Файл: Тема Брак и семья Основные вопросы Родство и семья.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 5. Брак и семья
Основные вопросы:
1. Родство и семья
2. Брак
3. Имущественный отношения между супругами
4. Сыновья
5. Опека и попечительство
1. Родство и семья
В истории Рима существовал целый ряд семейных образований, весьма отличных от современного понимания семьи. Только в имперский период появилась familia, т.е. семья в современном значении слова, состоящая из родителей и, как правило, детей.
Сохранились свидетельства существования в архаическом Риме родовой организации. Род (gens) представлял собой группу, имевшую сознание общего происхождения, связанную узами солидарности, единства родового имени (nomen) и родового культа (sacra), родовых гробниц и характеризовавшуюся коллективным наследованием.
Уже в царский период и период ранней республики род был пережитком социальной организации. Основной формой семьи в царский и республиканский периоды была малая патриархальная семья (familia proprio iure или familia iure paterno). Ульпиан называет семьей своего права (familia proprio iure) семью, состоящую из нескольких лиц, находящуюся под властью pater либо по рождению (natura), либо по усыновлению (iure), вне зависимости от ее размеров. Большая семья появляется вследствие расширения семьи своего права в результате рождения и совместного подчинения детей и их потомков власти pater, при жизни последнего.
После смерти pater familia его взрослые сыновья становились самостоятельными и сами превращались в pater familia. Однако в древности такое разделение в некоторых случаях происходило только частично. Братья могли организовать консорциум при неразделенном наследстве (consortium ercto non cito). В отношении общности использовался древний римский принцип солидарности, согласно которому каждый из членов консорциума являлся собственником целого. Каждый брат мог выполнять действия по распоряжению вещью, если другие члены консорциума не применяли права вето.
Характерной чертой малой патриархальной семьи было агнатское родство. Агнатское родство охватывало всех лиц, принадлежавших к одной
семье, и поэтому родственниками считались все, кто находился под властью главы этой семьи (домовладыки). Поэтому, например, дочь, выходившая замуж, и, следовательно, поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своему отцу, братьям и т.д., но в то же время становилась агнаткой новому домовладыке.
В поздней Республике и в эпоху империи под влиянием развития большой средиземноморской торговли и рабовладения власть отца ослабевает и происходит становление современной малой моногамной семьи
– familia с когнатской системой родства. Когнатское родство – это кровное родство, а в более узком – родство по женской линии.
Несмотря на эволюцию семейных отношений, семья на всем протяжении истории Рима сохраняла ряд характерных особенностей: 1) существование имущественного понятия семьи; 2) патриархат; 3) властная семейная структура, которая находит наивысшее выражение во власти pater;
4) превосходство мужской линии родства; 5) пресечение женского адюльтера, каравшееся высшим наказанием; 6) возможность расторжения брака только со стороны мужа.
2. Брак
Римский юрист Модестин писал, что «брак есть союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права». Брак в Риме, по словам Цицерона, считался «как бы рассадником государства» и брак определялся как «основание для заведения детей».
Данное определение не исключает патриархального характера римской семьи. Катон утверждает, что муж является судьей собственной жены, его власть не имеет пределов; если жена совершила какой-либо проступок, он ее наказывает; если жена совершила измену, пила вино или украла ключи от погреба с вином, он имеет право предать ее смерти. Если муж застает жену на месте измены, он может убить ее и ее любовника безнаказанно. Такое строгое отношение к супружеской верности женщины объясняется необходимостью определения потомства в наследственных целях. Только в законном браке римских граждан могли рождаться римские граждане, женская неверность с точки зрения римского права могла привести к нарушению чистоты рода – понятию не биологическому, а юридическому.
Ответственность за женское прелюбодеяние было смягчено только в имперский период. Закон Юлия Августа о прелюбодеяниях, за исключением случая захвата на месте преступления, заменил смерть от руки мужа на

вечное изгнание с потерей части имущества, сделав прелюбодеяние публичным преступлением с общественным обвинением перед публичным судом. Если в течение 60 дней муж или отец предлагаемой прелюбодейки не выдвигали штрафной иск, он мог быть предъявлен любым гражданином; более того, муж, который не выдвинул обвинения, подвергался наказанию.
Римское право выдвигало следующие условия для вступления в брак:
(1) в законный брак могли вступить только римские граждане; (2) согласие лиц, вступающих в брак, а также разрешение домовладыки; (3) достижение брачного возраста: для мужчин – 14 лет, а для женщин – 12 лет; (4) вступившие в брак не должны состоять в другом непрекращенном браке; (5) лица, вступавшие в брак, не должны были состоять между собой в близком родстве или свойстве; (6) соблюдение вдовьего траура сроком в один год, этот срок позволял не сомневаться в отцовстве ребенка в случае, если он рождался в течение года после смерти отца.
Согласно свидетельству Гая, существовало три способа установления manus: «итак, некогда переход под власть мужа совершался тремя способами: конфарреацией, покупкой и давностью».
1) конфарреация – это древний торжественный религиозный ритуал в честь Юпитера, бога – покровителя земледелия. Мужчина и женщина преломляли и вкушали вместе хлеб из полбы (низший злак) в присутствии верховного понтифика (жреца) и 10 свидетелей;
2) мнимая покупка мужем своей будущей жены у ее отца по правилам, установленным для приобретения ценных вещей («манципация невесты»). Из этого способа в последующем развился институт помолвки – торжественных клятв заключить брак;
3) брак sine manu, т.е. без власти мужа, заключался без всяких формальностей.
Власть мужа над женой обозначалось понятием manus. Римское право различало два вида брака: с властью мужа (cum manu mariti) и без власти мужа («сине ману» – sine manu). В первом случае жена переходила под manu мужа и potestas нового отца семейства, во втором – оставалась под potestas своего отца.
Согласно Закону XII таблиц, брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Если жена в течение года прожила в доме мужа три дня, то она автоматически попадала под власть мужа. Поэтому, чтобы избежать этого, она должна была не менее трех дней в году проводить вне дома – давность таким образом прерывалась. В поздней Республике и империи в связи с
переходом от патриархальной семьи к современной малой семьи брак sine manu исчез.
От брака sine manu следует отличать конкубинат. Конкубинат в
Древнем Риме – это дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины. В отличие от конкубината брак заключался с намерением создать семью и воспитать детей.
В царский период и в эпоху Республики римский брак, по свидетельству Павла, мог быть прекращен «разводом, смертью, взятием в плен или другим случаем рабства одного из супругов». Основными способами были естественная смерть и рабство (юридическая смерть). Раб автоматически терял римское гражданство, почему не мог состоять в законном браке. Если римский гражданин во время войны попадал в плен к чужеземцам, а затем возвращался, то на время плена он терял права римского гражданина и после возвращения из плена ему приходилось вновь заключать законный брак со своей супругой.
В архаическом обществе право расторгнуть брак принадлежало только мужчине. Основанием для расторжения брака были прелюбодеяние, похищение или подделка ключей от винного погреба, отравление матерью детей или аборт. При отсутствии этих условий, если муж требовал развода, он должен был заплатить жене половину своего имущества.
Для развода не требовались особые формы: было достаточно поведения, которое ясно показало бы, что желание быть супругами, супружеская любовь исчезли; это могло быть выражено любым поведением, лишь бы однозначным: например, изгнанием жены из дома или уходом и началом нового брака.
В классическую эпоху развод был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению о расторжении брака мужа или жены. Это привело к тому, что браки очень часто стали распадаться. В связи с этим в эпоху империи был принят ряд законов, направленных на предотвращение разводов и укрепление семьи.
Так, одностороннее заявление о расторжении брака допускалось только в том случае, если оно было обоснованным (например, неверность супруга, неспособность к семейной жизни, насилие супруга и т.д.). Кроме того, закон обязывал состоять в браке мужчин в возрасте от 25 до 60 лет, а женщин – с
20 до 50 лет. Те, кто не выполнял данные требования, лишались возможности быть наследниками по завещанию. Был введен особый налог на безбрачие и т.д.


3. Имущественный отношения между супругами
Отношения между супругами зависели от того, какой брак был между ними заключен – брак с властью мужа (cum manu mariti) или брак без власти мужа (sine manu). При заключении брака cum manu жена попадала в полную зависимость от него. Первоначально муж мог даже убить свою жену, а также продать ее в рабство или кабалу. Все имущество жены попадало в собственность мужа, и он мог распоряжаться им без всяких ограничений.
Имущество жене не возвращалось даже после прекращения брака. Жена не имела право даже составлять завещание.
При браке sine manu (без власти мужа) сохранялось определенное равенство в семье, однако и в данном браке сказывалось главенство мужа.
Так, при вступлении в брак sine manu жена получала имя и сословное положение мужа, обязана была жить в том месте, где живет муж, последствия измены были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа и т.д. Но имущество супругов оставалось раздельным, поэтому мужу необходимо было получить согласие жены на простое управление ее имуществом.
Таким образом, женщина в течение всей жизни оставалась под властью отца или мужа. Это означает, что она не обладала полной правоспособностью не только в публичном праве, но и в частном. Причем, если в отношении несовершеннолетних опека была временной, то в отношении женщины ее продолжительность не ограничивалась. Это объяснялось расточительностью женщин. Женщине в браке даже запрещалось принимать подарки от мужа, т.к. эти подарки могли повлиять на наследственную массу.
С течением времени правоспособность женщины в браке стала расширяться: законом Вокония 169 г. до н.э. было установлено право женщины наследовать, затем пользоваться правом собственности в отношении подарков мужа.
Особую роль в имущественных отношениях супругов играло приданное. Приданное – это часть имущества, предоставляемая мужу женой или ее домовладыкой для облегчения материальных затруднений семейной жизни. Первоначально приданое полностью переходило в собственность мужа, и поэтому какой-либо специальной регламентации ее правового статуса не требовалось. В дальнейшем стало заключаться устное соглашение, по которому муж был обязан возвратить приданое в случае прекращения брака.


В классический период приданое получило специальную правовую регламентацию. Теперь муж не имел права распоряжаться земельным участком, внесенным в качестве приданого, если на это не было специального разрешения жены. В случае прекращения брака приданое подлежало возврату независимо от наличия предварительного соглашения об этом между супругами. Смерть жены не влекла возврата приданого, кроме случая, когда был жив ее отец и приданое предоставлялось им.
В эпоху империи сложился обычай, по которому муж, получая приданое, со своей стороны также делал вклад в семейное имущество. Этот вклад выражался в форме дарения определенного имущества жене. Во время брака это имущество оставалось в собственности и управлении мужа, однако жена была вправе претендовать на него в случае расторжения брака по вине мужа, а также в случае его смерти.
4. Сыновья
Patria potestas над детьми выражается в ряде властных полномочий и прав, которые могут быть обозначены как право продажи своих детей, право ноксальной выдачи, право распоряжаться их жизнью и смертью, право признавать детей, а также отрицательное право выбрасывать детей.
В экономическом плане право продажи связано с тем, что в дорабовладельческом обществе сын представлял собой преимущественно рабочую силу. Сын, проданный третьему лицу, назывался свободным на положении раба (liber in mancipio). Он оставался свободным, несмотря на тяжелую физическую зависимость, поскольку основным принципом древнеримского правопорядка было то, что римский гражданин не мог быть рабом в Риме. Законы XII таблиц наложили ограничение на право отца семейства продавать сына: «если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен от власти отца». Для дочерей и внуков было достаточно одной продажи для освобождения от patria potestas.
Право ноксальной выдачи было право отца семейства освобождаться от последствий недозволительного поведения подвластных (сыновей, рабов), передавая виновного главе оскорбленной или понесшей убыток группы: он оказывался перед выбором – согласиться отвечать по суду за ущерб, нанесенный незаконным действием, или уступить виновного. Причина этого в том, что, с одной стороны, неправоспособность подвластных делала отца ответственным за их незаконные поступки по отношению к внешнему миру; с другой – поскольку те же подвластные представляли собой рабочую силы.

В архаическом Риме отец мог убивать сыновей до 3 лет, родившихся уродцами; дочерей, за исключением первой. Право отца семейства над жизнью и смертью своих сыновей было ограничено Законом XII таблиц:
«не… убивать без справедливого основания». В эпоху империи это право было отменено: убийца своего сына приговаривался к утоплению в мешке с животными, т.е. также как и отцеубийца.
Право признавать детей уходило своими корнями в древнейшую эпоху, когда из-за отсутствия института моногамного брака невозможно было определить отца ребенка. Мать клала новорожденного на землю у ног предполагаемого отца и он, поднимая ребенка на руки, выражал своего рода признание отцовства и соглашался с тем, что ребенок становится членом семьи. В последующем право признания сохранилось только как торжественный обряд. Источники архаического периода сохранили свидетельство и обратной стороны права признания – право выбрасывать детей. Формально право выбрасывать детей было запрещено только в I в. н.э.
Patria potestas над детьми возникала с момента рождения сына или дочери в законном браке, а также путем узаконения либо усыновления.
Рожденным от законного брака считался ребенок женщины, состоящей в законном браке, появившийся на свет по крайней мере через шесть месяцев после свадьбы и не позже десятого месяца после расторжения брака, на основании нормальных сроков беременности в их вариациях. Вне этих сроков и при отсутствии законного брака ребенок считался
«незаконнозачатым» и «незаконнорожденным». В этом случае дети не входили в семью pater, а следовали юридическому положению матери.
Узаконение – это признание законных детей, рожденных вне брака (т.е. от конкубины – сожительства). Узаконение могло быть совершено:
1. Путем последующего вступления в брак родителей внебрачного ребенка;
2. Путем получения специального императорского рескрипта;
3. Путем зачисления сына в члены муниципального сената, а дочери – путем выдачи замуж за члена этого сената.
Усыновление совершалось над совершенно посторонним для усыновителя лицом. Если усыновлялось лицо, не находившееся под отцовской властью, то на это требовалось получение императорского рескрипта, а если усыновляемый находился под отцовской властью, то на усыновление необходимо было согласие домовладыки усыновляемого, что

фиксировалось в судебном протоколе. Усыновитель должен был быть старше усыновляемого не менее чем на 18 лет.
Потеря отцовской власти происходила вследствие смерти или умаления правоспособности домовладыки, добровольной эмансипации сына
(троекратная продажа сына или посредством императорского рескрипта с IV в. н.э.), ноксальной выдачи, усыновления другим лицом.
В архаический период и эпоху ранней Республики имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, однако управлять и распоряжаться им мог только домовладыка. Поэтому, хотя сын и имел право самостоятельно совершать имущественные сделки, однако все полученное им по этим сделкам автоматически шло в распоряжение отца. При этом сам домовладыка не становился обязанным по сделкам своего сына, кроме случаев причинения сыном вреда. Таким образом, существовала юридическая безответственность домовладыки.
Однако уже в архаическом Риме появился институт пекулия – фактического имущества, которое pater familias назначал сыну на его потребности, чтобы обеспечить ему минимальную экономическую самостоятельность для вступления в брак, занятие ремеслом и т.д. Размер пекулия мог возрастать благодаря действиям подвластного. Но право пользования имуществом пекулия и особенно право распоряжаться им подвластного, зависел от воли pater. Подвластный не мог дарить пекулий или распоряжаться им по завещанию.
С развитием торговли и делового оборота в период Республики имущественная правоспособность сыновей значительно расширилась.
Размеры пекулиев резко расширяются (иногда они превращаются в огромные провинциальные филиалы торговой компании, находившейся в Риме).
Подвластные получали в ряде случаев (например, при наследовании) защиту претора. Облегчается освобождение сыновей из-под власти отца (например, в случае получения подвластным ряда почетных званий). Нередкой становится и «эмансипация», т.е. освобождение из-под власти по воле самого домовладыки.
В период поздней Республики и империи имущественная самостоятельность подвластного сына стала расширяться. В отношении лагерного пекулия (военное жалование, добыча и призы) сына-воина имперскими узаконениями было установлено правило о разрешении его продавать, дарить, передавать по наследству. Pater familias не мог отозвать себе лагерный пекулий. Император Константин ввел «как бы лагерный»
пекулий, состоящий из доходов находящегося под властью отца от занимаемых общественных должностей.
5. Опека и попечительство
В архаический период опека над несовершеннолетними была разновидностью patria potestas, когда pater умирал, оставив несовершеннолетних детей (обоих полов). Она предусматривалась не в интересах несовершеннолетнего, а в интересах агнатов, для сохранения имущества семьи. В древности опекун и наследник совпадали.
В период Республики и эпоху империи опека устанавливалась над малолетними гражданами обоих полов в целях защиты их прав. Над лицами м.п. опекунство продолжалось до достижения лицу 14 лет, а над лицами ж.п.
– до 12 лет. В то же время вплоть до классического периода женщина считалась под вечной опекой своего домовладыки или мужа.
Опекуном мог быть назначен любой гражданин, имеющий право занимать публичные должности, а также муниципалитет. Опека рассматривалась в Древнем Риме как обязанность лица и поэтому отказаться от исполнения обязанностей опекуна можно было только по уважительной причине. От опеки, в частности, освобождались: престарелые в возрасте старше 70 лет; лица, имевшие на своем иждивении трех и более сыновей; сенаторы и магистраты; юрисконсульты; учителя; малоимущие и др.
Завещательная опека – это опека, устанавливаемая на основе завещания. На основе завещания домовладыка мог учредить опеку над своими детьми, как уже родившимися, так и над теми, которые еще только должны родиться, а также над внуками или правнуками, если у них отец умер ранее деда.
На основе закона опека устанавливалась в том случае, если отец не установил до своей смерти опеку. Опекуном по закону мог стать лишь ближайший родственник по отцовской линии. По праву Юстиниана опекуном мог быть также и родственник по материнской линии.
Учреждаемая опека устанавливалась в том случае, если не было завещательной опеки и невозможно было установить законную. Опекуна назначал претор при участии трибунов.
Попечительство устанавливалось в отношении только совершеннолетних, которые по каким-либо причинам не могли самостоятельно управлять или распоряжаться своим имуществом. Оно устанавливалось в отношении: (1)душевнобольных; (2)лиц с физическими