нигде неповторимая форма некоторого двоевластия в государстве.

С развитием капиталистических отношений в других странах и вторжением в Японию европейцев, режим сегуната стал ослабевать и наконец совсем пал.
Список использованной литературы

1. Галанза П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М. 1961 2. Гришачёв С. В. Установление камакурского сёгуната в Японии в к. XII - н. XIII вв. : Дис. ... канд. ист. наук: - М., 2005.

3. История государства и права зарубежных стран. / Под общ. ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. - М. 1998. ч.2.

4. Мендрин В. История сегуната в Японии (НИХОН ГАЙСИ). - СПб., 1999.

5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. - М. 1998.

6. Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии. - М. 1984.

7. Филиппов А.В.. Специфика проведения реформ в Японии: цели, предпосылки и формы // Доклад на XX научной конференции по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки 6-7 апреля 1999 г. Санкт-Петербург СПбГУ.