ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
И
нформатика, 11 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин
-
Моделирование
Практические работы
-
Моделирование работы процессора
-
Напишите программу, которая моделирует работу процессора. Процессор имеет 4 регистра, они обозначаются R0, R1, R2 и R3. Все команды состоят из трех десятичных цифр: код операции, номер первого регистра и номер второго регистра (или число от 0 до 9). Коды команд и примеры их использования приведены в таблице:
-
Код операции
Описание
Пример
Псевдокод
1
запись константы
128
R2 := 8
2
копирование значения
203
R3 := R0
3
сложение
331
R1 := R1 + R3
4
вычитание
431
R1 := R1 – R3
Обратите внимание, что результат записывается во второй регистр. Команды вводятся последовательно как символьные строки. После ввода каждой строки программа показывает значения всех регистров.
-
*Добавьте в систему команд умножение, деление и логические операции c регистрами – «И», «ИЛИ», «исключающее ИЛИ». -
*Добавьте в систему команд логическую операцию «НЕ». Подумайте, как можно использовать второй регистр. -
*Сделайте так, чтобы в команде с кодом 1 можно было использовать шестнадцатеричные значения констант (0-9, A-F). -
Добавьте обработку ошибок типа «неверная команда», «неверный номер регистра», «деление на ноль». -
*Добавьте команду «СТОП», которая прекращает работу программы. Введите строковый массив, моделирующий память, и запишите в него программу – последовательность команд. Ваша программа должна последовательно выполнять эти команды, выбирая их из «памяти», пока не встретится команда «СТОП». -
**Подумайте, как можно было бы организовать условный переход: перейти на N байт вперед (или назад), если результат последней операции – ноль.
-
Моделирование движения
-
Парашютист массой 90 кг разгоняется в свободном падении до скорости 10 м/с и на высоте 50 м раскрывает парашют, площадь которого 55 м2. Коэффициент сопротивления парашюта равен 0,9. Выполните следующие задания:
-
постройте графики изменения скорости и высоты полета в течение первых 4 секунд; -
определите, с какой скоростью приземлится парашютист? -
сравните результаты моделирования с установившимся значением скорости, вычисленным теоретически.
-
теоретически
моделирование
Скорость приземления, м/с
-
Напишите программу, которая моделирует полет мяча, брошенного вертикально вверх, при
мм, г, м/с, с.
Остальные необходимые данные есть в тексте § 9. Выполните следующие задания:
-
определите время полета, максимальную высоту подъема мяча и скорость в момент приземления; -
вычислите время полета и максимальную высоту подъема мяча, используя модель движения без сопротивления воздуха:
-
сравните эти результаты с полученными при моделировании с учетом сопротивления;
без учёта сопротивления
с учётом сопротивления
Время полета, с
Максимальная высота, м
Скорость приземления, м/с
-
можно ли в этой задаче пренебречь сопротивлением воздуха? почему?
Ответ
:
-
с помощью табличного процессора постройте траекторию движения мяча, а также графики изменения скорости, ускорения и силы сопротивления; -
уменьшите шаг до 0,01 с и повторите моделирование; сделайте выводы по поводу выбора шага в данной задаче.
Ответ:
-
*Выполните моделирование движения мяча, брошенного под углом 45° к горизонту:
-
определите время полета, максимальную высоту и дальность полета мяча, скорость в момент приземления;
без учёта сопротивления
с учётом сопротивления
Время полета, с
Максимальная высота, м
Дальность полета, м
Скорость приземления, м/с
-
сравните результаты со случаем, когда сопротивление воздуха не учитывается; сделайте выводы.
Ответ:
-
Моделирование популяции животных
Для выполнения работы откройте файл-заготовку Популяция.xls.
-
Постройте графики изменения численности популяции животных для моделей ограниченного и неограниченного роста при , и в течение первых 15 периодов. Определите, когда модель неограниченного роста перестает быть адекватной (отклонение от модели ограниченного роста составляет более 10%).
Ответ:
-
Используя подбор параметра, определите, при каких коэффициентах модель неограниченного роста остается адекватной в течение не менее 10 периодов.
Ответ:
-
Используя модель ограниченного роста из предыдущей задачи, выполните моделирование популяции с учетом отлова ( ). Предполагается, что животных начали отлавливать через 10 лет после начала наблюдений.
-
постройте график изменения численности животных; -
определите количество животных в состоянии равновесия по результатам моделирования; зависит ли оно от начальной численности?
Ответ:
-
определите количество животных в состоянии равновесия теоретически, из модели ограниченного роста с отловом; сравните это значение с результатами моделирования
Ответ:
-
определите, на что влияет начальная численность животных;
Ответ:
-
определите (по результатам моделирования) максимальный отлов , при котором популяция не вымирает.
Ответ:
-
*определите максимально допустимый отлов теоретически, из модели ограниченного роста с отловом; сравните это значение с результатами моделирования
Ответ:
-
Моделирование эпидемии
Для выполнения работы откройте файл-заготовку Эпидемия.xls.
При эпидемии гриппа число больных изменяется по формуле
,
где – количество заболевших в -й день, а – количество выздоровевших в тот же день. Число заболевших рассчитывается согласно модели ограниченного роста:
,
где – общая численность жителей, – коэффициент роста и – число переболевших (тех, кто уже переболел и выздоровел, и поэтому больше не заболеет):
.
Считается, что в начале эпидемии заболел 1 человек, все заболевшие выздоравливают через 7 дней и больше не болеют.
Выполните моделирование развития эпидемии при и до того момента, когда количество больных станет равно нулю. Постройте график изменения количества больных.
Ответьте на следующие вопросы:
-
Когда закончится эпидемия?
Ответ:
-
Сколько человек переболеет, а сколько вообще не заболеет гриппом?
Ответ:
-
Каково максимальное число больных в один день?
Ответ:
-
Изменяя коэффициент , определите, при каких значениях модель явно перестает быть адекватной.
Ответ:
-
*Сравните модель, использованную в этой работе, со следующей моделью:
, .
Анализируя результаты моделирования, докажите, что эта модель неадекватна. Какие допущения, на ваш взгляд, были сделаны неверно при разработке этой модели?
Ответ:
Сравните поведение двух моделей при , и . Сделайте выводы.
Ответ:
-
Модель «хищник-жертва»
Для выполнения работы откройте файл-заготовку ХищникЖертва.xls.
Выполните моделирование биологической системы «щуки-караси»
где – численность карасей
– численность щук
при следующих значениях параметров:
– коэффициент прироста карасей;
– предельная численность карасей;